дело № 12-16/2017
РЕШЕНИЕ
пгт Пряжа 12 апреля 2017 года
Судья Пряжинского районного суда Республики Карелия Ощепков Д.А., при секретаре Ивановой О.В., рассмотрев жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» на постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция», юридический адрес: <адрес>,
установил:
Постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу В. от ДД.ММ.ГГГГ Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» (далее ФГБНУ «Карельская ГСХОС») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Определением судьи от 24 марта 2017 г. ФГБНУ «Карельская ГСХОС» восстановлен срок для обжалования вышеуказанного постановления.
Представитель ФГБНУ «Карельская ГСХОС» П. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, считает его незаконным, в связи с тем, что Управлением неправильно дана квалификация вменяемого административного правонарушения, поскольку объективную сторону административного правонарушения составляет невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель в процессе производственной деятельности, которую Учреждение не осуществляет. Также заявитель указывает на отсутствие состава административного правонарушения ввиду неустановленного субъекта вменяемого правонарушения. По мнению представителя Учреждения, субъектами вменяемого правонарушения являются Администрация <данные изъяты> сельского поселения, в чьи обязанности входят сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, Территориальное управление Росимущества по РК, которое является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, а также ФГБУ «Управление «Карелмелиоводхоз», чье имущество находится на указанном земельном участке.
Кроме этого, заявитель указывает на то, что ФГБНУ «Карельская ГСХОС» на протяжении 5 лет ведется активная работа по предотвращению складирования третьими лицами мусора на землях, принадлежащих им, принимаются все зависящие от него меры по их соблюдению правил и норм за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в связи с чем автор жалобы считает, что согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ у ФГБНУ «Карельская ГСХОС» отсутствует вина во вменяемом административном правонарушении.
В отзыве на жалобу руководитель Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу Щ. просит оставить постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу В. от ДД.ММ.ГГГГ без изменения, жалобу ФГБНУ «Карельская ГСХОС» - без удовлетворения.
В судебное заседании представитель ФГБНУ «Карельская ГСХОС», представитель Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Ходатайств об отложении рассмотрения дела сторонами не заявлено.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям); 4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, земель; 5) сохранению достигнутого уровня мелиорации; 6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; 7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В силу ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Из материалов дела следует, что на основании заявления гражданина ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения административного расследования по адресу: <адрес> на осушенном земельном участке (кадастровый №, площадью <данные изъяты> га, входящий в единое землепользование с кадастровым номером №, площадью № га, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства и исследовательских целей, принадлежащем на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГБНУ «Карельская ГСХОС», выявлен факт административного правонарушения, выразившийся в невыполнении собственником ФГБНУ «Карельская ГСХОС» установленных требований и обязательных мероприятий по защите и охране земельного участка от захламления (выявлено складирование твердых бытовых отходов (бытовой мусор, доски, пиломатериалы, коробки, пластиковые бутылки, мешки с мусором)).
Таким образом, установленные приведенными выше законодательными актами обязанности по защите земель от захламления отходами производства и потребления ФГБНУ «Карельская ГСХОС» не выполняются.
Факт совершения ФГБНУ «Карельская ГСХОС» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, соответствующими требованиям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, в частности: заявлением Ш. с просьбой провести проверку в связи с обнаружением свалки ТБО на земельном участке в районе <адрес>; определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ; актом обмера площади земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом отбора проб почвы № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ; актом обмера площади земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом отбора проб почвы № от ДД.ММ.ГГГГ; фототаблицей к протоколу осмотра от ДД.ММ.ГГГГ; экспертным заключением № по результатам лабораторных исследований; кадастровыми выписками о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ; копией свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии №; протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ; картографическим схемами.
На основании изложенного суд находит обжалуемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ законным и обоснованным.
При рассмотрении дела фактические обстоятельства были установлены полно и всесторонне, полностью подтверждаются представленными доказательствами, получившими правильную оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ в постановлении о привлечении к административной ответственности.
Постановление о привлечении ФГБНУ «Карельская ГСХОС» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Назначенное ФГБНУ «Карельская ГСХОС» наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб. соответствует принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, снижение размера штрафа ниже низшего предела возможно в исключительных случаях, когда административный штраф в пределах санкции является для юридического лица весьма обременительным и приобретает характер избыточного административного принуждения.
В соответствии с п.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
В силу ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3. 2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, и его последствия, имущественное и финансовое положение привлекаемого, привлечение ФГБНУ «Карельская ГСХОС» по ч.2 ст.8.7 КоАП РФ впервые, снижение должностным лицом административного штрафа до 200 000 рублей отвечает принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
Довод о том, что неправильно дана квалификация вменяемого административного правонарушения несостоятелен, поскольку согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности. Таким образом, приведенными законодательными актами, в частности, предусмотрена обязанность землепользователей проводить мероприятия по защите земель от загрязнения и захламления отходами производства и потребления.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе, вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения. В частности, ФГБНУ «Карельская ГСХОС», являясь землепользователем, не приняла необходимых мер по предупреждению захламления, а также по устранению свалки твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером №, входящем в единое землепользование с кадастровым номером №.
Довод о том, что отсутствует состав административного правонарушения ввиду неустановленного субъекта вменяемого правонарушения, также несостоятелен.
Согласно ст. 12, п. 1, 3 ч. 1 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ целями охраны земель являются предотвращение негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями. Кроме того, собственники земельных участков обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 74 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Ссылка заявителя на то, что субъектами вменяемого правонарушения являются Администрация <данные изъяты> сельского поселения, в чьи обязанности входят сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, Территориальное управление Росимущества по РК, которое является собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, а также ФГБУ «Управление «Карелмелиоводхоз», чье имущество находится на указанном земельном участке основана на неверном толковании закона, поскольку земельный участок с кадастровым номером №, входящий в единое землепользование с кадастровым номером №, представлен ФГБНУ «Карельская ГСХОС» в постоянное бессрочное пользование, что подтверждено материалами дела.
Довод о том, что ФГБНУ «Карельская ГСХОС» приняла все возможные меры к защите земельного участка от захламления бытовыми отходами, не подтверждены исследованными по делу доказательствами.
Из материалов дела, в том числе протоколов осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на площади 47,2 кв.м. занимаемого земельного участка допущено его захламление бытовыми отходами потребления.
В судебном заседании судьей обозревались обращения ФГБНУ «Карельская ГСХОС» по факту несанкционированного складирования ТБО на земельных участках, принадлежащих заявителю, расположенных по адресу: <адрес>. Данные обращения не опровергают выводов о виновности заявителя жалобы в указанном правонарушении, поскольку работа по обследованию земельного участка с кадастровым номером № началась лишь после возбуждения дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а именно, ДД.ММ.ГГГГ
Обращение руководителя ФГБНУ «Карельская ГСХОС» от ДД.ММ.ГГГГ, то есть до возбуждения дела об административном правонарушении, на что ссылается заявитель жалобы, само по себе не свидетельствует о надлежащем исполнении им обязанностей по защите указанного земельного участка, так как заявителем жалобы не представлено доказательств эффективности принимаемых мер и объективной невозможности полного освобождения земельного участка от находящихся на нем отходов.
При вышеизложенных обстоятельствах, не усматриваю оснований для удовлетворения жалобы заявителя в части отмены оспариваемого постановления.
Руководствуясь статьями 30.1-30.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» оставить без изменения, а жалобу Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Карельская государственная сельскохозяйственная опытная станция» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение 10 дней через Пряжинский районный суд Республики Карелия.
Судья Д.А. Ощепков