Решение по делу № 2-213/2018 (2-3856/2017;) ~ М-3607/2017 от 27.12.2017

             Дело № 2-213/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Интинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Румянцевой И.М.,

при секретаре Каминской Н.А.,

с участием истца Короткова И.Ф.,

представителя ответчика Шашаевой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Инте Республики Коми 30 января 2018 года дело по иску Короткова И. Ф. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о признании незаконным решения, включении периодов в стаж на соответствующих видах работ и понуждении назначить досрочную страховую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения от 20.11.2017 №__ об отказе включения периодов в стаж на соответствующих видах работ периодов службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002 и службы в рядах Советской Армии с 25.06.1989 по 01.06.1991, включении в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002 и службы в рядах Советской Армии с 25.06.1989 по 01.06.1991 и понуждении назначить страховую пенсию досрочно с 25.09.2017. В обоснование своих требований указал, что 25.09.2017 в связи с достижением пенсионного возраста он обратился с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением УПФР в г. Инте РК от 20.11.2017 в досрочном назначении страховой пенсии по старости было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. Считает отказ в назначении пенсии незаконным.

Истец в судебном заседании уточнил исковые требования и просил включить периоды службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002 и службы в рядах Советской Армии с 25.06.1989 по 01.06.1991 в подземный стаж, то есть по Списку № 1, обязать ответчика назначить страховую пенсию досрочно с 25.09.2017.

Представитель ответчика – УПФР в г. Инте РК Шашаева С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С 01.01.2015 основания досрочного назначения страховой пенсии предусмотрены ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 23.12.2013), поскольку согласно ч. 1 и 3 ст. 36 данного Федерального закона со дня его вступления в силу (то есть с 01.01.2015) Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с данным Федеральным законом в части, не противоречащей данному Федеральному закону.

Судом установлено, что Коротков И.Ф., __.__.__ года рождения, 25.09.2017 обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30, ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013.

На основании п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы.

В соответствии с ч. 2 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 настоящей статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.

Аналогичные положения были предусмотрены при назначении досрочной пенсии в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 27 ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17.12.2001).

20.11.2017 решением УПФР в г. Инте РК №__ в назначении пенсии по старости Короткову И.Ф. было отказано ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013).

При определении права на пенсию применяются Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 № 481 (далее - Список № 481), а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее - Правила от 11.07.2002).

Истец просит включить в стаж на соответствующих видах работ, а именно в подземный стаж, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013, период службы в рядах Советской Армии с 25.06.1989 по 01.06.1991.

Из копии трудовой книжки истца усматривается, что он <....>

В период службы истца в рядах Советской Армии применялись нормы закона СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях" и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 № 590 (далее - Положение от 03.08.1972).

В соответствии с п. 109 Положения от 03.08.1972 кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывались служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МТБ, КГБ при Совмине СССР, министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, МВД СССР, МВД союзных республик; служба в милиции (пп. "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости рабочим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравнивались по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Также п. 109 указанного Положения предусматривалось, что в случаях назначения пенсий на льготных условиях или в льготных размерах работа или другая деятельность, приравниваемая к работе, дающей право на указанные пенсии, учитывалась в размере, не превышающем имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Положение от 03.08.1972 утратило силу на территории РФ с 01.01.1992 в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".

В соответствии с разъяснением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 № 4 "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Минтруда и соцразвития РФ от 17.10.2003 № 70, при исчислении стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Постановлением Конституционного суда РФ от 06.03.2003 №107-0 разъяснено, что право граждан на досрочное назначение пенсии не должно быть поставлено в зависимость от того обстоятельства, что в настоящее время выполняемые ими работы, дающие ранее право на назначение льготной пенсии, перестали быть таковыми по ныне действующему законодательству. Это противоречит Конституции РФ и приводит к неправомерному ограничению прав граждан на социальное обеспечение.

Поскольку до и после службы в армии истец работал <....>, работа в данной должности поименована в Списке № 2, а не в Списке № 1, в связи с чем оснований для включения указанного периода в стаж подземной работы, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013, не имеется.

Истец просит включить в стаж на соответствующих видах работ в подземных условиях, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013, период службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002.

Согласно архивной справки от 25.01.2018 №__ Коротков И.Ф. проходил службу в отделе внутренних дел г. Инты Республики Коми с 23.07.1994 по 01.04.2002.

В абзаце 7 п. 14 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволяющего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14.07.1956 "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечений граждан в СССР", Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Статьей 67 Закона СССР от 15.05.1990 "О пенсионном обеспечении граждан в СССР" предусматривалось, что в общий трудовой стаж включались работа, выполняемая на основании трудового договора на предприятиях, в учреждениях, организациях и кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, а также на основании членства в колхозах и других кооперативах, независимо от характера и продолжительности работы и длительности перерывов, а также любая другая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию; военная служба и пребываниея в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел; служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности и наличия специального или воинского звания.

В соответствии со ст. 89 Закона РСФСР от 20.11.1990 №340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (далее – Закон РСФСР от 20.11.1990) в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

На основании ст. 90 Закона РСФСР от 20.11.1990 служба в составе Вооруженных Сил Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формирований, Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил бывшего СССР, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки Российской Федерации, министерствах и ведомствах Российской Федерации, в которых законом предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также органах государственной безопасности и внутренних дел бывшего СССР (в том числе в период, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской и Великой Отечественной войн включаются в общий трудовой стаж наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 в страховой стаж включались периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

На основании ст. 2 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию. На основаниях, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Согласно ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

На основании ст. 12 Федерального закона от 28.12.2013 в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Периоды, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, после 01.01.1992 пенсионным законодательством было предусмотрено включение периодов службы в органах внутренних дел только в общий трудовой (страховой) стаж.

Принимая во внимание, что период службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002 имел место после 01.01.1992, в связи с чем Положение 03.08.1972 не распространяло свое действие на истца, то требования истца о включении в стаж на подземных работах, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013, периода службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002 подлежат отклонению.

При таких обстоятельствах решение ответчика от 20.11.2017 №__ об отказе истцу включить в стаж на подземных видах работ периодов службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002 и службы в рядах Советской Армии с 25.06.1989 по 01.06.1991 является правильным и не подлежащим отмене.

Поскольку требования о назначении страховой пенсии досрочно с 25.09.2017 являются производными от требований, в удовлетворении которых отказано, то они также не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Короткову И. Ф. в иске к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми о признании незаконным решения №__ от 20.11.2017; включении в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на назначение пенсии в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов службы в органах внутренних дел с 23.07.1994 по 01.04.2002 и службы в рядах Советской Армии с 25.06.1989 по 01.06.1991 и понуждении назначить страховую пенсию досрочно с 25.09.2017.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 06.02.2018.

Судья

И.М.Румянцева

<....>

<....>

2-213/2018 (2-3856/2017;) ~ М-3607/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Коротков Игорь Федорович
Ответчики
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в городе Инте Республики Коми
Суд
Интинский городской суд Республики Коми
Судья
Румянцева Ирина Михайловна
Дело на странице суда
intasud--komi.sudrf.ru
27.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.12.2017Передача материалов судье
29.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.01.2018Судебное заседание
06.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2019Дело оформлено
31.01.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее