Судья: Каверин В.В. Дело № 33-1259/2021
(№ 2-1479/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей СтарцевойС.А., ЧуряеваА.В.,
при секретаре ВрацкойА.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества,
по апелляционной жалобе Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Заводского районного суда г. Орла от 23 ноября 2020 г., которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Заводского района г. Орла, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны № и №, расположенных по адресу: <адрес>, как объектов федеральной собственности, включив данные объекты в реестр федерального имущества.
Исключить защитные сооружения гражданской обороны № и №, расположенные по адресу: <адрес>, из реестра муниципального имущества г. Орла».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., возражения заместителя прокурора Заводского района г. Орла Воробьева Василия Владимировича, представителя Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла по доверенности Кудряшова Сергея Леонидовича, представителя Главного Управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Орловской области Новосельцевой Натальи Александровны, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
прокурор Заводского района г. Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее по тексту – МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях) о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества.
В обоснование заявленных требований указывал, что органами прокуратуры проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о гражданской обороне в части содержания защитных сооружений, расположенных в пределах Заводского района г. Орла, по результатам которой установлено, что в безвозмездное пользование муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла» (далее по тексту - МУП «ТТП г. Орла») переданы защитные сооружения гражданской обороны № №, №, расположенные по адресу: <адрес>, представляющие собой встроенные в здание убежища площадью 144 кв. м и 123,6 кв. м, введенные в эксплуатацию в декабре 1979 г. и октябре 1986 г.
Согласно информации Главного Управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Орловской области (далее по тексту – ГУ МЧС России по Орловской области) указанные сооружения значатся в Журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Ссылаясь на то, что указанные сооружения в соответствии с требованиями действующего законодательства относятся исключительно к федеральной собственности, в связи с чем подлежат учету как объекты федеральной собственности, а МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не совершает действий по учету спорных объектов как федеральной собственности, уточнив исковые требования, просил суд обязать МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны № №, № расположенных по адресу: <адрес>, как объектов федеральной собственности, включив их в реестр федерального имущества и исключив объекты гражданской обороны из реестра муниципального имущества.
Определениями суда первой инстанции гражданские дела по искам прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества, объединены в одно производство, а также к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципального имущества и землепользования администрации Орла (далее по тексту – УМИЗ администрации г. Орла).
Судом постановлено обжалуемое решение.
МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает то, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального и процессуального права.
При этом, судом первой инстанции не учтено, что порядок разграничения государственной собственности, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность городов и их районов.
Обращает внимание на то, что судом первой инстанции не установлено когда и на каких основаниях произведен учет спорных объектов недвижимого имущества в реестре муниципального имущества, в связи с чем оспариваемое решение породило правовую неопределенность в отношении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 10 октября 2005 г., в редакции дополнительного соглашения от 16 февраля 2016 г., заключенного между УМИЗ администрации г. Орла и МУП «ТТП г. Орла».
Выражает несогласие с рассмотрением судом первой инстанции исковых требований прокурор Заводского района г. Орла в порядке гражданского судопроизводства.
В суде апелляционной жалобы прокурор, представители УМИЗ администрации г. Орла, ГУ МЧС России по Орловской области возражали против удовлетворения доводов жалобы, просили оставить решение суда без изменений, не оспаривали факт внесения спорных объектов в состав муниципального имущества с нарушением действующего законодательства.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту – Федеральный закон «О гражданской обороне») гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне»).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29ноября1999 г. № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Противорадиационное укрытие представляет собой защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Федеральные органы исполнительной власти, в том числе, организуют создание объектов гражданской обороны, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 8).
Организацию учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 14).
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15декабря2002 г. № 583, (далее по тексту - Правила) статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения.
Учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления (п. 2.1. Правил).
Пунктом 2.1 вышеуказанных Правил предусмотрено, что документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является его паспорт, в котором указываются основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
При утрате защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета в порядке, предусмотренном указанными Правилами (п. 2.5 Правил).
Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 г. № 327, определяет защитное сооружение как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (пп. 2.3.10).
Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (пп. 2.3.11).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Орловской области числятся защитные сооружения гражданской обороны № № и №, расположенные по адресу: <адрес>.
Из паспортов убежищ № и № от 12 мая 2005 г. также следует, что спорные объекты недвижимого имущества являются противорадиационными убежищами. Бомбоубежище № было введено в эксплуатацию в октябре 1986 г. и имеет площадь 144 кв. м, вместимость 150 человек. Бомбоубежище № введено в эксплуатацию 28 декабря 1979 г. и имеет площадь 123,6 кв. м, вместимость 150 человек.
Из содержания учетных карточек защитных сооружений гражданской обороны № № и № следует, что по результатам обследования межведомственной комиссией в ходе проведения инвентаризации 13 июля 2018 г. спорные объекты недвижимого имущества возведены строительно-монтажным управлением - 3 Орловского управления, находятся в федеральной собственности, с учета не сняты, состоят на балансе МУП «ТТП г. Орла», имеют паспорт с поэтажным планом и экспликацией, готовы к приему укрываемых граждан.
Согласно ответу муниципального образования «Город Орел» в лице администрации г. Орла № от 2 февраля 2020 г. на территории Заводского района г. Орла отсутствуют защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в муниципальной собственности.
По сведениям МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях вышеуказанные защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены. Ответчик не располагает документацией, подтверждающей факт строительства спорных объектов недвижимого имущества как защитного сооружения гражданской обороны.
Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что спорные объекты включены в реестр муниципальной собственности, право собственности за муниципальным образованием «Город Орел» зарегистрировано на основании договора о безвозмездной передаче от 10 октября 2005 г. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права № и № №, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы 9 июня 2006 г., объект недвижимого имущества № № и №, расположенные по адресу: <адрес>, являются бомбоубежищами. Бомбоубежище № имеет назначение: нежилое, является одноэтажным, общая площадь 165 кв. м, инвентарный номер №, лит. «И», кадастровый (или условный) номер: № а бомбоубежище № (заглубленный склад) имеет назначение: нежилое, этажность 1, общая площадь 109,1 кв. м, инвентарный номер №, лит. «С», кадастровый (или условный) номер: №.
10 октября 2005 г. между УМИЗ администрации г. Орла и МУП «ТТП г. Орла» заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым спорные объекты недвижимого муниципального имущества, имеющие статус социально-значимых, были переданы в безвозмездное пользование МУП «ТТП г. Орла».
Вместе с тем, судом установлено, что указанные сооружения с соответствующего учета не сняты, по результатам обследования межведомственной комиссии в ходе проведения инвентаризации в 2018 г., готовы к приему укрываемых, пригодны для эксплуатации и с инвентаризационного учета не сняты.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Заводского района г. Орла требований.
Приходя к такому выводу, суд исходил из того, что убежища № № и №, расположенные по адресу: <адрес>, внесены с состав муниципального имущества с нарушением законодательства, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью, в связи с чем указанные объекты подлежат исключению из реестра муниципальной собственности, а МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, в свою очередь, обязано обеспечить учет указанных убежищ как объектов федеральной собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права и основаны на представленных сторонами доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о том, что бомбоубежища№ и № не подлежат включению в реестр федерального имущества, как объекты федеральной собственности, являются несостоятельными ввиду следующего.
Как отмечено выше, спорные убежища относятся к объектам гражданской обороны, при этом данные сооружения, не учтены в составе федерального имущества.
Статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено отнесение объектов государственной собственности, указанных в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, исключительно к федеральной собственности; объектов государственной собственности, указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий - также к федеральной собственности с возможностью передачи отдельных из них в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объектов государственной собственности, указанных в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, - в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) (п. п. 1 и 2).
Согласно п. 3 вышеуказанного постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п. 15 постановления осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (далее – Росимущество).
Согласно Положению о МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденному приказом Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 г. № 469, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тульской, Рязанской и Орловской областей (п. 1).
В соответствии с п. 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Орловской области выполняет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
В силу п. 6 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447, учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют, в том числе, территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Поскольку материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что спорные сооружения в реестр федерального имущества не включены, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанности обеспечить учет данных сооружений и включить их в реестр федерального имущества.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы ссылка суда первой инстанции на Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, на которую обращает внимание ответчик, не привела к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что правообладателем защитных сооружений гражданской обороны № и №, расположенных по адресу: <адрес>, является муниципальное образование «Город Орел».
Согласно материалам регистрационного дела и пояснениям допрошенного судом апелляционной инстанции специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области ФИО5 спорные объекты идентифицированы как самостоятельные объекты недвижимости, защитные сооружения гражданской обороны № и № находились в хозяйственном ведении акционерного общества «Орелэлектротранс». После проведения процедуры банкротства общества в 2005 г. социально значимый объект был передан муниципальному образованию по договору безвозмездной передачи. В настоящее время препятствий для исполнения постановленного судом решения не имеется. Исключение объектов из реестра муниципальной собственности и их учет как в качестве объектов федеральной собственности влечет прекращение права муниципальной собственности.
Принимая во внимание то, что убежища № и № относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, и в силу закона являются федеральной собственностью, в связи с чем МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязано обеспечить учет указанных сооружений, как объектов федеральной собственности.
Именно на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях возложены полномочия по осуществлению в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (п. 5.2 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).
Принимая во внимание императивный характер приведенного выше предписания закона, ссылки заявителя о наличии спора о праве на имущество, которое может находиться исключительно в федеральной собственности, не опровергает выводов суда о необходимости учета защитного сооружения гражданской обороны в составе федерального имущества.
Позиция МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, изложенная в апелляционной жалобе о том, оспариваемое решение породило правовую неопределенность в отношении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 10 октября 2005 г., в редакции дополнительного соглашения от 16 февраля 2016 г. не влияет на правильность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы о том, что заявленные прокурором Заводского района г. Орла требования подлежали рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку данное дело относится к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, на выводы по существу правильного решения не влияют.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 23 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Каверин В.В. Дело № 33-1259/2021
(№ 2-1479/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Курлаевой Л.И.,
судей СтарцевойС.А., ЧуряеваА.В.,
при секретаре ВрацкойА.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества,
по апелляционной жалобе Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях на решение Заводского районного суда г. Орла от 23 ноября 2020 г., которым постановлено:
«Исковое заявление прокурора Заводского района г. Орла, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, Управлению муниципального имущества и землепользования Администрации г. Орла о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества удовлетворить.
Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны № и №, расположенных по адресу: <адрес>, как объектов федеральной собственности, включив данные объекты в реестр федерального имущества.
Исключить защитные сооружения гражданской обороны № и №, расположенные по адресу: <адрес>, из реестра муниципального имущества г. Орла».
Заслушав доклад судьи Курлаевой Л.И., возражения заместителя прокурора Заводского района г. Орла Воробьева Василия Владимировича, представителя Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла по доверенности Кудряшова Сергея Леонидовича, представителя Главного Управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Орловской области Новосельцевой Натальи Александровны, полагавших, что решение суда является законным и обоснованным, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия
установила:
прокурор Заводского района г. Орла, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исками к Межрайонному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях (далее по тексту – МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях) о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества.
В обоснование заявленных требований указывал, что органами прокуратуры проведена проверка на предмет соблюдения законодательства о гражданской обороне в части содержания защитных сооружений, расположенных в пределах Заводского района г. Орла, по результатам которой установлено, что в безвозмездное пользование муниципального унитарного предприятия «Трамвайно-троллейбусное предприятие г. Орла» (далее по тексту - МУП «ТТП г. Орла») переданы защитные сооружения гражданской обороны № №, №, расположенные по адресу: <адрес>, представляющие собой встроенные в здание убежища площадью 144 кв. м и 123,6 кв. м, введенные в эксплуатацию в декабре 1979 г. и октябре 1986 г.
Согласно информации Главного Управления Министерства по чрезвычайным ситуациям России по Орловской области (далее по тексту – ГУ МЧС России по Орловской области) указанные сооружения значатся в Журнале учета защитных сооружений гражданской обороны.
Ссылаясь на то, что указанные сооружения в соответствии с требованиями действующего законодательства относятся исключительно к федеральной собственности, в связи с чем подлежат учету как объекты федеральной собственности, а МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не совершает действий по учету спорных объектов как федеральной собственности, уточнив исковые требования, просил суд обязать МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны № №, № расположенных по адресу: <адрес>, как объектов федеральной собственности, включив их в реестр федерального имущества и исключив объекты гражданской обороны из реестра муниципального имущества.
Определениями суда первой инстанции гражданские дела по искам прокурора Заводского района г. Орла, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о возложении обязанности обеспечить учет защитных сооружений гражданской обороны, исключении из реестра муниципального имущества, объединены в одно производство, а также к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление муниципального имущества и землепользования администрации Орла (далее по тексту – УМИЗ администрации г. Орла).
Судом постановлено обжалуемое решение.
МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях не согласилась с решением суда, в апелляционной жалобе ставит вопрос о его отмене, как незаконного.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает то, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального и процессуального права.
При этом, судом первой инстанции не учтено, что порядок разграничения государственной собственности, установленный Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», не распространяется на объекты, ранее переданные в собственность городов и их районов.
Обращает внимание на то, что судом первой инстанции не установлено когда и на каких основаниях произведен учет спорных объектов недвижимого имущества в реестре муниципального имущества, в связи с чем оспариваемое решение породило правовую неопределенность в отношении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 10 октября 2005 г., в редакции дополнительного соглашения от 16 февраля 2016 г., заключенного между УМИЗ администрации г. Орла и МУП «ТТП г. Орла».
Выражает несогласие с рассмотрением судом первой инстанции исковых требований прокурор Заводского района г. Орла в порядке гражданского судопроизводства.
В суде апелляционной жалобы прокурор, представители УМИЗ администрации г. Орла, ГУ МЧС России по Орловской области возражали против удовлетворения доводов жалобы, просили оставить решение суда без изменений, не оспаривали факт внесения спорных объектов в состав муниципального имущества с нарушением действующего законодательства.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены постановленного судом решения по доводам апелляционной жалобы.
В ч. 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее по тексту – Федеральный закон «О гражданской обороне») гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 2 Федерального закона «О гражданской обороне»).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О гражданской обороне» Правительство Российской Федерации определяет порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, а также порядок накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29ноября1999 г. № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с п. 2 Порядка к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и техники, иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Противорадиационное укрытие представляет собой защитное сооружение гражданской обороны, предназначенное для защиты укрываемых от воздействия ионизирующих излучений при радиоактивном заражении (загрязнении) местности и допускающее непрерывное пребывание в нем укрываемых в течение нормативного времени.
Федеральные органы исполнительной власти, в том числе, организуют создание объектов гражданской обороны, осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны (п. 8).
Организацию учета существующих и создаваемых объектов гражданской обороны, методическое руководство и контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию, осуществляется Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (п. 14).
Согласно п. 1.2 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом Министерства чрезвычайных ситуаций России от 15декабря2002 г. № 583, (далее по тексту - Правила) статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта защитного сооружения.
Учет защитных сооружений гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления (п. 2.1. Правил).
Пунктом 2.1 вышеуказанных Правил предусмотрено, что документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является его паспорт, в котором указываются основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения.
При утрате защитных свойств ограждающих и несущих строительных конструкций, если восстановление их технически невозможно или экономически нецелесообразно защитные сооружения гражданской обороны снимаются с учета в порядке, предусмотренном указанными Правилами (п. 2.5 Правил).
Согласно п. 3.2.1 Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.
Государственный стандарт Р 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22 декабря 1994 г. № 327, определяет защитное сооружение как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (пп. 2.3.10).
Убежищем является защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов и воздействий опасных химических, радиоактивных веществ (пп. 2.3.11).
Судом установлено и следует из материалов дела, что в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны Орловской области числятся защитные сооружения гражданской обороны № № и №, расположенные по адресу: <адрес>.
Из паспортов убежищ № и № от 12 мая 2005 г. также следует, что спорные объекты недвижимого имущества являются противорадиационными убежищами. Бомбоубежище № было введено в эксплуатацию в октябре 1986 г. и имеет площадь 144 кв. м, вместимость 150 человек. Бомбоубежище № введено в эксплуатацию 28 декабря 1979 г. и имеет площадь 123,6 кв. м, вместимость 150 человек.
Из содержания учетных карточек защитных сооружений гражданской обороны № № и № следует, что по результатам обследования межведомственной комиссией в ходе проведения инвентаризации 13 июля 2018 г. спорные объекты недвижимого имущества возведены строительно-монтажным управлением - 3 Орловского управления, находятся в федеральной собственности, с учета не сняты, состоят на балансе МУП «ТТП г. Орла», имеют паспорт с поэтажным планом и экспликацией, готовы к приему укрываемых граждан.
Согласно ответу муниципального образования «Город Орел» в лице администрации г. Орла № от 2 февраля 2020 г. на территории Заводского района г. Орла отсутствуют защитные сооружения гражданской обороны, находящиеся в муниципальной собственности.
По сведениям МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях вышеуказанные защитные сооружения в реестр федерального имущества не включены. Ответчик не располагает документацией, подтверждающей факт строительства спорных объектов недвижимого имущества как защитного сооружения гражданской обороны.
Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что спорные объекты включены в реестр муниципальной собственности, право собственности за муниципальным образованием «Город Орел» зарегистрировано на основании договора о безвозмездной передаче от 10 октября 2005 г. Согласно свидетельствам о государственной регистрации права № и № №, выданными Управлением Федеральной регистрационной службы 9 июня 2006 г., объект недвижимого имущества № № и №, расположенные по адресу: <адрес>, являются бомбоубежищами. Бомбоубежище № имеет назначение: нежилое, является одноэтажным, общая площадь 165 кв. м, инвентарный номер №, лит. «И», кадастровый (или условный) номер: № а бомбоубежище № (заглубленный склад) имеет назначение: нежилое, этажность 1, общая площадь 109,1 кв. м, инвентарный номер №, лит. «С», кадастровый (или условный) номер: №.
10 октября 2005 г. между УМИЗ администрации г. Орла и МУП «ТТП г. Орла» заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, в соответствии с которым спорные объекты недвижимого муниципального имущества, имеющие статус социально-значимых, были переданы в безвозмездное пользование МУП «ТТП г. Орла».
Вместе с тем, судом установлено, что указанные сооружения с соответствующего учета не сняты, по результатам обследования межведомственной комиссии в ходе проведения инвентаризации в 2018 г., готовы к приему укрываемых, пригодны для эксплуатации и с инвентаризационного учета не сняты.
Оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь вышеприведенными нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Заводского района г. Орла требований.
Приходя к такому выводу, суд исходил из того, что убежища № № и №, расположенные по адресу: <адрес>, внесены с состав муниципального имущества с нарушением законодательства, относятся к защитным сооружениям гражданской обороны и в силу закона являются федеральной собственностью, в связи с чем указанные объекты подлежат исключению из реестра муниципальной собственности, а МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, в свою очередь, обязано обеспечить учет указанных убежищ как объектов федеральной собственности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они постановлены в соответствии с нормами материального права и основаны на представленных сторонами доказательствах, оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Доводы апелляционной жалобы МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях о том, что бомбоубежища№ и № не подлежат включению в реестр федерального имущества, как объекты федеральной собственности, являются несостоятельными ввиду следующего.
Как отмечено выше, спорные убежища относятся к объектам гражданской обороны, при этом данные сооружения, не учтены в составе федерального имущества.
Статьей 7 Федерального закона «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено отнесение объектов государственной собственности, указанных в Приложении 1 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, исключительно к федеральной собственности; объектов государственной собственности, указанных в Приложении 2 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий - также к федеральной собственности с возможностью передачи отдельных из них в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; объектов государственной собственности, указанных в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, - в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах) (п. п. 1 и 2).
Согласно п. 3 вышеуказанного постановления объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности.
Управление и распоряжение указанным имуществом согласно п. 15 постановления осуществляет Правительство Российской Федерации.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. №432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (далее – Росимущество).
Согласно Положению о МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, утвержденному приказом Приказом Росимущества от 19 декабря 2016 г. № 469, МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, по организации продажи приватизируемого федерального имущества, по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений на территории Тульской, Рязанской и Орловской областей (п. 1).
В соответствии с п. 4 указанного положения территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъектов Российской Федерации, в которых территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Таким образом, полномочия собственника в отношении федерального имущества на территории Орловской области выполняет Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях.
В силу п. 6 Положения об учете федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. № 447, учет федерального имущества и ведение реестра осуществляют, в том числе, территориальные органы Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
Поскольку материалами дела установлено и не оспаривалось сторонами, что спорные сооружения в реестр федерального имущества не включены, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для возложения на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязанности обеспечить учет данных сооружений и включить их в реестр федерального имущества.
При этом вопреки доводам апелляционной жалобы ссылка суда первой инстанции на Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, на которую обращает внимание ответчик, не привела к вынесению незаконного и необоснованного решения.
Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 утверждена Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.
Согласно п. 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, защитные сооружения гражданской обороны относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Из представленных в материалы дела выписок из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что правообладателем защитных сооружений гражданской обороны № и №, расположенных по адресу: <адрес>, является муниципальное образование «Город Орел».
Согласно материалам регистрационного дела и пояснениям допрошенного судом апелляционной инстанции специалиста-эксперта отдела правового обеспечения Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Орловской области ФИО5 спорные объекты идентифицированы как самостоятельные объекты недвижимости, защитные сооружения гражданской обороны № и № находились в хозяйственном ведении акционерного общества «Орелэлектротранс». После проведения процедуры банкротства общества в 2005 г. социально значимый объект был передан муниципальному образованию по договору безвозмездной передачи. В настоящее время препятствий для исполнения постановленного судом решения не имеется. Исключение объектов из реестра муниципальной собственности и их учет как в качестве объектов федеральной собственности влечет прекращение права муниципальной собственности.
Принимая во внимание то, что убежища № и № относятся к защитным сооружениям гражданской обороны, и в силу закона являются федеральной собственностью, в связи с чем МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях обязано обеспечить учет указанных сооружений, как объектов федеральной собственности.
Именно на МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях возложены полномочия по осуществлению в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной сфере деятельности (п. 5.2 постановления Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом»).
Принимая во внимание императивный характер приведенного выше предписания закона, ссылки заявителя о наличии спора о праве на имущество, которое может находиться исключительно в федеральной собственности, не опровергает выводов суда о необходимости учета защитного сооружения гражданской обороны в составе федерального имущества.
Позиция МТУ Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях, изложенная в апелляционной жалобе о том, оспариваемое решение породило правовую неопределенность в отношении договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 10 октября 2005 г., в редакции дополнительного соглашения от 16 февраля 2016 г. не влияет на правильность выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы жалобы о том, что заявленные прокурором Заводского района г. Орла требования подлежали рассмотрению в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, поскольку данное дело относится к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, на выводы по существу правильного решения не влияют.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Судебная коллегия не находит оснований для переоценки доказательств, представленных сторонами по делу.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 23 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи