дело № 2-8303/2022
УИД 77RS0010-02-2022-017288-49
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Москва 25 октября 2022 года
Измайловский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Сапрыкиной Е.Ю., при секретаре А*, с участием прокурора Б*, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента городского имущества города Москвы к К1, действующему за себя и несовершеннолетнего К2, И1, Измайловскому межрайонному прокурору города Москвы, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по городу Москве о выселении, переселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, постановке на регистрационный учет,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ г. Москвы) обратился в суд с иском к ответчикам о выселении, переселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, постановке на регистрационный учет, мотивируя свои требования тем, что в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве» жилой дом по адресу: ** включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. Ответчики на основании социального найма занимают жилое помещение – комнату № ** коммунальной квартире № ** в указанном доме, в которой они зарегистрированы по месту жительства и проживают. Для переселения ответчикам распоряжением ДГИ г. Москвы предоставлена по договору социального найма отдельная равнозначная 1-комнатная квартира по адресу: ***, с освобождением занимаемого жилого помещения. Ответчикам был направлен проект договора социального найма, а также уведомление с приглашением для заключения договора, однако до настоящего времени письменное согласие на оформление договора социального найма на предоставленное жилое помещение от ответчиков не получено. В связи с указанным истец просит выселить ответчиков из жилого помещения – комнаты № ** в коммунальной квартире по адресу: **, со снятием их с регистрационного учета, переселив на условиях договора социального найма с постановкой на регистрационный учет в квартиру по адресу: ***.
Представитель истца в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.
Ответчик К1, действующий за себя и как законный представитель несовершеннолетнего К2, а также как представитель по доверенности ответчика И1, в судебное заседание явился, возражал против переселения в предлагаемую квартиру, поскольку семья состоит на учете на улучшение жилищных условий.
Ответчик И1 извещался о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, отзывов, возражений не иск не представлено.
Представитель ответчика Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве в судебное заседание не явился, отзывов, возражений на иск не представлено.
Представитель ответчика Измайловского межрайонного прокурора г. Москвы в судебное заседание не явился, отзывов, возражений на иск не представлено.
Суд счел возможным рассмотреть дело при данной явке в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя истца, явившегося ответчика, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, поддержавшего заявленные истцом требования в части переселения ответчиков, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В силу ст.ст. 84, 85 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, производится в судебном порядке с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, находиться в черте данного населенного пункта.
Согласно ст. 13 Закона города Москвы от 31.05.2006 № 21 «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве» переселение граждан и освобождение жилых помещений, занимаемых ими по договорам социального найма, осуществляется путем предоставления другого благоустроенного жилого помещения в жилищном фонде адрес по договору социального найма.
При предоставлении жилого помещения учитываются наличие иных жилых помещений, принадлежащих гражданам или членам их семей на праве самостоятельного пользования, все гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, а также действия, совершенные за последние пять лет, в том числе вселение иных лиц по месту жительства, в результате которых жилищные условия указанных граждан ухудшились. При наличии у граждан или членов их семей иных жилых помещений, в отношении которых они обладают правом самостоятельного пользования, или совершения ими сделок или действий, в результате которых жилищные условия граждан ухудшились, им предоставляются жилые помещения, равнозначные по общей площади освобождаемым.
В силу положений ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации (далее - собственники жилых помещений), и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, в целях обеспечения их жилищных прав взамен указанных жилых помещений предоставляются равнозначные жилые помещения.
Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям: жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения; такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным законодательством адрес, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными нормативным правовым актом адрес; такое жилое помещение находится в многоквартирном доме, который расположен в том же районе адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации, за исключением случая, если многоквартирный дом расположен в Зеленоградском, Троицком или адрес. В этом случае равнозначное жилое помещение предоставляется в границах административного округа адрес, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
Предоставление равнозначных жилых помещений собственникам жилых помещений и нанимателям жилых помещений осуществляется без взимания доплаты.
Собственники жилых помещений и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в программу реновации, которым предоставляются в собственность равнозначные жилые помещения, вправе по письменному заявлению приобрести за доплату жилые помещения большей площади и (или) жилые помещения, имеющие большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения, в порядке, установленном нормативным правовым актом адрес, в том числе за счет средств материнского (семейного) капитала, жилищных субсидий и социальных выплат, право на получение которых подтверждается также государственными жилищными сертификатами, и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
Порядок приобретения собственниками жилых помещений в многоквартирных домах, включенных в Программу реновации жилищного фонда в адрес, или гражданами, имеющими право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, за доплату жилых помещений большей площади и (или) жилых помещений, имеющих большее количество комнат, чем предоставляемые им равнозначные жилые помещения регламентирован правовыми положениями Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП согласно которым собственник, наниматель взамен приобретения в собственность равнозначного жилого помещения вправе по письменному заявлению, направляемому в Московский фонд реновации жилой застройки, при наличии соответствующих жилых помещений, находящихся в собственности Фонда, приобрести за доплату жилое помещение (жилые помещения) в многоквартирном доме, в котором такому собственнику, нанимателю предоставляется равнозначное жилое помещение, либо в ином построенном в целях реализации Программы реновации многоквартирном доме, в котором имеется резерв жилых помещений, при условии, что такой многоквартирный дом расположен в одном районе города с многоквартирным домом, который включен в Программу реновации и в котором собственнику, нанимателю принадлежит жилое помещение (п. 1.1 постановления). Приобретение жилого помещения (жилых помещений) осуществляется по договору мены с доплатой, заключаемому собственником с Фондом, или по договору купли-продажи, заключаемому нанимателем с Фондом (п. 1.3 постановления). Размер доплаты по договору мены, цена договора купли-продажи определяется исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения (жилых помещений), приобретаемого собственником, нанимателем по договору мены, договору купли-продажи с учетом скидки в размере 10 процентов от размера доплаты по договору мены, цены договора купли-продажи, определенных в соответствии с пунктом 1.5 Постановления Правительства Москвы от 01.02.2018 № 45-ПП (п.п. 1.5, 1.6 постановления).
Также в соответствии со ст. 7.3 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» нанимателю жилого помещения и проживающим совместно с ним членам его семьи взамен освобождаемого ими жилого помещения предоставляется равнозначное жилое помещение по договору социального найма, а при наличии их письменного заявления равнозначное жилое помещение предоставляется им на праве собственности на основании договора передачи жилого помещения в собственность.
Судом установлено, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: **, включен в программу реновации жилищного фонда в городе Москве, утвержденную постановлением Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП.
Ответчики на основании ордера от 19.07.1984 занимают жилое помещение в указанном доме – комнату № ** жилой площадью 19,9 кв.м, приведенной общей площадью 29,5 кв.м, расположенную в коммунальной квартире № ** указанного дома, которая до настоящего времени не отселена.
Для переселения ответчикам распоряжением ДГИ г. Москвы от 09.08.2022 № 45659 предоставлена по договору социального найма отдельная 1-комнатная квартира площадью жилого помещения 39,6 кв.м, общей площадью 38 кв.м, жилой площадью 20,8 кв.м, по адресу: *** (кадастровый номер ***) с освобождением занимаемого жилого помещения.
Ответчикам направлялся проект договора социального найма на предоставляемое жилое помещение, а также уведомление от 12.08.2022 с приглашением для заключения договора социального найма на предоставляемое жилое помещение, однако согласие на предоставляемое жилое помещение от ответчиков в ДГИ г. Москвы не поступило.
В связи с отсутствием согласия ответчиков на заключение договора социального найма на предоставляемое жилое помещение, равнозначное жилое помещение до настоящего времени ответчикам не предоставлено, их переселение из подлежащего сносу дома не состоялось.
В соответствии со ст. 7.3 Закона РФ от 15.04.1993 № 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» предоставление равнозначного жилого помещения, равноценного возмещения в денежной форме или путем предоставления равноценного жилого помещения осуществляется на основании договора, заключаемого между собственником жилого помещения в многоквартирном доме, включенном в программу реновации, и уполномоченным органом исполнительной власти Москвы.
В случае, если договор, предусматривающий переход права на жилое помещение и подлежащий заключению в обязательном порядке в соответствии с настоящей статьей, не был заключен в течение девяноста дней со дня получения проекта договора заказным письмом с уведомлением о вручении, уполномоченный орган исполнительной власти вправе обратиться в суд с требованием об освобождении жилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, требования действующего законодательства при предоставлении ответчикам равнозначного жилого помещения соблюдены. Ответчикам предложено равнозначное жилое помещение за занимаемую ими на основании договора ордера (социального найма) квартиру, в том же районе проживания, количество комнат и жилая площадь предоставляемой квартиры соответствует характеристикам в ранее занимаемой квартире, общая и жилая площадь превышает занимаемую.
Согласно ст. 3 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется в судебном порядке путем признания жилищного права.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 ст. 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования действующего законодательства при переселении ответчиков соблюдены, им предложена отдельная равнозначная квартира, имеющая большую как общую, так и жилую площадь, расположенная в доме-новостройке в районе проживания, переселение ответчиков в предоставленное им жилое помещение не повлечет ухудшения их жилищных условий, будет соответствовать требованиям закона и интересам сторон.
Доводы ответчика К1 о том, что он, его сын К2 и отец И1 состоят на учете на улучшение жилищных условий – не являются основаниями для отказа истцу в заявленном иске о переселении данных ответчиков в предоставленную им 1-комнатную квартиру, так как из пояснений сторон в судебном заседании следует, что семье ответчиков предлагались в порядке улучшения жилищных условий три варианта 3-комнатных квартир, но как следует из пояснений К1, они отказались от них, так как две из предлагаемых квартир были в другом административном округе, за МКАДом, на расстоянии 6-10 км от Москвы, а третья квартира – в старом жилищном фонде, в доме 1965 г. постройки. Также ответчикам предлагались три варианта 1-комнатных квартир для переселения без снятия их с учета на улучшение жилищных условий, однако и от данных вариантов ответчики отказались. Как следует из пояснений К1, они отказались от этих квартир, так как дом, где расположена предлагаемая квартира ***, расположен близко к проезжей части, отсутствует детская площадка во дворе, в другом варианте в квартире была плесень и мусоропровод расположен за стеной кухни предлагаемой квартиры, в третьем варианте квартира была угловая, с двумя окнами на двух стенах в комнате, то есть невозможно расставить три кровати для трех человек.
В соответствии со ст. 6 Закона г. Москвы от 17.05.2017 № 14 «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве»
- собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жилого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», вне очереди в порядке и на условиях, установленных Законом г. Москвы «б обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» (ч. 1 ст. 6),
- в случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных Законом г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют право состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с жилищного учета (ч. 2 ст. 6).
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона г. Москвы от 14.06.2006 № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» - жители города Москвы, признанные нуждающимися в жилых помещениях, имеют право на улучшение жилищных условий путем предоставления жилых помещений из жилищного фонда города Москвы по договору социального найма.
Из взаимосвязи норм законов г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве» и «О статусе столицы Российской Федерации» не следует, что жилое помещение, предоставляемое состоящим на учете на улучшение жилищных условий гражданам, в порядке улучшения жилищных условий в период отселения дома, включенного в программу реновации, предоставляется исключительно в районе их проживания и в доме-новостройке, так как данные положения закона относятся к предоставлению равнозначных жилых помещений взамен изымаемых, а не к предоставлению жилого помещения в порядке улучшения жилищных условий.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В обосновании заявления об обращении решения суда к немедленному исполнению в части выселения представителем ДГИ г. Москвы указано, что в отселяемом доме подлежат отключению коммуникации, прекращение предоставления коммунальных услуг, в связи с чем, складываются неблагоприятные условия проживания и повышена опасность возникновения аварийных ситуаций.
Учитывая вышеуказанное, суд полагает, что имеются основания для удовлетворения заявления об обращении решения суда в части выселения к немедленному исполнению.
В то же время истцом не представлено обоснований, и в судебном заседании не установлено, какие именно права истца, связанные с переселением граждан по реновации, нарушены заявленными по иску ответчиками Измайловским межрайонным прокурором г. Москвы, Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве, в связи с чем суд отказывает истцу в удовлетворении требований к заявленным ответчикам Измайловскому межрайонному прокурору г. Москвы, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по г. Москве.
На основании ст.ст. 88, 94, 98 ГПК РФ с ответчиков К1, действующим за себя и несовершеннолетнего К2, И1 подлежит взысканию солидарно в доход бюджета г. Москвы государственная пошлина *** руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 212 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента городского имущества города Москвы к К1, действующему за себя и несовершеннолетнего К2, И1, Измайловскому межрайонному прокурору города Москвы, Управлению по вопросам миграции ГУ МВД России по городу Москве о выселении, переселении с предоставлением другого жилого помещения, снятии с регистрационного учета, постановке на регистрационный учет – удовлетворить частично.
Выселить К1, *** года рождения, К2, *** года рождения, И1, *** года рождения, из жилого помещения – комнаты № **, расположенной по адресу: **, переселив в квартиру № ***, расположенную по адресу: ***, на условиях договора социального найма.
Решение суда по вступлении в законную силу является основанием для снятия К1, К2, И1 с регистрационного учета по месту жительства по адресу: **.
Решение суда по вступлении в законную силу является основанием для постановки на регистрационный учет К1, К2, И1 по месту жительства по адресу: ***.
Решение суда в части выселения К1, *** года рождения, К2, *** года рождения, И1, *** года рождения из жилого помещения комнаты № **, расположенной по адресу: **, и вселении в жилое помещение по адресу: *** – обратить к немедленному исполнению.
Взыскать в доход бюджета города Москвы солидарно с К1, действующего за себя и несовершеннолетнего К2, И1 государственную пошлину в размере *** руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Измайловский районный суд города Москвы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Ю. Сапрыкина
Мотивированное решение составлено 25.10.2022 года
9