Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-819/2021 ~ М-949/2021 от 13.09.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ г.Скопин

Скопинский районный суд Рязанской области в составе:

председательствующего судьи – Подъячевой С.В.,

при секретаре – Кураксиной Е.А.,

с участием:

истца – Кузнецова В.В.,

представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации – Диско О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в г.Скопине дело по иску Кузнецову ФИО5 к Государственному учреждению–Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением возраста, признании периода работы на территории с льготным социально-экономическим статусом,

УСТАНОВИЛ:

Кузнецов В.В. обратился в суд с иском с учетом ст.39 ГПК РФ к Государственному учреждению–Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о признании решения Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) №210000024941/163101/21 от 05.08.2021 об отказе в назначении государственной пенсии по старости незаконным; обязать Государственное учреждение–Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации включить период работы на территории с льготным социально – экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26.04.1986 по 31.12.1991 в Пронском ОВД; признать право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с работой на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, с момента достижения возраста 58 лет; обязать Государственное учреждение–Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации назначить досрочную пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС – с 05.08.2021.

В обоснование заявленных требований Кузнецов В.В. указал, что 03.08.2021 он обратился в Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам за проживание или работу на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, с момента достижения возраста 58 лет. В назначении пенсии по старости ему было отказано по причине того, что истец проходил военную службу в органах внутренних дел МВД СССР. Истцу не зачли период работы с 26.04.1986 по 31.12.1991 в Пронском ОВД в должности старшины милиции. Истец считает, что отказ в назначении ему пенсии по старости за осуществление трудовой деятельности в зоне с льготным социально-экономическим статусом неправомерным, незаконным, основан на неправильном толковании норм материального права. Так истец осуществлял трудовую деятельность в Пронском ОВД Рязанской области без перерывов и отвлечений с 01.01.1986 до увольнения по собственному желанию, то есть до 31.12.1991. Пронское ОВД располагалось по адресу: Рязанская область, Пронский район, р.п.Пронск, пл.Горького, д.2. Данный населенный пункт - р.п.Пронск, согласно Постановления Правительства РФ от 18.12.1997 № 1582 и от 08.10.2015 № 1074 внесен в перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на чернобыльской АЭС и относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом Отказ пенсионного органа в назначении истцу досрочно страховой пенсии по старости нарушает его право на социальное обеспечение.

Определением Скопинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Рязанской области.

Определением Скопинского районного суда Рязанской области от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) на правопреемника – Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области.

В судебном заседании истец Кузнецов В.В. поддержал заявленные требования, повторив доводы, изложенные в исковом заявлении. При этом пояснил, что какой-либо пенсии по линии МВД РФ он не получает, в связи с непродолжительным периодом службы в органах внутренних дел.

Представитель ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Диско О.П. исковые требования не признала по доводам изложенным в решение Пенсионного органа и письменным возражениям.

Суд, заслушав объяснения истца Кузнецова В.В., представителя ответчика Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда РФ по Рязанской области Диско О.П., исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст.7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39 часть 2).

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно подпункту 7 пункта 1, пунктам 2 и 5 статьи 10 указанного Закона право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, постоянно проживающие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Гражданам, указанным в подпунктах 3, 5 - 10 пункта 1 настоящей статьи, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее пяти лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Как следует из части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом (пункт 8), военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходящие (проходившие) военную службу (службу) в зоне отчуждения, зоне отселения, зоне проживания с правом на отселение и зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 12).

Согласно статье 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13, уменьшение возраста выхода на пенсию предусмотрено на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Исходя из примечания к ст. ст. 32 - 35 названного Закона РФ, установленная ими первоначальная величина снижения пенсионного возраста предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В судебном заседании установлено, что 03.08.2021 Кузнецов В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом в соответствии со ст.34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением №210000024941/163101/21 от 05.08.2021 УПФР в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) в назначении государственной пенсии по старости, предусмотренной Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания (работы) на территории с льготным социально-экономическим статусом отказано. Период работы с 26.04.1986 по 31.12.1991 не зачли, так как Кузнецов В.В. проходил военную службу, а Закон от 15.05.1991 №1244-I«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривает снижение пенсионного возраста только за проживание или работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Полагая наличие права на досрочное назначение пенсии в возрасте 58 лет истец настаивает на включение в специальный стаж периода работы с 26.04.1986 по 31.12.1991 в Пронском ОВД, не включенного пенсионным органом в льготный стаж истца.

В подтверждение необходимого для назначения пенсии трудового стажа истец представил справку от 03.03.2020 № 12, выданную УМВД России по Рязанской области Отделение МВД России по Пронскому району Рязанской области. Также в распоряжении ответчика имелась выписка из лицевого счета застрахованного лица Кузнецова В.В..

Судом установлено, что согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Кузнецова В.В., размер ИПК на 01.01.2015 составляет 22,491, что подтверждается пенсионным делом Кузнецова В.В., имеющимся в материалах дела.

Согласно справки № 11 от 03.03.2020, выданной отделением МВД России по Пронскому району Рязанской области заработная плата Кузнецова В.В. составляла: в 1986 – 1 810, 00 рублей; в 1987 – 2075,00 рублей; в 1988 – 2100, 00 рублей; в 1989 – 2100, 00 рублей; в 1990 – 2520,00 рублей; 1991 – 4 936, 00 рублей.

Согласно справки № 12 от 03.03.2020, выданной отделением МВД России по Пронскому району Рязанской области Кузнецов В.В., работал старшиной милиции Пронского ОВД с 01.01.1986 по 31.12.1991, рабочее место располагалась по адресу: р.п.Пронск, пл.Горького, д.2, Пронского района Рязанской области. За весь период службы больничные, отпуска за свой счет, ученические отпуска и иные отвлечения от службы не предоставлялись.

Таким образом, факт осуществления истцом трудовой деятельности в период с 26.04.1986 по 31.12.1991 в Пронском ОВД подтверждается объяснениями истца, справками выданными отделением МВД России по Пронскому району Рязанской области № 11 от 03.03.2020 и № 12 от 03.03.2020.

Согласно справки ведущего специалиста КС в Пронском районе от 03.08.2021, имеющейся в пенсионном деле Кузнецова В.В., застрахованное лицо со страховым индивидуальным лицевым счетом на 03.08.2021 на является получателем пенсии или социальных выплат от ПФР.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 №1582 р.п.Пронск Рязанской области отнесено к территории проживания (работы) с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с 26 апреля 1986 года по настоящее время.

На основании вышеизложенного, с учетом вышеуказанного законодательства, а также с учетом норм, закрепленных в Конституции Российской федерации суд приходит к выводам, что, Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантирует гражданам Российской Федерации, оказавшимся в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 года, либо принимавшим участие в ликвидации ее последствий, возмещение вреда, причиненного вследствие этой катастрофы их здоровью и имуществу, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки (статьи 1, 3 и 13).

В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным судом РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 г. в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно статье 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшей до 1 января 2002 года, в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другой кооперативной организации; иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и(или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 и части 2 статьи 11 указанного Закона в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и(или) за ними следовали периоды работы и(или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Как следует из пенсионного дела Кузнецова В.В., он выполнял трудовую деятельность, подлежащую включению в трудовой стаж, как до службы в органах внутренних дел, так и после увольнения со службы.

В соответствии с пунктом 3 ч. 4 статьи 30 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемая в календарном порядке, в которую включается служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях,.. . органах внутренних дел Российской Федерации...

Таким образом, период службы в органах внутренних дел включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица.

Поскольку службу в органах внутренних дел в спорный период истец проходил в зоне с льготных социально-экономическим статусом, то есть на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, наряду с лицами, проживающими (работающими) на указанной территории, суд приходит к выводам, что истец имеет право на возмещение вреда и меры социальной поддержки за риск вследствие прохождения этой службы, при этом отказ в назначении пенсии на льготных условиях в сложившейся ситуации свидетельствовал бы о нарушении конституционных принципов справедливости, равенства всех перед законом и вытекающей из этого равенства ценности жизни и здоровья всех граждан, пострадавших от чернобыльской катастрофы, что при установленных обстоятельствах недопустимо.

Доводы ответчика о том, что Кузнецов В.В. как проходивший службу в Пронском ОВД, в том числе с 26.04.1986 по 31.12.1991, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, относится к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, указанных в п. 12 ч. 1 статьи 13 Закона РФ № 1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», и не подпадает под регулирование пенсионного обеспечения граждан, предусмотренных ст. 34 названного Закона, направлены на иное толкование правовых норм.

В силу ст.ст.12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.

В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Между тем, каких-либо доказательств в опровержение заявленных исковых требований ответчиком суду не представлено.

Отказ ответчика в назначении пенсии ущемляет конституционное право истца на социальное обеспечение по возрасту.

При изложенных обстоятельствах, разрешая заявленные требования с учетом представленных доказательств, суд считает доказанным факт работы истца в период с 26.04.1986 по 31.12.1991 в Пронском ОВД, на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом. Принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу, что истец имеет право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в общей сложности на 2 года.

В силу ст.22 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Истец Кузнецов В.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» 03.08.2021, в связи с чем, назначение истцу трудовой пенсии по старости досрочно, подлежит со дня возникновения права на указанную пенсию, то есть с момента достижения возраста 58 лет – с 05.08.2021 года.

В этой связи, с учетом изложенных выше обстоятельств, заявленные исковые требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Кузнецова ФИО5 к Государственному учреждению–Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии по старости, возложении обязанности назначить пенсию по старости с уменьшением возраста, признании периода работы на территории с льготным социально-экономическим статусом, удовлетворить.

Признать решение Государственного Учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в Скопинском районе Рязанской области (межрайонное) №210000024941/163101/21 от 05.08.2021 об отказе в назначении Кузнецову ФИО5 досрочной пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», незаконным.

Обязать Государственное учреждение–Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации включить Кузнецову ФИО5 в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы с 26.04.1986 по 31.12.1991 в Пронском ОВД.

Признать за Кузнецовым ФИО5, 05.08.1963 года рождения, право на досрочное назначение пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию в связи с работой на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, с момента достижения возраста 58 лет.

Обязать Государственное учреждение–Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации назначить Кузнецову ФИО5 досрочную пенсию по старости, предусмотренную Законом Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС – с 05.08.2021.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Скопинский районный суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15 ноября 2021 года.

Судья – подпись.

Копия верна: Судья - С.В. Подъячева

2-819/2021 ~ М-949/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кузнецов Валерий Викторович
Ответчики
ОПФР по Рязанской области
Суд
Скопинский районный суд Рязанской области
Судья
Подъячева Светлана Владимировна
Дело на странице суда
skopinski--riz.sudrf.ru
13.09.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2021Судебное заседание
01.11.2021Судебное заседание
11.11.2021Судебное заседание
15.11.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2021Дело оформлено
16.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее