Дело № 2а-708/2019
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 октября 2019 года г.Колпашево Томской области
Колпашевский городской суд Томской области в составе:
председательствующего судьи Ольховской Е.В.,
при секретаре Ластовской Н.А.,
помощнике судьи Радченко О.М.,
с участием помощника Колпашевского городского прокурора Фокеева Р.А.,
представителя административного истца ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Капитановой Л.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
административного ответчика Остроумова В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области к Остроумову Вячеславу Евгеньевичу об установлении административного надзора и административных ограничений,
УСТАНОВИЛ:
ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области обратилось в Колпашевский городской суд Томской области с административным исковым заявлением к Остроумову В.Е., об установлении в отношении него административного надзора сроком на <данные изъяты>, с возложением административных ограничений в виде: являться 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания ежедневно с 23.00 часов до 06.00 часов, если это не связано с официальной трудовой деятельностью; запрета выезда за пределы муниципального образования, в котором будет проживать или пребывать Остроумов В.Е., если это не связно с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица, без разрешения органа внутренних дел по месту пребывания либо по месту жительства.
В обоснование административного иска, указано, что Остроумов В.Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приговором <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ приговором <адрес> городского суда <адрес> осужден по п<данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы, на основании ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком в <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <адрес> судебного района <адрес> осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> обязательных работ; ДД.ММ.ГГГГ <адрес> городским судом <адрес> осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы. ДД.ММ.ГГГГ Остроумов В.Е. освобожден из ФКУ <данные изъяты> УФСИН России по <адрес> по отбытию срока наказания. В ходе проверки по месту жительства участковым уполномоченным полиции ОУУПнПДН ОМВД России по <адрес>, установлено, что Остроумов В.Е. проживает совместно со своей сожительницей З., в настоящее время не работает на имеет временные заработки, ранее неоднократно привлекался к уголовной и административной ответственности. По данным ИЦ УМВД России по <адрес> имеются сведения о привлечении Остроумова В.Е. к административной ответственности в течение года. Сотрудниками ОМВД России по <адрес> выявлено в отношении Остроумова В.Е. три административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, привлечен к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ по ст.20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ по ст.20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей; ДД.ММ.ГГГГ по ст.20.21 КоАП РФ (появление в общественных местах в состоянии опьянения), назначено административное наказание в виде административного ареста. Таким образом, Остроумов В.Е., будучи освобожденным из мест лишения свободы и имеющий непогашенную и не снятую судимость за совершение тяжкого преступления, совершил в течение года два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, требует тщательного наблюдения со стороны правоохранительных органов. С целью предупреждения совершения Остроумовым В.Е. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, просят установить административный надзор и возложить административные ограничения.
Представитель административного истца ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области Капитанова Л.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным выше.
Административный ответчик Остроумов В.Е. в судебном заседании исковые требования об установлении ему административного надзора и административных ограничений признал, пояснив, что им, действительно, были совершены административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Постановления по делу об административном правонарушении он получал, не обжаловал.
Помощник Колпашевского городского прокурора Фокеев Р.А. в своём заключении считал возможным удовлетворить заявленные административные исковые требования ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области.
Исследовав представленные доказательства, заслушав стороны, заключение прокурора, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок применения мер административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В статье 2 Закона N 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушении, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Перечень лиц, в отношении которых устанавливается административный надзор, предусмотрен в ст. 3 Закона.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011 административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобождённого из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если: лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 3 ст. 3 Федерального закона № 64-ФЗ от 06.04.2011).
В соответствии с п.п. 13, 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» проверка законности и обоснованности постановлений по делам об административных правонарушениях, указанных в пункте 2 части 3 статьи 3 Закона, послуживших основанием для обращения исправительного учреждения или органа внутренних дел с заявлением об установлении, продлении административного надзора или о дополнении ранее установленных административных ограничений, не осуществляется судом в порядке главы 29 КАС РФ. При рассмотрении дела об административном надзоре в связи с совершением лицом, указанным в части 1 статьи 3 Закона, административных правонарушений, предусмотренных пунктом 2 части 3 этой же статьи, надлежит исходить из того, что для установления, продления административного надзора либо дополнения ранее установленных административных ограничений необходимо наличие фактов совершения лицом двух и более административных правонарушений в течение одного года, подтвержденных вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности. Данный срок подлежит исчислению со дня совершения первого административного правонарушения.
В судебном заседании установлено, что приговором мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Остроумов В.Е. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы. На основании ст.73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком в <данные изъяты>.
Приговором <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Остроумов В.Е. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> лишения свободы, без штрафа, без ограничения свободы. На основании ст. 73 УК РФ наказание считать условным с испытательным сроком в <данные изъяты>.
Приговором мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Остроумов В.Е. осужден по <данные изъяты> УК РФ к <данные изъяты> обязательных работ. В соответствии с ч. 5 ст. 69 УК РФ приговор <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исполнять самостоятельно.
Постановлением <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Остроумову В.Е. отменено условное осуждение, назначенное приговором <адрес> городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Остроумов В.Е. направлен для отбытия наказания в виде лишения свободы сроком на <данные изъяты> без штрафа, без ограничения свободы в исправительную колонию общего режима.
ДД.ММ.ГГГГ Остроумов В.Е. освобожден по отбытию срока наказания.
В силу п. 26 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 16 мая 2017 года N 15, в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор.
Как установлено в судебном заседании, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УК РФ, преступление, предусмотренное <данные изъяты> УК РФ, за которое осуждён Остроумов В.Е. приговором <адрес> городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, относится к категории тяжких.
Согласно ч. 1 ст. 86 УК РФ лицо, осуждённое за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.
Согласно п. "г" ч. 3 ст. 86 УК РФ (в редакции федерального закона, действовавшего на момент совершения преступления) судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, по истечении шести лет после отбытия наказания.
Таким образом, судимость Остроумова В.Е. за преступление, предусмотренное <данные изъяты> УК РФ, с учетом положений ст. 86 УК РФ, в настоящее время не погашена и не снята в установленном законом порядке.
Постановлением заместителя начальника ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ЖУАП № Остроумов В.Е. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в сумме <данные изъяты> рублей.
Постановлением мирового судьи судебного участка №, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № Остроумов В.Е. привлечен к административной ответственности по ст. 20.21 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного ареста сроком на <данные изъяты>. Постановление вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Факты совершения административных правонарушений также подтверждаются сведениями из информационной базы данных (л.д.15-17).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что Остроумов В.Е. после освобождения ДД.ММ.ГГГГ от отбытия наказания за совершение тяжкого преступления, имея не погашенную и не снятую судимость, два раза в течение года привлекался к административной ответственности, в связи с совершением им административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
Следовательно, в отношении Остроумова В.Е. имеются основания для установления административного надзора в соответствии с п. 1 ч.1 и п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Как разъяснено в п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В соответствии с пунктом 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор может быть установлен в отношении совершеннолетнего лица, имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона, статьи 86 и 95 УК РФ).
Частями 1, 2 ст. 4 Федерального закона № 64 от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" установлено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Установление судом административных ограничений в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории, является обязательным.
Согласно п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Согласно справке-характеристике участкового уполномоченного полиции ОУУП и ПДП ОМВД России по <адрес> УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Остроумов В.Е. проживает по адресу: <адрес>, совместно с сожительницей З.. в настоящее время не работает, имеет временные заработки, по месту жительства характеризуется удовлетворительно, склонен к употреблению спиртных напитков. Остроумов В.Е. ранее привлекался к уголовной и административной ответственности.
Принимая во внимание, что Остроумов В.Е. отбыв наказание в виде лишения свободы за совершение тяжкого преступления (освобожден ДД.ММ.ГГГГ по отбытию срока наказания), по которому имеет непогашенную и неснятую судимость, в течение одного года два раза совершил административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность учитывая характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность Остроумова В.Е., его поведение после освобождения из мест лишения свободы, удовлетворительную характеристику по месту жительства, наличие места жительства и регистрации, суд приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения административного искового заявления об установлении в отношении Остроумова В.Е. административного надзора сроком на 1 год, с возложением административных ограничений, указанных в административном иске.
Установление административного надзора сроком на 1 год и возложение административных ограничений, о которых заявлено в иске административным истцом, по мнению суда, соответствует ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. При этом указанные ограничения не умаляют достоинство заявителя, не являются категорическим запретом на реализацию права на свободу передвижения и иных его прав и свобод, являются профилактической мерой, будут способствовать достижению целей административного надзора, в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 64-ФЗ, для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, оказания индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Кроме того, как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в случае запрещения выезда за установленные судом пределы территории в решении надлежит, в частности, указывать наименование субъекта Российской Федерации, муниципального образования, границы которого не разрешается покидать поднадзорному лицу в период действия административного надзора.
Определяя муниципальное образование, границы которого поднадзорному лицу покидать без разрешения органа внутренних дел, не разрешается, суд учитывает, что согласно имеющимся материалам дела Остроумов В.Е. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, фактически проживает по адресу: <адрес>. С учетом изложенного, в качестве муниципального образования, за пределы которого Остроумов В.Е. выезжать не разрешается, суд полагает необходимым определить муниципальное образование «<адрес>» <адрес>, отметив, что пределы указанного муниципального образования Остроумову В.Е. запрещается покидать без разрешения органов внутренних дел, если это не связано с его официальной трудовой деятельностью.
Частью 3 ст. 273 КАС РФ установлено, что в резолютивной части решения суда по административному делу об установлении или о продлении административного надзора должны указываться срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Согласно п. 2 ч. 3 ст. 5 Закона срок административного надзора исчисляется в отношении: лица, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 2 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора.
Таким образом, срок административного надзора в отношении Остроумова В.Е. следует исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ОМВД России по Колпашевскому району УМВД России по Томской области к Остроумову Вячеславу Евгеньевичу об установлении административного надзора и административных ограничений удовлетворить.
Установить в отношении Остроумова Вячеслава Евгеньевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ, административный надзор сроком на <данные изъяты>.
Срок административного надзора в отношении Остроумова Вячеслава Евгеньевича исчислять со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
На весь срок административного надзора установить Остроумову Вячеславу Евгеньевичу следующие административные ограничения:
обязанности являться один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации;
запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания ежедневно с 23 часов до 06 часов, без предварительного разрешения органа внутренних дел, если это не связано с официальной трудовой деятельностью;
запрета на выезд за пределы муниципального образования «<адрес>» <адрес>, без предварительного разрешения органа внутренних дел по месту пребывания либо по месту жительства, если это не связано с официальной трудовой деятельностью поднадзорного лица.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Томский областной суд через Колпашевский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного текста решения.
Судья: Е.В. Ольховская
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Е.В. Ольховская