О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
<адрес> 29 сентября 2020 года
Судья Сафоновского районного суда <адрес> Дроздов С.А., изучив при подготовке к рассмотрению материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, в отношении Шиповалова А. М.,
У С Т А Н О В И Л:
дд.мм.гггг на основании определения заместителя начальника полиции МО МВД России «Сафоновский» от дд.мм.гггг в районный суд с материалами дела поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, составленный дд.мм.гггг в отношении Шиповалова А.М.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:
1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.
В силу статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1).
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона (часть 3).
В соответствии с ч.1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).
Пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ определено, что при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.
Из содержания протокола об административном правонарушении от дд.мм.гггг следует, что «дд.мм.гггг в 20:50 гр. Шиповалов А.М., находясь в общественном месте, во дворе <адрес> <адрес>, имея явное неуважение к обществу, выражался грубой нецензурной бранью в адрес находящихся рядом людей и сотрудников полиции, на неоднократные замечания прекратить свои хулиганские действия не реагировал, чем нарушил общественный порядок».
При этом, в качестве свидетелей правонарушения в протоколе указаны Герасимов А.В. и Самарин А.В. (ч.2 ст.28.2 КоАП РФ), при получении объяснений у которых, последние в нарушение ч.5 ст.25.6 КоАП РФ об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний не предупреждались.
Кроме того, согласно протоколам опроса указанные лица давали объяснения в связи с проверкой сообщения о преступлении, которые не содержат сведений о грубой нецензурной брани Шиповалова А.М. в адрес сотрудников полиции, что противоречит событию правонарушения, отраженному в протоколе об административном правонарушении.
Помимо этого, кем являются указанные лица – гражданами или сотрудниками полиции, в отношении которых согласно протоколу Шиповалов А.И. выражался нецензурной бранью, материалы дела также не содержат.
При этом, из протоколов опросов следует, что Герасимову А.В. и Самарину А.В. разъяснены положения ст.25.1 КоАП РФ, которая регулирует вопросы участия в производстве по делу об административном правонарушении лица, привлекаемого к административной ответственности.
К протоколу об административном правонарушении также приложены объяснения Яковленкова Д.В., который в качестве свидетеля правонарушения в указанном протоколе не указан.
Помимо этого, согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте "в" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", судьи рассматривают отнесенные к компетенции иных органов (должностных лиц) дела, указанные в части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при условии, что они были переданы на их рассмотрение в связи с тем, что уполномоченный орган (должностное лицо) с учетом характера совершенного правонарушения, личности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и других указанных в законе обстоятельств признал необходимым обсудить вопрос о возможности применения мер наказания, назначение которых отнесено к исключительной компетенции судей.
Из содержания ч.2 ст.23.1 КоАП РФ следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Указанные дела направляются в суд на основании определения органа или должностного лица, которое выносится в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ и должно отвечать требованиям ст. 29.12 КоАП РФ, в том числе содержать мотивы принятого решения, что согласуется с правовой позицией, изложенной в "Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2008 года".
Однако вышеуказанное определение от дд.мм.гггг, на основании которого дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.1 КоАП РФ, в отношении Шиповалова А.М. направлено в районный суд, таких мотивов принятого решения не содержат.
При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении Шиповалова А.М. и приложенные к нему материалы подлежат возвращению в МО МВД России «Сафоновский» для устранения недостатков.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.1, 29.4 КоАП РФ,
О П Р Е Д Е Л И Л:
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, в отношении Шиповалова А.М. и приложенные к нему материалы возвратить в МО МВД России «Сафоновский» для устранения недостатков.
Судья: Дроздов С.А.