<данные изъяты>
дело № 2-458/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 марта 2020 года | город Севастополь |
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего – судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Бутакова А.А.,
с участием представителя ответчика – Магомедовой Людмилы Абдулжалиловны, на основании доверенности,
рассмотрев открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Гагаринского района города Севастополя в защиту прав и интересов Сукачевой Инны Васильевны к Департаменту здравоохранения города Севастополя о понуждении совершить определенные действия,
установил:
прокурор Гагаринского района города Севастополя обратился в суд с иском в защиту прав и интересов Сукачевой И.В. к Департаменту здравоохранения города Севастополя о понуждении обеспечить бесплатно Сукачеву И.В. лекарственным препаратом «<данные изъяты>» в полном объеме по жизненным показаниям в соответствии с медицинским заключением.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а именно – в деятельности Департамента здравоохранения <адрес>, по результатам которой установлено, что Сукачева И.В. наблюдается в поликлинике <данные изъяты> с диагнозами: «<данные изъяты>. <данные изъяты> является получателем региональной льготы.
Таким образом, Сукачева И.В., в силу действующего законодательства, страдающая хроническим заболеванием, относится к группе населения, имеющей категорию заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Сукачевой И.В. врачом поликлиники на лекарственный препарат «<данные изъяты>» не реализован ввиду его отсутствия в аптеке. С целью поддержания нормального состояния здоровья пациентка вынуждена была приобретать положенный ей лекарственный препарат бесплатно, за личные денежные средства (товарные чеки не сохранились).
Невыполнение Департаментом здравоохранения <адрес> возложенных на него обязанностей по обеспечению Сукачевой И.В. бесплатным необходимым лекарственным средством свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ прокурор заявленные требования поддержал, уточнил, что исковые требования заявлены в части понуждения ответчика обеспечить Сукачеву И.В. препаратом «<данные изъяты>» по конкретному нереализованному рецепту № от ДД.ММ.ГГГГ. В судебное заседание ДД.ММ.ГГГГ не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что указанный лекарственный препарат не должен был назначаться лечащим врачом, учитывая диагнозы Сукачевой И.В., рецепт был выписан без заключения врачебной комиссии в нарушение приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 05.05.2012 № 502н «Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», представила письменные возражения.
Сукачева И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
С учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи установлены статьей 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов медицинский изделий и специализированных продуктом лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно статье 6.2 указанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень граждан, которые имеют право на бесплатное получение лекарственных средств, и к таким гражданам дети-инвалиды. В соответствии с указанным Перечнем они обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.
В соответствии с указанным Перечнем неработающие инвалиды 2 группы обеспечиваются бесплатно всеми лекарственными средствами.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 прямо предусмотрена обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Постановлением Правительства Севастополя № 182-ПП от 17.03.2015 утверждено Положение о Департаменте здравоохранения города Севастополя (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 3.8 Положения Департамент здравоохранения города Севастополя организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством города Севастополя.
Согласно пункту 3.3 Положения Департамент здравоохранения Севастополя выступает государственным заказчиком в порядке и в случаях, установленных законодательством Севастополя, при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд города Севастополя за счет средств бюджета города Севастополя, а также главным распорядителем и получателем бюджетных средств города Севастополя.
Приказом Департамента здравоохранения города Севастополя № 778 от 30.08.2018 утвержден Порядок взаимодействия участников, организующих и осуществляющих обеспечение отдельных категорий граждан по рецептам лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет средств федерального и регионального бюджетов (далее - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка, участниками, организующим и осуществляющим обеспечение отдельных категории граждан лекарственными препаратами, являются:
Департамент здравоохранения города Севастополя;
медицинские организации, выписывающие рецепты на лекарственные препараты;
уполномоченная фармацевтическая организация, организация подведомственная Департаменту здравоохранения города Севастополя, которая исполняет государственный контракт (договор) на оказание услуги по обеспечению отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами, закупленными за счет средств федерального и регионального бюджетов.
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка льготное лекарственное обеспечение федеральных и региональных льготников осуществляется Департаментом здравоохранения города Севастополя посредством размещения государственных заказов на поставку лекарственных препаратов для обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными препаратами.
Согласно пункту 4.2 Порядка государственные заказы составляются на основе сводной заявки медицинских организаций Севастополя.
В соответствии с пунктом 4.3 Порядка утвержденная заявка медицинских организаций Севастополя формируется Департаментом здравоохранения города Севастополя на основании сводной потребности медицинских организаций, уполномоченных Департаментом здравоохранения города Севастополя на выписывание рецептов, и остатков лекарственных препаратов, согласовывается главными внештатными специалистами Департамента здравоохранения города Севастополя.
Согласно пункту 4.4. заявки медицинских организаций составляются на один очередной календарный год, предоставляются в срок, утвержденный приказом Департамента здравоохранения города Севастополя для комиссионного рассмотрения и очной защиты в Департаменте здравоохранения города Севастополя.
Пунктом 3.6 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов специалисты в Пунктах отпуска регистрируют рецепт в специальном журнале, делают на рецепте отметку об адресе, номере, или наименовании аптеки, дате приема рецепта на обеспечение, возвращают рецепт пациенту, вводят рецепт в базу данных, отсроченных рецептов, согласовывают с уполномоченной фармацевтической организацией поставку лекарственных препаратов для обеспечения отсроченных рецептов в срок, не превышающий десяти рабочих дней.
Судом установлено, что прокуратурой Гагаринского района города Севастополя проведена проверка исполнения законодательства о соблюдении прав граждан на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а именно – в деятельности Департамента здравоохранения города Севастополя, по результатам которой установлено, что Сукачева И.В. наблюдается в поликлинике <данные изъяты>» с диагнозом: «<данные изъяты>, является получателем региональной льготы.
Таким образом, Сукачева И.В., в силу действующего законодательства, страдающая хроническим заболеванием, относится к группе населения, имеющей категорию заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Рецепт № от ДД.ММ.ГГГГ, выданный Сукачевой И.В. врачом поликлиники <данные изъяты> на лекарственный препарат «<данные изъяты>» не был реализован ввиду его отсутствия в аптеке, что подтверждается Реестром лекарственных препаратов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, находящихся в отсрочке в Аптеке №. В том числе указанный препарат не реализован до настоящего времени.
Доводы стороны ответчика о том, что указанный рецепт был выписан врачом поликлиники незаконно, поскольку отсутствовало заключение врачебной комиссии, не могут служить основанием для отказа в обеспечении Сукачевой И.В. данным лекарственным препаратом, поскольку доказательств отсутствия нуждаемости в его применении суду не представлено. Более того, в судебном заседании представитель ответчика подтвердила, что в настоящее время Сукачева И.В., по устной информации медицинского учреждения, в котором последняя проходит лечение, также нуждается в приеме лекарственного препарата «<данные изъяты>».
Таким образом, невыполнение Департаментом здравоохранения города Севастополя возложенных на него обязанностей по обеспечению Сукачевой И.В. бесплатным необходимым лекарственным средством свидетельствует о существенном нарушении ее прав на бесплатную медицинскую помощь, в связи с чем заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
иск удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя обеспечить бесплатно Сукачеву Инну Васильевну лекарственным препаратом «Пропафенон» в соответствии с рецептом от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>