Решение по делу № 66а-908/2020 от 06.05.2020

Судья Каминский Э.С.

Дело № 66а-908/2020

(номер дела в суде первой инстанции 9а-51/2020)

ЧЕТВЕРТЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нижний Новгород

3 июня 2020 года

Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Калугина Д.М., рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по частным жалобам Х.М.М. и Л.Е.Б. на определение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2020 года по административному делу по коллективному административному исковому заявлению К.Д.Р., Х.М.М., Л.Е.Б., С.А.И., Ю.А.С., Ш.М.К., Ш.А.В., И.О.К., И.А.К., Б.А.И., И.Х.Г., И.Л.П., Б.Л.Г., Б.А.Е., Г.Л.А., М.А.И., А.Л.Г., Р.И.Е., Р.Н.А., Н.О.Е., Н.Н.С. о признании недействующими подпунктов «а», «б», «е» пункта 5, пункта 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30 марта 2020 года № 234 «О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 19 марта 2020 года № 208 «О мерах по предотвращению распространения в Республике Татарстан новой коронавирусной инфекции»,

у с т а н о в и л:

в Верховный Суд Республики Татарстан посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» поступило вышеупомянутое коллективное административное исковое заявление.

Определением судьи Верховного суда Республики Татарстан от 16 апреля 2020 года возвращено коллективное административное исковое заявление на основании пункта 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Не согласившись с указанным определением, Х.М.М. и Л.Е.Б. поданы частные жалобы, в которых просят определение суда от 16 апреля 2020 года отменить, указывая, что административное исковое заявление подписано всеми участниками процесса, а Х.М.М. лишь реализовал право коллективной группы на подачу иска посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», при этом такой способ подачи предусматривает использование только одной электронной подписи и не предусматривает коллективное электронное подписание.

В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.

Исследовав материалы дела, изучив доводы частных жалоб, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Требования к административному исковому заявлению об оспаривании нормативного правового акта и о признании нормативного правового акта недействующим закреплены в статьях 125, 126, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при обращении в суд с коллективным административным исковым заявлением должны соблюдаться общие требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному исковому заявлению (статьи 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также требование об указании лица или нескольких лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, и условие о том, что ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц (части 2, 3 статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В случае несоблюдения таких требований и названного выше условия коллективное административное исковое заявление может быть оставлено без движения (статья 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), возвращено (статья 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу части 2 статьи 45 КАС РФ, части 8 статьи 125 КАС РФ административное исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы могут быть поданы в суд на бумажном носителе или в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вопросы, связанные с подачей документов в суды в электронном виде, урегулированы Порядком подачи в федеральные суды общей юрисдикции документов в электронном виде, в том числе в форме электронного документа, утвержденным приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации №251 от 27 декабря 2016 года, в соответствии с которым документы в электронном виде подаются через личный кабинет пользователя, созданный в разделе "Подача процессуальных документов в электронном виде" официального сайта суда, который расположен на интернет-портале ГАС "Правосудие" (www.sudrf.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Возвращая административное исковое заявление, судья Верховного суда Республики Татарстан, ссылаясь на то обстоятельство, что административное процессуальное законодательство не предусматривает возможность подписания коллективного административного искового заявления лицом, которому поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, действующим без доверенности, в том числе при подаче административного иска в электронном виде, указал, что коллективное административное исковое заявление должно быть подписано всеми административными истцами или их представителем с приложением документа, подтверждающего полномочия на подписание административного иска и предъявление его в суд.

Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами суда первой инстанции.

Доводы частных жалоб фактически свидетельствуют о несогласии с вынесенным судом определением и основаны на неверном толковании и применении норм процессуального права, а потому не могут служить основанием для удовлетворения жалоб.

Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при обращении в суд с коллективным административным исковым заявлением должны соблюдаться общие требования к форме и содержанию административного искового заявления, документам, прилагаемым к административному исковому заявлению (статьи 125, 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), а также требование об указании лица или нескольких лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, и условие о том, что ко дню обращения в суд лица, выдвинувшего требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к указанному требованию присоединилось не менее двадцати лиц (части 2, 3 статьи 42 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В случае несоблюдения таких требований и названного выше условия коллективное административное исковое заявление может быть оставлено без движения (статья 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), возвращено (статья 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации). В определении об оставлении коллективного административного искового заявления без движения в связи с несоблюдением условия о присоединении двадцати лиц к требованию должно быть разъяснено, что лица, подавшие данное заявление, имеют право на индивидуальное обращение в суд с административным исковым заявлением в случае, если в установленный судьей срок к коллективному административному иску не присоединится достаточное число лиц.

Таким образом, указание, в соответствии с положениями частью 3 статьи 42 КАС РФ, лицу, которому поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц, не освобождает от обязанности соблюдать общие требования к форме и содержанию административного искового заявления.

Как следует из административного искового заявления, административные истцы уполномочили трех административных истцов К.Д.Р., Х.М.М. и Л.Е.Б. быть уполномоченными представителями данной группы лиц.

При этом, административное исковое заявление подписал Х.М.М., а документа, подтверждающего полномочия Х.М.М. на подписание коллективного административного иска от имени административных истцов и предъявление его в суд представлено не было.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что коллективное административное исковое заявление не подписано всеми административными истцами, а подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и подачу в суд, в связи с чем правоверно возвратил административное исковое заявление.

Указание в жалобе на то, что подача иска посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», предусматривает использование только одной электронной подписи и не предусматривает коллективное электронное подписание, не может повлечь отмену обжалуемого определения, поскольку это является лишь одним из способов обращения в суд.

Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные статьей 316 КАС РФ основания для отмены или изменения определения суда в апелляционном порядке отсутствуют.

Обжалуемое определение суд апелляционной инстанции находит законным, обоснованным, вынесенным с соблюдение норм процессуального права. Оснований для удовлетворения частной жалобы и отмены или изменения обжалуемого определения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции

о п р е д е л и л :

определение Верховного Суда Республики Татарстан от 16 апреля 2020 года оставить без изменения, частные жалобы Х.М.М. и Л.Е.Б. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный суд Республики Татарстан.

Судья

07.05.2020Передача дела судье
03.06.2020Единоличное рассмотрение (без вызова лиц, участвующих в деле)
09.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.06.2020Передано в экспедицию
03.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее