РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 18 мая 2016г.
Ленинский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Левицкой Ю.В.,
при секретаре Вохминой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Анфилатовой Л.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ленинском районе г. Красноярска о признании права на льготную пенсию,
Установил:
Анфилатова Л.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Ленинском районе г. Красноярска о признании права на льготную пенсию. Требования мотивирует тем, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ей в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на соответствующих видах работ. Истец не согласна с вынесенным решением, поскольку Пенсионный фонд неправомерно не включил в стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в КГБУЗ «Красноярская городская стоматологическая клиника № в должности врача стоматолога детского.
Просит обязать ГУ УПФ в Ленинском районе г. Красноярска засчитать Анфилатовой Л.А. в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с момента возникновения права.
В судебном заседании истец Анфилатова Л.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске, уточнила требования в части, просила обязать ГУ-УПФ РФ назначить пенсию со дня обращения в ГУ-УПФ РФ с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит требования Анфилатовой Л.А. законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п.20 п. 1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Согласно п. 2 указанной статьи Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ).
Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного Федерального закона, назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», вступившим в силу с 01 ноября 1999 г., были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с пунктом 3 вышеназванного Постановления Правительства Российской Федерации в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды до 01 ноября 1999 г. согласно Списка профессий и должностей, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, периоды после указанной даты - в соответствии с Постановлением N 1066 от 22 сентября 1999 г.
Кроме того, до 01 октября 1993г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющийся приложением к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
При исчислении стажа работа по специальности, предусмотренная Перечнем, включалась в стаж безусловно, а работа и другие виды деятельности, подлежащие зачету в стаж работы по специальности по Положению - при определенных условиях.
Указанные обстоятельства были конкретизированы в Инструктивном письме Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986г. № 1-63-И.
В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002г. № 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативно правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Повышение квалификации и специализация является обязанностью медицинского работника для продолжения профессиональной деятельности (ст. 54 Основ законодательства об охране здоровья граждан).
Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности (Приказ Минздрава РФ от 09 августа 2011г. № 314 «О порядке получения квалификационных категорий»).
В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
Согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004г. № 2-П и Разъяснением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 октября 2003г. № 4 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со ст. ст. 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при исчислении продолжительности страхового стажа (статья 2 Закона) и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе, досрочно назначаемую (ст. ст. 27, 28 Закона), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно-полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
Соответственно, доказыванию по делам данной категории подлежит факт исполнения трудовых обязанностей в определенной должности при неблагоприятном воздействии различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, оспариваемым решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик зачел в специальный трудовой стаж для назначения досрочной пенсии следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 7 дней) в качестве медицинской сестры отделения пищеварительной системы НИИ медицинских проблем Севера (календарно) по трудовой книжке, справке от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 4 месяца 11 дней) в качестве медицинской сестры смешанного хирургического отделения стационара НИИ медицинских проблем Севера (1 год за 6 год и 6 месяцев) по трудовой книжке, справке от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 19 дней) в качестве врача-интерна по стоматологии Салехардской окружной больницы (календарно) по трудовой книжке, справке от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (2 года 28 дней) в качестве врача-стоматолога Салехардской окружной больницы (календарно) по трудовой книжке, постановлению №; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ (22 года 8 месяцев 5 дней) в качестве врача-стоматолога КГЛУЗ «КГСП №»
(календарно) по трудовой книжке, справке от ДД.ММ.ГГГГ №, постановлению №
464, постановлению №, постановлению М; 781.
Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Красноярска не приняло в зачет специального (медицинского) стажа истца в льготном исчислении следующие периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, 17.02,2016 (1 месяц 19 дней) - отпуска без сохранения заработной платы; а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 месяцев 2 дня) - циклы повышения квалификации с отрывом от работы.
В решении Пенсионного фонда установлено, что на дату подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ стаж на соответствующих видах работ по п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О трудовых пенсиях» составил 29 лет 02 месяца 09 дней.
Из материалов дела, трудовой книжки, справки работодателя следует, что в спорные периоды Анфилатова Л.А. работала в краевом государственном бюджетном учреждении здравоохранения «Красноярская городская стоматологическая поликлиника №» г. Красноярска. Направлялась на повышение квалификации с отрывом от работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с).
В судебном заседании установлено, что в указанные периоды Анфилатова Л.А. направлялась на курсы повышения квалификации, с сохранением средней заработной платы, что подтверждается справкой работодателя от ДД.ММ.ГГГГ № КГБУЗ «Красноярская городская стоматологическая поликлиника №» г.Красноярска, протоколом заседания Комиссии УПФР в Ленинском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав и социального обеспечения застрахованных лиц и Решением УПФР ГУ в Ленинском районе г. Красноярска.
Таким образом, во время нахождения работника Анфилатовой Л.А. на курсах повышения квалификации и специализации трудовые отношения с ней не прекращались, из заработка работодатель производил соответствующие отчисления в страховые фонды, в том числе в пенсионный, в связи с чем, спорный период подлежат включению в стаж для назначения пенсии истцу.
При таких обстоятельствах, исковые требования Анфилатовой Л.А. о включении периодов нахождения на курсах повышения квалификации в установленные периоды подлежат удовлетворению, а кроме того, принимая во внимание продолжительность стажа с учетом данных периодов, подлежат удовлетворению и требования истца о досрочном назначении пенсии с момента обращения ГУ УПФ РФ, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования Анфилатовой Л.А. удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Красноярска принять к зачету для досрочного назначения страховой пенсии по старости периоды нахождения Анфилатовой Л.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на курсах повышения квалификации, назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Ю.В. Левицкая