РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 31 января 2018 года
Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего судьи Лапицкой И.В.
при секретаре Мешиной А.И.
с участием процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Поташниковой Ю.Ф.
ответчика представителя Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске Абашиной Е.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ №)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района, действуя в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В., обратился с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконными решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки.
Требования мотивированы тем, что Ковальчук П.В. является инвалидом 1 группы на основании справки №, проживает по месту жительства: <адрес> и имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату 50 % жилищно-коммунальных услуг.
В связи с поступившими сведениями о задолженности Ковальчука В.П. по жилищно-коммунальным услугам, с 01.09.2017 года приостановлено предоставление мер социальной поддержки, а с 01.10.2017 года – прекращены о чем последнему направлено уведомление 17.10.2017 года. Вместе с тем, данные действия ответчика незаконны.
Процессуальный истец – помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Поташникова Ю.Ф. иск поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика – УСЗН Администрации Ленинского района г.Красноярска Абашина Е.М. иск не признала в полном объеме, указывая на право Управления сначала приостановить, а затем прекратить предоставление мер социальной поддержки инвалида, при наличии у него задолженности по жилищно-коммунальным услугам.
Материальный истец Ковальчук П.В. извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, Министерства социальной политики Красноярского края, извещенный надлежащим образом и своевременно о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ,
Выслушав объяснения участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ковальчук П.В. является инвалидом 1 группы и собственником ? доли в общей долевой собственности, проживает и состоит на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: <адрес>.
Ковальчук П.В. являлся получателем субсидий как инвалид 1 группы по оплате услуг: за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг, взнос на капитальный ремонт, потребленную электроэнергию.
Решениями УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска с 01.09.2017 года приостановлено, а с 01.10.2017 года прекращено предоставление указанных мер социальной поддержки, в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам за два и более месяца (на дату приостановления).
Как следует из выписки из домовой книги, финансово- лицевого счета, по состоянию на 01.09.2017 года имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес> имеется задолженность в размере 18 936 рубля 52 копейки.
Управлением социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске Ковальчуку П.В. направлено уведомление № 3/1893 от 07.09.2017 года о приостановлении представления субсидий и (или) дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 сентября 2017 года на основании п.2 ст.20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальные услуги».
При этом Ковальчуку П.В. было разъяснено о необходимости погашения задолженности в течение месяца либо заключения соглашения по ее погашению с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. В случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности путем заключения соглашения, с первого числа следующего месяца, будет прекращено предоставление мер социальной поддержки.
В связи с непогашением указанной задолженности в течение месяца со дня принятия решения о приостановлении представления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, непредставлении документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования задолженности, выплата субсидий Ковальчуку П.В. была прекращена с 01.10.2017 года.
Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края от 17 декабря 2004 года №13-2804) определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом, из положений ст. 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, указанной категории граждан, к числу которых отнесен материальный истец Ковальчук П.В., не применяются положения Закона края о прекращения предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.
При этом, положения пункта 2 ст. 20.1. Закона края предусматривают аналогичные по сути условия приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки – наличие у получателя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнение условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.
Действие данной нормы не ограничено по кругу лиц.
Вместе с тем, часть 13 и часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2015 года N 399-ФЗ) предусматривает предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления,
а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. (ч. 15 ст. 17)
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Таким образом, в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.
Принятие ответчиком решения по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на него обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Ссылки ответчика на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты инвалидам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года №13-2804, которые не оспорены и являются действующими, являются не состоятельными.
Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Кроме того, суд приходит к выводу, что правовые гарантии, установленные ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятые ответчиком решения о прекращении мер социальной поддержки, являются незаконными.
В связи с тем, что у Ковальчук П.В. меры социальной поддержки были прекращены с 01.10.2017 года, суд считает необходимым возобновить предоставления мер социальной поддержки, возложив на ответчика обязанность предоставить инвалиду 1 группы меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно- коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01.10.2017 года.
Разрешая заявленные требования в части признания незаконным решения ответчика о приостановлении Ковальчук П.В. на 01 месяц с 01.09.2017 года предоставления мер социальной поддержки, поскольку никаких ограничений для приостановления инвалидам предоставление мер социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрено, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчук П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным решений о приостановлении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалиду 1 группы Ковальчуку П.В.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки, удовлетворить частично.
Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска предоставить инвалиду 1 группы Ковальчуку П.В,, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 октября 2017 года.
В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.В.Лапицкая