Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-680/2018 (2-4468/2017;) ~ М-3575/2017 от 31.10.2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Красноярск                                  31 января 2018 года

Ленинский районный суд г.Красноярска в составе:

председательствующего судьи Лапицкой И.В.

при секретаре Мешиной А.И.

с участием процессуального истца помощника прокурора Ленинского района г. Красноярска Поташниковой Ю.Ф.

ответчика представителя Управления социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске Абашиной Е.М. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ )

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района, действуя в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В., обратился с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконными решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки.

Требования мотивированы тем, что Ковальчук П.В. является инвалидом 1 группы на основании справки , проживает по месту жительства: <адрес> и имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату 50 % жилищно-коммунальных услуг.

В связи с поступившими сведениями о задолженности Ковальчука В.П. по жилищно-коммунальным услугам, с 01.09.2017 года приостановлено предоставление мер социальной поддержки, а с 01.10.2017 года – прекращены о чем последнему направлено уведомление 17.10.2017 года. Вместе с тем, данные действия ответчика незаконны.

Процессуальный истец – помощник прокурора Ленинского района г.Красноярска Поташникова Ю.Ф. иск поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика – УСЗН Администрации Ленинского района г.Красноярска Абашина Е.М. иск не признала в полном объеме, указывая на право Управления сначала приостановить, а затем прекратить предоставление мер социальной поддержки инвалида, при наличии у него задолженности по жилищно-коммунальным услугам.

Материальный истец Ковальчук П.В. извещенный своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требования относительно предмета спора, Министерства социальной политики Красноярского края, извещенный надлежащим образом и своевременно о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, по неизвестной суду причине.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ,

Выслушав объяснения участников процесса, суд находит заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Ковальчук П.В. является инвалидом 1 группы и собственником ? доли в общей долевой собственности, проживает и состоит на регистрационном учете в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Ковальчук П.В. являлся получателем субсидий как инвалид 1 группы по оплате услуг: за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг, взнос на капитальный ремонт, потребленную электроэнергию.

Решениями УСЗН администрации Ленинского района г.Красноярска с 01.09.2017 года приостановлено, а с 01.10.2017 года прекращено предоставление указанных мер социальной поддержки, в связи с наличием задолженности по жилищно-коммунальным услугам за два и более месяца (на дату приостановления).

Как следует из выписки из домовой книги, финансово- лицевого счета, по состоянию на 01.09.2017 года имеется задолженность по оплате за жилищно-коммунальные услуги по адресу: <адрес> имеется задолженность в размере 18 936 рубля 52 копейки.

Управлением социальной защиты населения Администрации Ленинского района в г.Красноярске Ковальчуку П.В. направлено уведомление № 3/1893 от 07.09.2017 года о приостановлении представления субсидий и (или) дополнительных мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг с 01 сентября 2017 года на основании п.2 ст.20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальные услуги».

При этом Ковальчуку П.В. было разъяснено о необходимости погашения задолженности в течение месяца либо заключения соглашения по ее погашению с организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги. В случае непогашения задолженности или несогласования срока погашения задолженности путем заключения соглашения, с первого числа следующего месяца, будет прекращено предоставление мер социальной поддержки.

В связи с непогашением указанной задолженности в течение месяца со дня принятия решения о приостановлении представления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, непредставлении документов, подтверждающих наличие уважительных причин образования задолженности, выплата субсидий Ковальчуку П.В. была прекращена с 01.10.2017 года.

Законом Красноярского края № 13-2804 от 17 декабря 2004 года «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края от 17 декабря 2004 года №13-2804) определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом, из положений ст. 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно пункту 4 ст. 20.1 Закона края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 (в редакции Закона Красноярского края от 04.02.2016 № 10-4209) предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Таким образом, указанной категории граждан, к числу которых отнесен материальный истец Ковальчук П.В., не применяются положения Закона края о прекращения предоставления мер социальной поддержки при наличии задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

При этом, положения пункта 2 ст. 20.1. Закона края предусматривают аналогичные по сути условия приостановления предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки – наличие у получателя задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца либо невыполнение условий соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг для выяснения причин возникновения (непогашения) задолженности, но не более чем на один месяц.

Действие данной нормы не ограничено по кругу лиц.

Вместе с тем, часть 13 и часть 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ, Федерального закона от 29.12.2015 года N 399-ФЗ) предусматривает предоставление инвалидам компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:

платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;

платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления,

а также компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг. (ч. 15 ст. 17)

Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.

Таким образом, в силу положений Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов», Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», предусматривающих меры социальной поддержки, в системном толковании с нормами жилищного законодательства, предоставление такой меры социальной поддержки как компенсация уже понесенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов, имеет целевое назначение - уменьшение фактических затрат по оплате жилого помещения.

Принятие ответчиком решения по приостановлению и прекращению предоставления мер социальной поддержки на оплату коммунальных услуг, фактически возлагает на него обязанность по оплате коммунальных услуг в полном объеме, при наличии прямого указания Закона Красноярского края о невозможности такого прекращения в отношении инвалидов, уже получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Ссылки ответчика на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты инвалидам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца, а также последующее прекращение предоставления указанных мер, поскольку принятие таких решений ответчиком соответствует положениям п. 2 ст.20.1, п.п. «в» п. 9 ст. 23 Закона края от 17 декабря 2004 года №13-2804, которые не оспорены и являются действующими, являются не состоятельными.

Определением Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и пункт 4 статьи 20.1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.

Соответствующие изменения в Закон края от 17 декабря 2004 года N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 N 10-4209.

Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п.п. «в» п. 9 ст. 23 вышеуказанного Закона края не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03 июня 2015 года следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Кроме того, суд приходит к выводу, что правовые гарантии, установленные ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятые ответчиком решения о прекращении мер социальной поддержки, являются незаконными.

В связи с тем, что у Ковальчук П.В. меры социальной поддержки были прекращены с 01.10.2017 года, суд считает необходимым возобновить предоставления мер социальной поддержки, возложив на ответчика обязанность предоставить инвалиду 1 группы меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно- коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01.10.2017 года.

Разрешая заявленные требования в части признания незаконным решения ответчика о приостановлении Ковальчук П.В. на 01 месяц с 01.09.2017 года предоставления мер социальной поддержки, поскольку никаких ограничений для приостановления инвалидам предоставление мер социальной поддержки действующим законодательством не предусмотрено, суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчук П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным решений о приостановлении мер социальной поддержки на оплату жилищно-коммунальных услуг инвалиду 1 группы Ковальчуку П.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска о признании незаконным решений о приостановлении и прекращении предоставления мер социальной поддержки, удовлетворить частично.

Возложить обязанность на Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска предоставить инвалиду 1 группы Ковальчуку П.В,, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50 процентов путем их возобновления с 01 октября 2017 года.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора Ленинского района г.Красноярска, действующего в интересах инвалида 1 группы Ковальчука П.В. к Управлению социальной защиты населения администрации Ленинского района г.Красноярска отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Красноярска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья                                                       И.В.Лапицкая

2-680/2018 (2-4468/2017;) ~ М-3575/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Ковальчук Павел Вячеславович
Прокурор Ленинского района г. Красноярска
Ответчики
Управление социальной защиты населения администрации Ленинского района г. Красноярска
Другие
Министерство социальной политики Красноярского края
Суд
Ленинский районный суд г. Красноярска
Судья
Лапицкая Ирина Васильевна
Дело на странице суда
lenins--krk.sudrf.ru
31.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.10.2017Передача материалов судье
03.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.11.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.12.2017Предварительное судебное заседание
31.01.2018Судебное заседание
05.02.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2018Дело оформлено
29.06.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее