Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-77/2019 (2-2423/2018;) от 14.11.2018

Дело № 2-77/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2019 года Минераловодский городской суд Ставропольского края в составе,

председательствующего судьи Залугина С.В.

при секретаре Русановой М.С.,

с участием: истца Панасенко О.А., представителей ответчиков администрации Минераловодского городского округа по доверенности Митрополовой О.В. и министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Фурмановой В.В., представителя третьего лица министерства финансов Ставропольского края по доверенности Искендеровой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Минеральные Воды гражданское дело иску Панасенко О.А. к администрации Минераловодского городского округа и министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края об установлении юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, о признании пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, возложения обязанности включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа,

У С Т А Н О В И Л:

Панасенко О.А. обратился в суд с указанным иском к администрации Минераловодского городского округа в обоснование которого указал, что в мае 2017 года он обратился с заявлением (номер обращения 21-01-27092) в администрацию Минераловодского городского округа о включении в списки на оказание единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества, так как дом, в котором он проживает оказался в зоне чрезвычайной ситуации, при этом он полностью утратили имущество первой необходимости в результате наводнения в Минераловодском районе с. Левокумка.

Согласно Акту обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в результате обильных дождевых осадков и резкого подъема уровня рек в мае 2017 года он был признан пострадавшим и нуждающимся в оказании единовременной и материальной финансовой помощи. Установлено, что полностью было утрачено следующее имущество: холодильник, газовая плита, стиральная машинка, кухонная мебель, кухонный уголок, шкаф для одежды, диван и два кресла, кухонная посуда.

Таким образом он полностью утратил имущество первой необходимости.

Однако после обращения истцов в администрацию Минераловодского городского округа им были даны письменные отказы от 06.06.2017 года № 10а-10/224, согласно которого, он не был включен в список граждан, для предоставления единовременной материальной и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате наводнения в Минераловодском районе в период с 24.05.2017 года по 27.05.2017 года.

Данный отказ мотивирован тем, что он не зарегистрирован по месту жительства по адресу, попавшему в зону затопления: ...............

Ему было предложено обратиться в суд для того, чтобы признать факт постоянного проживания по адресу, попавшему в зону затопления .............., и о признании права на получение единовременной материальной и финансовой помощи.

В данном доме он проживает с 23 сентября 2014 года и по настоящее время, однако зарегистрирован по месту жительства в месте его служения.

Факт проживания по указанному выше адресу подтверждается в том числе актом о проживании, который составили соседи: С.Н.А. проживающая по адресу: .............., и С.О.Ф., проживающая по адресу: ...............

Также факт постоянного проживания подтверждается следующими доказательствами: справкой территориального отдела от 08.06.2017 № 2002 о том, что домовладение, в котором он проживает, находится в зоне «Чрезвычайной ситуации» (затопление); документами, подтверждающими оплату коммунальных услуг, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество.

По месту регистрации он не проживает, поскольку имеет возможность ежедневно на личном транспорте приезжать на работу.

Поскольку он постоянно проживает в доме, который подвергся затоплению, то имеет право на получение единовременной материальной и финансовой помощи, однако до сих пор он не может ее получить. Так как, он не имеет регистрацию по месту жительства по данному адресу, то не может подтвердить факт своего проживания в ином порядке кроме как судебном.

Установление судом юридического факта постоянного проживания в указанном помещении на момент чрезвычайной ситуации, позволит признать его пострадавшим, включить в установленном порядке в списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, и обеспечит выплату ему соответствующей помощи в размерах, определенных законодательством.

В связи с чем, просит установить юридический факт его постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.

Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Панасенко О.А. отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не соглашаясь с принятыми судебными актами Панасенко О.А. была подана кассационная жалоба в Верховный Суд Российской Федерации.

Определением Верховного Суда Российской Федерации № 19-КГ18-29 от 22 октября 2018 года решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 28 августа 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 21 ноября 2017 года - отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Минераловодский городской суд Ставропольского края.

Представители третьих лиц Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. В своих заявлениях просили рассмотреть дело в отсутствие их представителей.

В соответствии с частью 5 статьи 167 ГПК РФ стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.

В связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие представителей третьих лиц Главного управления МВД России по Ставропольскому краю и Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю.

В судебном заседании истец Панасенко О.А. заявленные требования поддержал в полном объеме, дал суду пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Просит суд установить юридический факт его постоянного проживания в жилом помещении, расположенном по адресу: .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, признать его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, а также возложить обязанность включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа, обратить решение к немедленному исполнению.

Представители ответчиков - администрации Минераловодского городского округа по доверенности Митрополова О.В. и министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края по доверенности Фурманова В.В., а также представитель третьего лица министерства финансов Ставропольского края по доверенности Искендерова Е.А., возражали против удовлетворения требований истца в полном объеме.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, оценивая представленные сторонами доказательства в их совокупности, считает необходимым заявленные требования удовлетворить в полном объеме по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с 6 марта 2006 года по 02 августа 2017 года Панасенко О.А. был зарегистрирован по месту жительства по адресу: ............... Со 02 августа 2017 года по настоящее время, истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: .............. /л.д.207-208/.

Также в судебном заседании установлено, что Панасенко О.А. является собственником ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: ...............

Указанный жилой дом и земельный участок был приобретен Панасенко О.А. по договору купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение ипотеки в силу закона) от 16 сентября 2014 года, заключенному с М.С.Р.. /л.д.183-187/.

Впоследствии, .............. по договору купли-продажи недвижимого имущества Панасенко О.А. продал Б.Г.Ф. ? долю в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: .............. /л.д.166-168/.

Право собственности на ? доли жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: .............., зарегистрировано за Панасенко О.А. .............. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним /л.д.9/.

В мае 2017 года на территории Ставропольского края сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Распоряжением Губернатора Ставропольского края от 24 мая 2017 года № 344-р «О введении на территории Ставропольского края режима чрезвычайной ситуации» в связи с выпадением значительного количества осадков, повышением уровня воды в реках выше неблагоприятных отметок и подтоплением территории Ставропольского края введен режим чрезвычайной ситуации чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Ставропольской краевой территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Постановлением администрации Минераловодского городского округа от 24 мая 2017 года № 1216 с 10 часов 24 мая 2017 года введен режим чрезвычайной ситуации.

Согласно справке руководителя Левокумского территориального отдела по работе с населением управления по делам территорий администрации Минераловодского городского округа от 8 июня 2017 года № 2002 домовладение, расположенное по адресу: .............., находится в зоне «чрезвычайной ситуации» (затопления) /л.д.12/.

30 мая 2017 года главой Минераловодского городского округа был утверждён акт обследования имущества, поврежденного (разрушенного) в результате ливневых дождей и подъёма уровней воды в период с 24 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа по адресу: ...............

06 июня 2017 года Панасенко О.А. администрацией Минераловодского городского округа отказано во включении в списки граждан на предоставление единовременной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, поскольку у него отсутствуют регистрация по месту жительства и правоустанавливающие документы на жилое помещение. Также разъяснено, что граждане, у которых отсутствуют документы о регистрации по месту жительства и о правах на жилое помещение, включаются в списки на основании принятых судебных решений.

Кроме того, из материалов дела усматривается, что постановлением главы города Минеральные Воды и Минераловодского района Ставропольского края от 20 февраля 2003 года № 327 в связи с паводком, произошедшим в июне 2002 года на территории Южного Федерального округа, приведшим к разрушению жилых домов, расположенных на территории города Минеральные Воды и Минераловодского района, жилой дом, расположенный на земельном участке по адресу: .............., был исключён из жилого фонда города Минеральные Воды и Минераловодского района.

Судом также установлено, что указанное домовладение было включено в список на получение его собственником жилищного сертификата, данный жилищный сертификат был реализован. Социальная выплата за утраченное жилое помещение - спорное домовладение, была получена предыдущим собственником.

В соответствии с пунктом «з» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

Согласно статье 2 названного закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт «а» пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).

Законом Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. № 19-кз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны» (далее - Закон Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. № 19-кз) установлены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, к числу которых согласно статье 1 названного закона отнесены граждане, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, то есть граждане Российской Федерации, которым в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия причинён вред здоровью или материальный ущерб.

Пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. № 19-кз предусмотрено, что гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, выплачиваются единовременные денежные выплаты в следующих размерах: 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

Реализация права на установленные названным законом меры социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением несовершеннолетних, признанных потерпевшими в рамках уголовного судопроизводства), и ветеранов Великой Отечественной войны осуществляется по заявительному принципу в порядке, определяемом Правительством Ставропольского края (абзац первый части 4 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. № 19-кз).

В целях реализации Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. № 19-кз постановлением Правительства Ставропольского края от 2 июня 2006 г. № 84-п утверждён Порядок предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат (далее также - Порядок предоставления мер социальной поддержки, Порядок).

Порядок определяет механизм предоставления единовременных денежных выплат, предусмотренных пунктом 6 части 2 статьи 4 Закона Ставропольского края от 10 апреля 2006 г. № 19-кз, гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае (пункт 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки).

В соответствии с пунктом 2 Порядка единовременные денежные выплаты предоставляются в следующих размерах: 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

Право на получение единовременных денежных выплат имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на день введения режима чрезвычайной ситуации межмуниципального и регионального характера в населённом пункте Ставропольского края, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено. Единовременные денежные выплаты пострадавшим гражданам за утраченное имущество первой необходимости выплачиваются либо в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, либо в связи с полной утратой имущества первой необходимости (пункт 3 Порядка предоставления мер социальной поддержки в редакции, применяемой к спорным отношениям).

Единовременные денежные выплаты предоставляются пострадавшим гражданам за счёт средств резервного фонда Правительства Ставропольского края (пункт 4 Порядка предоставления мер социальной поддержки).

Согласно пункту 5 Порядка предоставления мер социальной поддержки (в редакции, применяемой к спорным отношениям) в целях реализации Порядка факт постоянного проживания пострадавших граждан в жилых помещениях подтверждается их регистрацией по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации в жилых помещениях, а в случае отсутствия регистрации по месту жительства - вступившим в законную силу решением суда об установлении факта их проживания в жилых помещениях.

В соответствии с частью 1 статьи 264 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.

На основании статьи 265 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке

надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

Из приведённых нормативных положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ставропольского края следует, что проживающие на территории Ставропольского края граждане Российской Федерации имеют право на меры социальной поддержки при причинении ущерба их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок, условия, виды и размер компенсаций и социальных гарантий (мер социальной поддержки) для граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации регионального характера, устанавливаются в том числе законодательством данного субъекта Российской Федерации.

К числу мер социальной поддержки, предоставляемым гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Ставропольского края, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, а имущество первой необходимости, находившееся на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении, частично или полностью утрачено, относятся единовременные денежные выплаты: 10 тыс. рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 тыс. рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 тыс. рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

Обязательными условиями для получения гражданами названных единовременных денежных выплат являются: проживание гражданина на момент возникновения чрезвычайной ситуации в жилом помещении, расположенном в зоне чрезвычайной ситуации в Ставропольском крае, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации; частичная или полная утрата имущества первой необходимости, находившегося на момент чрезвычайной ситуации в пострадавшем жилом помещении. Факт постоянного проживания пострадавшего гражданина в жилом помещении в случае отсутствия его регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации может быть установлен вступившим в законную силу решением суда.

В соответствии со статьёй 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

По смыслу данных норм юридический факт устанавливается в особом производстве (п.1 ч.1 ст.262 ГПК РФ), когда отсутствует необходимость разрешать спор о самом субъективном праве, существование которого зависит от наличия или отсутствия данного факта.

Поскольку в данном случае последствием установления юридического факта постоянного проживания в жилом помещении, которое оказалось в зоне чрезвычайной ситуации, является право истов на предусмотренную законом соответствующую социальную помощь, то данные требования подлежат разрешению в порядке искового производства.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ст. 27 ч. 1).

Гражданский кодекс Российской Федерации признает местом жительства гражданина место, где он постоянно или преимущественно проживает, а местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (ст. 20) и относит право выбора места пребывания и жительства к личным неимущественным правам (п. 1 ст. 150).

Применительно к данным положениям в ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом пребывания считается гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно /абзац седьмой/, а местом жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства (абз. 8).

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации своих прав и свобод, а также исполнения обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом названным Законом введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (ч. 1 ст. 3), такой учет имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия из места пребывания или места жительства (абз. 2 ст. 2).

При этом как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации сам по себе факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан; регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, например подтверждаемых договором найма с собственником жилого помещения, актом о вселении и т.д. (Постановления от 4 апреля 1996 года N 9-П и от 2 февраля 1998 года N 4-П, определения от 13 июля 2000 года N 185-О, от 5 октября 2000 года N 199-О, от 6 октября 2008 года № 619-О-П и д.р.).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 04.10.2016 № 18-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», под постоянным проживанием гражданина понимается его фактическое постоянное проживание на данной территории на указанную дату и установление данного факта осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.

Поэтому отсутствие регистрации по месту жительства не является препятствием истцу для защиты своих прав, поскольку право лиц на получение мер социальной поддержки, фактически постоянно проживающих, но не имеющих по каким-либо причинам регистрации по месту жительства на момент чрезвычайной ситуации, может быть подтверждено путем установления в судебном порядке факта постоянного проживания в указанных районах.

Это подтверждается и правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной ситуации, содержащейся в апелляционном определении от 22.03.2017 по делу N 56-АПГ17-1В.

Постоянное проживание Панасенко О.А. в жилом помещении, по адресу: .............., подтверждено следующими доказательствами: актом о проживании, подписанным соседями: С.Н.А.., проживающей по адресу: с .............., и С.О.Ф.., проживающей по адресу: .............., согласно которого Панасенко О.А. проживает по адресу: .............. с .............. /л.д.16/; квитанциями по оплате коммунальных услуг /л.д.13-15/; материалами проверки сведений о времени и месте фактического проживания граждан, составленного участковыми уполномоченными Отдела МВД России по Минераловодскому городскому округу в отношении Панасенко О.А., согласно которого с сентября 2015 года по настоящее время по адресу: .............., проживают Панасенко О.А., Б.Г.Ф.., Б.Н.В.л.д.91-94/.

Проанализировав применительно к приведенным правовым нормам исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что на момент чрезвычайной ситуации, имевшей место в период с 24 по 26 мая 2017 года на территории Минераловодского городского округа Панасенко О.А. действительно постоянно проживал в жилом помещении по адресу: ...............

Поэтому требования Панасенко О.А. об установлении факта постоянного проживания в этом помещении, признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, являются законными, обоснованными подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования Панасенко О.А. о включении в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации, суд исходит из того, что в силу статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в статье 29 Федерального конституционного закона от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении».

Порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного закона, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Подпунктом "л" пункта 1 статьи 11 данного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 № 110, утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые определяют порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

В соответствии с подпунктами "г", "д" пункта 2 Правил, бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).

В силу пункта 6 части 2 статьи 4 Закона Ставропольского края № 19-кз от 10.04.2006 года «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и ветеранов Великой Отечественной войны», мерой социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, является выплата единовременных денежных выплат в следующих размерах: 10 000 рублей на человека - единовременная материальная помощь; 50 000 рублей на человека - за частично утраченное имущество первой необходимости; 100 000 рублей на человека - за полностью утраченное имущество первой необходимости.

В целях реализации этого закона приказом министерства социального развития и занятости населения Ставропольского края от 13 февраля 2012 года № 95 утвержден Порядок выплаты единовременных денежных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, а также членам семьи (супруге, супругу), детям, родителям, лицам, находившимся на иждивении гражданина, погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера в Ставропольском крае".

Согласно пункту 2 указанного Порядка, единовременные денежные выплаты осуществляются за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с требованиями, установленными Правительством Ставропольского края для выделения указанных средств.

Единовременные денежные выплаты производятся министерством труда и социальной защиты населения Ставропольского края пострадавшим, включенным в списки, подготовленные Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю совместно с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, на территории которых произошли чрезвычайные ситуации, и министерством, утвержденные Губернатором Ставропольского края (п. 3 Порядка).

Суд, руководствуясь вышеуказанными нормативными актами, исходит из того, что выплата гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости пострадавшим, оказавшимся в зоне чрезвычайной ситуации, вызванными выпадением значительного количества осадков, повышение уровня воды в реках Кума, Суркуль и Джемуха выше неблагоприятных отметок и подтопление территории Минераловодского городского округа Ставропольского края, произошедшей 24.05.2017, производится в соответствии со списками, формирование списков пострадавших граждан, производится на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих их регистрацию по месту жительства в жилых домах, квартирах, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, и актов обследования жилых домов, квартир, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации.

Таким образом, право на выплату единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой ими имущества первой необходимости за счет средств резервного фронда Правительства РФ, признается за гражданами, факты повреждения имущества которых подтверждены актами, составленными комиссиями, создаваемыми органами местного самоуправления муниципальных образований.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии у Панасенко О.А. права на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000 рублей, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий» подлежат удовлетворению.

Удовлетворяя требования Панасенко О.А. в указанной части суд исходит из того, что согласно частям 1 и 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения. Жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан, (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

К жилым помещениям относятся жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната (пункты 1-3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Жилым домом признаётся индивидуально-определённое здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Статьёй 18 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что право собственности и иные вещные права на жилые помещения подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации, названным кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с частью 4 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд подлежит государственному учёту в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301 утверждено Положение о государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации (далее - Положение о государственном учёте жилищного фонда), согласно пункту 2 которого государственному учёту подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специализированные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производятся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о государственном учёте жилищного фонда определено, что государственный учёт жилищного фонда в Российской Федерации включает технический учёт, официальный статистический учёт и бухгалтерский учёт. Технический учёт жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее - БТИ).

БТИ осуществляют технический учёт жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики (пункт 4 Положения о государственном учёте жилищного фонда).

Официальный статистический учёт жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и её территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ (пункт 5 Положения о государственном учёте жилищного фонда).

Бухгалтерский учёт жилищного фонда производится в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учёте» и иными нормативными правовыми актами (пункт 6 Положения о государственном учёте жилищного фонда).

Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, в том числе по его приспособлению с учётом потребностей инвалидов, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Названное Положение устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признаётся непригодным для проживания (пункт 1 Положения).

Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 Положения жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое предназначено для проживания граждан, является недвижимым имуществом и пригодно для проживания.

Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в Положении требованиям (абзац первый пункта 7 Положения).

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, определены в разделе II названного Положения. Так, например, жилые помещения должны располагаться преимущественно в домах, расположенных в жилой зоне в соответствии с функциональным зонированием территории (пункт 9 Положения), жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных (пункт 12 Положения).

Из изложенного следует, что к жилым помещениям относятся изолированные помещения (в том числе жилой дом), являющиеся недвижимым имуществом, пригодные для постоянного проживания граждан, отвечающие установленным санитарным и техническим правилам и нормам, данные о которых как о жилых помещениях содержатся в сведениях государственного учёта жилищного фонда в Российской Федерации.

Суд также принимает во внимание то обстоятельство, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержатся сведения о регистрации права собственности Панасенко О.А. на жилой дом, расположенный по адресу: ...............

По данным технического учёта Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (данным кадастрового паспорта), спорный дом также является жилым домом. В этом жилом доме зарегистрированы по месту жительства с 27 января 2015 г. сестра Панасенко О.А. - Б.Г.Ф. и её дочь Б.Н.В.. Панасенко О.А. был зарегистрирован в указанном жилом помещении 02 августа 2017 года.

Разрешая заявленные требования, судом принято во внимание положения норм Гражданского кодекса Российской Федерации о презумпции добросовестности участников гражданских правоотношений и разумности их действий.

Так, согласно пунктам 3, 4 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно; никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд, арбитражный суд или третейский суд с учётом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом (пункт 2 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из ожидаемого поведения любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации.

Из приведённых нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что Гражданский кодекс Российской Федерации в числе основных начал гражданского законодательства называет следующие: при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения, не допускается любое заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным не только при наличии обоснованного заявления другой стороны, но и по инициативе суда, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. В этом случае суд при рассмотрении дела выносит на обсуждение обстоятельства, явно свидетельствующие о таком недобросовестном поведении, даже если стороны на них не ссылались. Установленная пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция добросовестности действий участников гражданских правоотношений не предполагает возложение на гражданина бремени негативных последствий, связанных с допущенными в отношении его либо приобретённого им имущества нарушениями, имевшими место со стороны других участников отношений. Если же будет установлено недобросовестное поведение одной из сторон, суд в зависимости от обстоятельств дела и с учётом характера и последствий такого поведения отказывает в защите принадлежащего ей права полностью или частично, а также применяет иные меры, обеспечивающие защиту интересов добросовестной стороны или третьих лиц от недобросовестного поведения другой стороны.

Так, судом установлено, что документом, послужившим основанием для регистрации права собственности Панасенко О.А. на спорный жилой дом, являлся договор купли-продажи объекта недвижимости с условием о рассрочке платежа с использованием средств ипотечного кредита (возникновение и потеки в силу закона) от 16 сентября 2014 года, заключённый с прежним собственником М.С.Р.., право собственности которой на данное имущество, в свою очередь, также было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не было оспорено и недействительным в установленном законом порядке не признано.

При этом спорный жилой дом был приобретён Панасенко О.А. спустя значительный период после чрезвычайной ситуации, имевшей место на территории Ставропольского края в 2002 года.

В данном случае предмет добросовестности действия приобретателя жилого дома и земельного участка - Панасенко О.А., предполагает, что это приобретение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о то, что вышеприведенные обстоятельства, указывают на добросовестность действий истца Панасенко О.А., как участника гражданских правоотношений.

Также суд считает возможным удовлетворить и заявление истца об обращении настоящего решения к немедленному исполнению по следующим основаниям.

Так, ч. 1 ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

Учитывая социальных характер настоящего спора, а также значимость принятого судебного решения для истца, суд полагает, что его приведение к немедленному исполнению позволит незамедлительно получить соответствующие материальные выплаты и направить их по своему усмотрению на устранение последствий вызванных чрезвычайной ситуацией, что полностью соответствует целям и задачам ст. 212 ГПК РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования Панасенко О.А. к администрации Минераловодского городского округа и министерству труда и социальной защиты населения Ставропольского края удовлетворить. Установить юридический факт постоянного проживания Панасенко О.А. в жилом помещении, расположенном по адресу .............., пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.

Признать Панасенко О.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в мае 2017 года в результате обильных дождей и наводнения на территории Минераловодского городского округа.

Возложить на администрацию Минераловодского городского округа обязанность включить Панасенко О.А. в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей и финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости в размере 100 000,00 рублей, в результате чрезвычайной ситуации - паводка вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, в соответствии с протоколом заседания постоянно действующей рабочей группы Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации и обеспечению пожарной безопасности при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации межрегионального и федерального характера от 26.05.2017 года № 1, являющейся чрезвычайной ситуацией федерального характера, выплачиваемых за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, в соответствии с подпунктами «г» и «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15 февраля 2014 г. № 110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», и за счет средств резервного фонда Правительства Ставропольского края в соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Ставропольском крае, в части осуществления им единовременных денежных выплат, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.06.2006 № 84-п.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Минераловодский городской суд. Мотивированное решение суда будет составлено 16 января 2019 года.

Судья

Копия верна:

Судья Минераловодского городского суда Залугин С.В.

2-77/2019 (2-2423/2018;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Панасенко Олег Анатольевич
Ответчики
Администрация Минераловодского городского округа Ставропольского края
Министерство труда и социальной защиты населения СК
Другие
ГУ МЧС России по СК
ГУ МВД России по СК в лице Управления по вопросам миграции
Правительство Ставропольского края
Суд
Минераловодский городской суд Ставропольского края
Судья
Залугин Сергей Валентинович
Дело на странице суда
mineralovodsky--stv.sudrf.ru
14.11.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.11.2018Передача материалов судье
19.11.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.12.2018Подготовка дела (собеседование)
13.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.01.2019Судебное заседание
16.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.02.2019Дело оформлено
19.02.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее