Дело №(2019)
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«08» октября 2019 года <адрес>
Октябрьский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Барабаш М.В.,
при секретаре Гливинской Е.В.,
с участием истца К.Н.Н.,
представителя ответчика Заболотиной Г.Г.,
представителя органа опеки и попечительства администрации Октябрьского района
Шакель И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Н.Н. к З.А.А., Ж.А.А. о признании не приобретшими права пользования жилым помещением, к М.И.А. о признании утратившим право пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета,
У С Т А Н О В И Л:
К.Н.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к З.А.А., Ж.А.А., М.И.А. о признании утратившими права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета. В обоснование иска ссылается, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>. Ответчики с ее согласия зарегистрированы в указанном жилом помещении, однако не проживают по указанному адресу, выехали и место нахождения их неизвестно. Сохранение регистрации ответчиков нарушает права истца как собственника по распоряжению принадлежащим ему имуществом. Просит признать З.А.А., Ж.А.А., М.И.А. утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>/а <адрес>, и обязать МО МВД России «Октябрьский» Амурской области снять ответчиков с регистрационного учета по указанному адресу.
В последующем истец уточнила исковые требования к З.А.А. и Ж.А.А., а именно просит признать их не приобретшими право пользования спорным жилым помещением, ссылаясь, что ответчики в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение не вселялись и не проживали.
В судебном заседании истец К.Н.Н. исковые требования поддержала, пояснила, что в принадлежащем ей на праве собственности жилом помещении проживает совместно с фактическим супругом М.А.В., несовершеннолетним сыном ФИО2, 2004 года рождения. Взрослый сын ФИО10 в квартире зарегистрирован, но проживает отдельно со своей семьей в <адрес>. Кроме того, в 2012 году в <адрес> приехал ее родной брат ФИО4 с женой З.А.А. и ребенком Ж.А.А.. Вселились они и проживали в аварийном доме по <адрес> их просьбе всех троих зарегистрировала в своем доме, так как брату и его супруге необходима была регистрация для устройства на работу. В принадлежащий ей дом брат с супругой и ребенком не вселялись и не проживали, их вещей в доме не имеется. Осенью 2012 года по причине прекращения семейных отношений брат уехал в <адрес> к матери, а З.А.А. с сыном Ж.А.А. уехали из села. Куда именно они уехали и где проживают в настоящее время, не знает. Соглашение о порядке пользования жилым помещением с ответчиками не заключала, ответчики претензий по поводу вселения и проживания никогда не предъявляли. Кроме того, у фактического супруга М.А.В. имеется сын М.И.А., который ранее проживал с бабушкой. После смерти бабушки, когда М.И.А. было 10 лет, супруг забрал его к себе. Вселила М.И.А. в свой дом в качестве члена семьи, а позднее в 2013 году зарегистрировала по данному адресу. После окончания 9 класса, М.И.А. обучался в училище в <адрес> и не закончив обучение, в 2017 году уехал в <адрес>. Где он находится в настоящее время, не знает. Вещей М.И.А. в доме нет. Пытались с ним решить добровольно вопрос о снятии с регистрационного учета, по телефону звонили и разговаривали, но он отказался сниматься с учета. Соглашение о порядке пользования жилым помещением с М.И.А. не заключали, членом семьи он не является. В село больше не возвращался, претензий по поводу вселения в жилое помещение и проживания в нем не предъявлял.
Представитель ответчика З.А.А., место жительства которой не известно, адвокат Заболотина Г.Г., назначенная судом в порядке ст.50 ГПК РФ, с исковыми требованиями не согласилась, ссылаясь на отсутствие полномочий на признание иска.
Ответчик М.И.А. в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом. Согласно принятой судом телефонограммы просил рассмотреть иск, с которым согласился, в его отсутствие.
Законные представители несовершеннолетнего ответчика Ж.А.А., его опекун ФИО16 и представитель органа опеки и попечительства администрации Серышевского района Амурской области, третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, М.А.В., представитель третьего лица МО МВД России «Октябрьский» не явились, о дате и времени рассмотрения иска уведомлены надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются сведения.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав пояснения истца, допросив свидетелей, изучив материалы дела, заслушав заключение представителя органа опеки и попечительства администрации <адрес>, полагавшей об отсутствии оснований для признания несовершеннолетнего Ж.А.А. неприобретшим право пользования спорным жилым помещением, суд приходит к следующему.
Статьей 209 ГК РФ предусматривается, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ч.1 ст.288 ГК РФ собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением.
В силу ст.30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.
Согласно ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется, если иное не установлено соглашением между собственником и бывшим членом его семьи.
В силу п. 6 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают вследствие действий участников жилищных правоотношений, с которыми федеральный закон или иной нормативно-правовой акт связывает возникновение жилищный прав и обязанностей.Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В судебном заседании установлено, что К.Н.Н. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>, что подтверждается договором дарения квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно адресных справок в указанном жилом помещении зарегистрированы: З.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, Ж.А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, М.И.А. с ДД.ММ.ГГГГ.
Из акта обследования жилищно-бытовых условий семьи К.Н.Н. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что истец проживает в спорном жилом помещении с фактическим супругом М.А.В., и сыном М.И.А., 2004 г.рождения. Ответчики М.И.А., 1999 г.рождения, З.А.А., 1993 г.рождения, Ж.А.А., 2012 г.рождения в квартире не проживают, их личные вещи отсутствуют.
Свидетель Свидетель №1 показала, что проживает по соседству с семьей К.Н.Н. и М.А.В. Знает, что брат истицы Ж.А.А. с супругой З.А.А. и малолетним ребенком Ж.А.А. приехали в <адрес> и проживали недолгое время в доме по <адрес>, что иногда брат с семьей приходил в гости к К.Н.Н., но в ее доме никогда не проживали, были там только зарегистрированы. Прожили они в селе недолго, уехали в неизвестном направлении. В семье К.Н.Н. проживал до 2017 года в качестве члена семьи сын ее сожителя М.И.А.. Окончив 9 классов, М.И.А. обучался в ПУ в <адрес>, а с 2017 года не видела его в <адрес>. Уехал добровольно, К.Н.Н. и ее супруг не чинили ему препятствия в проживании.
Свидетель Свидетель №2 показала, что несколько лет назад вселила в свой дом, расположенный по <адрес>, Ж.А.А. с супругой З.А.А. и малолетним ребенком Ж.А.А.. Так как дом был аварийным, их там не зарегистрировали. В доме К.Н.Н. указанные лица не проживали, только были зарегистрированы там. М.И.А. проживал в доме К.Н.Н. как член ее семьи, так как он является сыном сожителя истицы М.А.В. Окончив 9 классов, М.И.А. уехал в учиться в <адрес>, а с 2017 года в <адрес> его не видела. К.Н.Н. препятствия не чинила М.И.А. в проживании, уехал он добровольно.
Согласно материалов дела, ответчик З.А.А. и Ж.А.А. ДД.ММ.ГГГГ Белогорским городским судом Амурской области были лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына Ж.А.А., с передачей ребенка на воспитание опекуну ФИО16
Из акта обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетний Ж.А.А. проживает с опекуном бабушкой ФИО16 в принадлежащей ей квартире, где имеет временную регистрацию, на территории Серышевского района несовершеннолетний Ж.А.А. закрепленных жилых помещений не имеет.
Согласно п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 1 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. Ст. 2 указанного Закона определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница - приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 СК РФ защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором и судом.
Таким образом, учитывая, что З.А.А. и ее несовершеннолетний сын до настоящего времени в спорное жилое помещение не вселялись, не проживали в нем, какое-либо свое имущество не хранили, бремя содержания жилым помещением ответчик З.А.А. не несла, данное жилое помещение за несовершеннолетним Ж.А.А. не закреплялось, соглашение между сторонами, подтверждающее передачу истицей ответчику З.А.А. спорного жилого помещения внаем либо на иных условиях, не заключалось, следовательно, у ответчиков не возникло право пользования жилым помещением, а их регистрация носила формальный характер.
В связи с чем, отсутствие у несовершеннолетнего Ж.А.А., находящегося под опекой своей бабушки ФИО16, закрепленных жилых помещений и наличие временной регистрации по месту жительства опекуна не является основанием возникновения у него права пользования спорным жильем.
Кроме того, судом установлено, что ответчик М.И.А., будучи несовершеннолетним, в десятилетнем возрасте, то есть в 2009 году был вселен к своему отцу М.А.В. в спорное жилое помещение с согласия собственника К.Н.Н. в качестве члена ее семьи, а в 2017 году добровольно выехал из квартиры, фактически в ней на протяжении двух лет не проживает, сохраняя лишь регистрацию по указанному адресу. По достижении совершеннолетия М.И.А. претензий истцу по поводу вселения в жилое помещение не предъявлял, препятствия в проживании со стороны истца ему не чинились, семейные отношения между ответчиком и семьей истца прекращены, соглашение о порядке пользования жилым помещением между истцом и ответчиком не заключалось. Следовательно, М.И.А. утратил право пользования спорным жилым помещением.
Между тем, факт регистрации З.А.А., Ж.А.А., М.И.А. в спорном жилом помещении не порождает право на это жилое помещение. Регистрация по месту жительства является административным актом, и не может служить, согласно ст. 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» основанием или условием реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ, поскольку регистрация является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства.
Признание ответчиков З.А.А., Ж.А.А. не приобретшим право пользования жилым помещением, а М.И.А. утратившим право пользования жилым помещением влечет за собой снятие их с регистрационного учета и восстановление прав собственника данного жилого помещения, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования К.Н.Н. удовлетворить.
Признать З.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Ж.А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, неприобретшими права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Признать М.И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>.
Обязать МО МВД России «Октябрьский» Амурской области снять по данному адресу с регистрационного учета сведения в отношении З.А.А., Ж.А.А., М.И.А..
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, через Октябрьский районный суд Амурской области.
Председательствующий –
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ