Решение по делу № 2-1660/2019 ~ М-1254/2019 от 28.05.2019

Дело N2-1660/2019

39RS0004-01-2019-001741-42

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2019 года Московский районный суд г.Калининграда в составе

председательствующего судьи Мирзоевой И.А.

при секретаре Вилковой Л.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Московского района г.Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к ИП Марченко Андрею Владимировичу о запрете эксплуатации гостиницы,

установил:

прокурор Московского района г.Калининграда, уточняя требования в порядке ст.39 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ИП Марченко А.В. о запрете эксплуатации гостиницы, в результате установленных нарушений требований пожарной безопасности в принадлежащем ему Отеле <данные изъяты>.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района, совместно с сотрудниками отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, ОНД и ПР Московского района ГО "Город Калининград" УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области была проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в принадлежащей на праве собственности Марченко А.В. гостинице – Отель <данные изъяты>, находящейся по адресу:<адрес>.

По результатам проведенной проверки установлены многочисленные нарушения обязательных требований пожарной безопасности в деятельности ИП Марченко А.В. в здании гостиницы, что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья.

Ссылаясь на указанное, и уточняя требования, в окончательном виде, прокурор Московского района г.Калининграда просит обязать ИП Марченко А.В. в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения противопожарного законодательства:

1.выполнить ширину внутренних лестничных маршей более 1,2 м;

2.выполнить ширину эвакуационных выходов на лестничную клетку более 1,2 м;

3.предоставить сертификаты на противопожарные перегородки, расположенные на поэтажных коридорах здания, отделяющие жилую часть здания от хозяйственно-бытовых помещений;

4.установить двери лифтовых шахт с пределом огнестойкости EI 30;

5.между поручнями и маршами лестниц (в месте расположения лифтовой шахты) предусмотреть зазор шириной не менее 75 миллиметров;

6.оборудовать выход с лестничной клетки по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 м;

7.установить на лестничной клетке (основной лестничный марш) в месте расположения лифтовой шахты искусственное освещение;

8.представить сертификаты на перегородки с дверьми, отделяющие основную лестничную клетку от примыкающих коридоров;

9.выполнить на втором этаже здания ширину горизонтальных участков путей эвакуации более 1,2 м;

10.отделить лестницу 2-го типа, расположенную в вестибюле и соединяющую первый и второй этажи здания от коридоров и других помещений, противопожарными перегородками с дверями;

11.заменить винтовую лестницу, расположенную на путях эвакуации из помещений кухни, бильярдной;

12.выполнить эвакуационные выходы из помещения бильярдной;

13.представить документы, подтверждающие пределы огнестойкости строительных конструкций на восьмом этаже здания. Запретить эксплуатацию здания по адресу: <адрес> в качестве гостиницы, до полного устранения нарушений противопожарного законодательства (т.1 л.д.2-5, т.2 л.д.76-79).

В судебном заседании помощник прокурора Московского района г.Калининграда Новожилова С.А. требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Ответчик ИП Марченко А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, воспользовавшись правом, предоставленным ст.48 ГПК РФ, направил в суд своего представителя.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности Вингертер Н.М. иск не признал, указав в дополнение, что согласно предписанию об устранении нарушений требований пожарной безопасности, составленному сотрудниками МЧС, предъявлялся для устранения ряд нарушений, которые в процессе рассмотрения дела были устранены. В настоящее время какой-либо опасности для людей эксплуатация помещения гостиницы не представляет. Запрет эксплуатации здания приведет к негативным последствиям для персонала, осуществляющего трудовую деятельность в гостинице. Просит в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо – представитель ГУ МЧС России по Калининградской области по доверенности Зуева Ю.В. в судебном заседании иск прокурора поддержала, пояснив, что согласно актуальному заключению о соблюдении требований пожарной безопасности, ответчиком работы, изложенные в предписании об устранении нарушений требований пожарной безопасности, в полном объеме не выполнены, что является обоснованностью заявленных требований.

Третье лицо- представитель ООО "Агни-ПБ" в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.

С учетом положений ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения участников процесса, показания свидетеля, исследовав материалы дела, в том числе обозрев материалы административных дел N5-180/2018, N5-90/2019, представленных мировым судьей 3-го судебного участка Московского района г.Калининграда, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 N2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (ст.45 ГПК РФ).

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности".

Как следует из преамбулы Федерального закона от 21.12.1994 N69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее Закон N69-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

Под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности (ст.1 Закона N 69-ФЗ).

Согласно статье 6 Закона N69-ФЗ должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, а также о предотвращении угрозы возникновения пожара, которые в силу статей 34 и 37 данного Федерального закона обязательны для выполнения.

Из абзаца 6 статьи 1 и абзаца 2 статьи 6.1 Закона N69-ФЗ следует, что предметом проверки при осуществлении федерального государственного пожарного надзора является соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты.

В силу части 1 статьи 38 Закона N69-ФЗ ответственность за нарушения требований пожарной безопасности несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

Приведенные правовые акты устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями и гражданами, установлены Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N390 "О противопожарном режиме".

Наряду с указанными Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.

В целях защиты жизни и здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров принят Федеральный закон от 22 июля 2008 N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N123-ФЗ), который определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности, устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, в том числе зданиям и сооружениям, а также предусматривает, что его положения об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения.

Пункт 1 части 1 статьи 6 Федерального закона N123-ФЗ определяет, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N184-ФЗ "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Как установлено судом, звание- Отель <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, является собственностью Марченко А.В., являющегося действующим индивидуальным предпринимателем.

Указанное здание эксплуатируется в качестве гостиницы, что подтверждается свидетельством о присвоении категории <данные изъяты>, выданному Отелю <данные изъяты> ИП Марченко А.В.

Установлено, что прокуратурой Московского района г.Калининграда с привлечением сотрудников отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Калининградской области, ОНД и ПР Московского района ГО "Город Калининград" УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области в период с 04 февраля 2019 года по 19 февраля 2019 года была проведена внеплановая проверка объекта защиты- гостиницы <данные изъяты> ИП Марченко А.В. по адресу: <адрес>, с целью соблюдения законодательства о пожарной безопасности.

В ходе данной проверки выявлены многочисленные нарушения правил пожарной безопасности.

По результатам проверки старшим инспектором отдела надзорной деятельности Московского района городского округа "Город Калининград" УНД и ПР ГУ МЧС России по Калининградской области составлен акт проверки и на имя Марченко А.В. вынесено предписание от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности в срок до 31 декабря 2019 года.

Как следует из материалов дела, ранее ответчику было выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты – гостиницы <данные изъяты> и по предотвращению угрозы возникновения пожара, которое не было исполнено в установленный срок, что послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ в отношении ИП Марченко А.В.

Постановлением мирового судьи 3-го судебного участка Московского района г.Калининграда от 25 марта 2019 года ИП Марченко А.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.12 ст.19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Вышеуказанное предписание от ДД.ММ.ГГГГ имеет установленный срок устранения нарушений -до 31 декабря 2019 года, однако, с учетом выданных в отношении ответчика ранее предписаний и их неисполнения в добровольном порядке, указанное послужило основанием для обращения прокурора в интересах неопределенного круга лиц в суд с настоящим иском.

В ходе проведенной внеплановой проверки ИП Марченко А.В. (Отель <данные изъяты>) установлены нарушения ч.3 ст.4 Федерального закона N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СП 1.13130.2009 "Системы противопожарной защиты", СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", в гостинице выявлены нарушения требований пожарной безопасности, нашедшие свое отражение в акте проверки и предписании от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений требований пожарной безопасности.

Вопреки доводам представителя ответчика, выполненный ООО "Агни-ПБ" расчет пожарного риска на здание гостиницы Отель <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ , не подтверждает полное устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выявленных в ходе проверки.

По этим основаниям также не могут быть приняты во внимание показания свидетеля К.В.- сотрудника ООО "Агни-ПБ", проводившего расчет пожарного риска на здание гостиницы Отель "Мартон Палас".

Доводы представителя ответчика об отсутствии ряда нарушений и их устранение на момент рассмотрения дела в суде подтверждены документально – техническое обоснование по выполнению мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объекта от ДД.ММ.ГГГГ и сертификат соответствия , и заслуживают внимания. Указанное (частичное исполнение предписания), в том числе подтверждено в судебном заседании представителем ГУ МЧС России по Калининградской области.

Исследовав материалы дела, обстоятельства дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Московского района г.Калининграда в интересах неопределенного круга лиц о понуждении к исполнению действующего законодательства подлежат удовлетворению, поскольку до настоящего времени ответчиком в полном объеме не выполнены требования предписания от ДД.ММ.ГГГГ по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а именно:

1.                            ширина внутренних лестничных маршей составляет менее 1,2 м (п.5.3.5 "СП 1.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного Приказом МЧС России от 25.03.2009 года N 171, где указано, что ширина лестничного марша в зданиях должна быть не менее ширины выхода на лестничную клетку с наиболее населенного этажа, но не менее 1,35 м для зданий с числом пребывающих в наиболее населенном этаже более 200 человек, 1,2 м для остальных зданий, 0,9 м во всех зданиях, ведущих в помещение с числом одновременно пребывающих в нем до 5 человек);

2.                            ширина эвакуационных выходов на лестничную клетку составляет менее 1,2 м (п.5.3.13 СП 1.13130.2009, где указано, что ширина эвакуационных выходов из помещений и зданий должна быть не менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 человек);

3.                            между поручнями и маршами лестниц (в месте расположения лифтовой шахты) не предусмотрен зазор шириной не менее 75 миллиметров (п.7.14 "СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденные Приказом МЧС России от 24.04.2013 N288, где указано, что между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей следует предусматривать зазор шириной не менее 75 миллиметров, за исключением двумаршевых лестниц, устроенных в двухэтажных зданиях высотой не более 12 м до отметки пола второго этажа);

4.                            не предусмотрен выход с лестничной клетки по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 м (п.7.6 СП 4.13130.2013, где указано, что выходы с лестничных клеток на кровлю или чердак предусматриваются по лестничным маршам с площадками перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 x 1,5 м);

5.                            лестничная клетка (основной лестничный марш) в месте расположения лифтовой шахты не имеет естественного освещения через проемы в наружных стенах (п.5.3.14 СП 1.13130.2009, где указано, что лестничные клетки следует проектировать с естественным освещением через проемы в наружных стенах (кроме лестниц подвалов), а только верхнее освещение может быть предусмотрено в не более чем 50% лестничных клеток 2-этажных зданий I и II степеней огнестойкости, а также 3-этажных зданий при устройстве просвета между маршами лестниц, равном не менее 1,5 м);

6.                            на втором этаже здания ширина горизонтальных участков путей эвакуации составляет менее 1,2 м (п.5.1.1 СП 1.13130.2009, где указано, что ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов в свету должна быть не менее 1,2 м - для общих коридоров, по которым могут эвакуироваться из помещений более 15 человек);

7.                            лестница 2-го типа, расположенная в вестибюле и соединяющая первый и второй этажи здания, не отделена от коридоров и других помещений противопожарными перегородками с дверями (п.4.19 СП 4.13130.2013, где указано, что в зданиях I, II (I, II, III для зданий класса Ф2) степеней огнестойкости класса С0 лестницы из вестибюля, размещенного в цокольном или первом этаже, до вышележащего этажа, допускается предусматривать открытыми 2-го типа, при этом вестибюль должен быть отделен от коридоров и смежных помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа. В зданиях классов Ф3.1 и Ф3.2 лестница из цокольного или первого до вышележащего этажа может быть открытой и при отсутствии вестибюля. В зданиях I и II степеней огнестойкости и конструктивной пожарной опасности С0, высотой не более 28 м, классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф2, Ф3, Ф4, допускается применять лестницы 2-го типа, соединяющие более двух надземных этажей, при этом помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, на всех этажах должно отделяться от примыкающих к нему коридоров и других помещений противопожарными перегородками не ниже 1-го типа. При этом помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, противопожарными перегородками допускается не отделять в одном из указанных случаев: при устройстве автоматического пожаротушения во всем здании; в зданиях высотой не более 9 м с площадью этажа не более 300 кв.м);

8.                            из помещений кухни, банкетного зала (бывшей бильярдной) на путях эвакуации допускается устройство винтовых лестниц (п.4.3.4 СП 1.13130.2009, где указано, что на путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки);

9.                            из помещения банкетного зала (бывшей бильярдной) не предусмотрены эвакуационные выходы (п.4.2.1 СП 1.13130.2009, где указано, что не менее двух эвакуационных выходов должны иметь помещения подвальных и цокольных этажей, предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек, в помещениях подвальных и цокольных этажей, предназначенных для одновременного пребывания от 6 до 15 человек, помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек);

Анализируя изложенное, факт наличия нарушений требований пожарной безопасности при эксплуатации ИП Марченко А.В. здания гостиницы Отель <данные изъяты> в судебном заседании нашел свое подтверждение.

С учетом изложенного требования прокурора о понуждении ИП Марченко А.В. к устранению нарушений противопожарного законодательства подлежат удовлетворению.

Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.

Учитывая характер и объем необходимых работ с целью устранения нарушений требований пожарной безопасности, суд полагает возможным установить срок для устранения - до 01 мая 2020 года.

Также заслуживают внимания доводы представителя ответчика о том, что наличие или отсутствие выявленных нарушений, не влекут опасность причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц.

На момент обращения прокурора Московского района г.Калининграда с настоящим иском в суд (28.05.2019) срок, предоставленный надзорным органом-31.12.2019 для устранения выявленных недостатков требований пожарной безопасности, не наступил.

Доказательств того, что ответчик уклоняется от выполнения предписания, материалы дела не содержат.

Таким образом, гражданско-правовая ответственность в виде запрета эксплуатации гостиницы – Отель <данные изъяты> наступает лишь в случае, прямо предусмотренном ст.1065 ГК РФ.

Основание иска о том, что ответчиком не принимаются меры, направленные на устранение выявленных нарушений требований пожарной безопасности, и что наличие нарушений является основанием для запрета эксплуатации гостиницы, фактическим обстоятельствам дела не соответствуют.

Из материалов видно, что ответчик принимает меры к устранению выявленных нарушений Правил пожарной безопасности.

Поскольку истцом не представлено доказательств того, что деятельность ответчика причиняла, продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, оснований для удовлетворения требований в части запрета эксплуатации гостиницы – Отель <данные изъяты> не имеется.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск прокурора Московского района г.Калининграда в интересах неопределенного круга лиц к ИП Марченко Андрею Владимировичу о запрете эксплуатации гостиницы –удовлетворить частично.

Обязать ИП Марченко Андрея Владимировича, в срок до 01 мая 2020 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Отель <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>

-выполнить ширину внутренних лестничный маршей более 1.2 м;

-выполнить ширину эксплуатационных выходов на лестничную клетку более 1,2 м;

-между поручнями и маршами лестниц (в месте расположения лифтовой шахты) предусмотреть зазор шириной не менее 75 миллиметров;

-оборудовать выход с лестничной клетки по лестничному маршу с площадкой перед выходом через противопожарные двери 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 м;

-установить на лестничной клетке (основной лестничный марш) в месте расположения лифтовой шахты искусственное освещение;

-выполнить на втором этаже здания ширину горизонтальных участков путей эвакуации более 1,2 м;

-определить лестницу 2-го типа, расположенную в вестибюле и соединяющую первый и второй этажи здания от коридоров и других помещений, противопожарными перегородками с дверями;

-заменить винтовую лестницу, расположенную на путях эвакуации из помещения кухни, бильярдной;

-выполнить эвакуационные выходы из помещения бильярдной.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Московский районный суд г.Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2019 года.

Судья И.А.Мирзоева

2-1660/2019 ~ М-1254/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Московского района г. Калининграда
Ответчики
Марченко Андрей Владимирович
Другие
Вингертер Николай Михайлович
Главное Управление МЧС России по Калининградской области
ООО «Агни-ПБ»
Суд
Московский районный суд г. Калининграда
Судья
Мирзоева Иоланта Андреевна
Дело на странице суда
moskovsky--kln.sudrf.ru
28.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2019Передача материалов судье
31.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
04.07.2019Предварительное судебное заседание
17.09.2019Предварительное судебное заседание
16.10.2019Судебное заседание
11.11.2019Судебное заседание
28.11.2019Судебное заседание
19.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2020Дело оформлено
26.02.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее