УИД 04RS0024-01-2021-000806-75 Дело № 2-3083/2021
ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 июля 2021 года с. Кижинга
Хоринский районный суд Республики Бурятия (РБ) в составе судьи Ширдармаевой В.Б., при секретаре судебного заседания Путушкиной Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны РФ к Бабуеву ФИО9 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении,
у с т а н о в и л:
Обращаясь в суд с вышеуказанным иском, истец начальник Военной академии Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны РФ (далее по тексту Академия) просит взыскать с ответчика Бабуева С.Б. в доход федерального бюджета затраты, произведенные за счет средств федерального бюджета, на обучение в ФГКВОУ ВО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны РФ в размере 80 673,27 руб. Требования мотивированы тем, Бабуев С.Б. проходил военную службу по контракту. В связи с неуспеваемостью был отчислен из Академии. При заключении контракта Бабуев С.Б. взял на себя обязательство возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, в размере 74 467,63 руб. за год обучения. Просит взыскать с Бабуева С.Б. в пользу истца Российской Федерации в лице Академии 80 673,27 руб., исходя из фиксированного значения в год на человека.
Начальник Военной академии РХБ защиты Емельянов И.М., в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Ответчик Бабуев С.Б. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщал, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, возражений по иску не представил. В силу ч. 1 ст. 35 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.
По правилам п. 1 ст. 165.1. ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Исходя из изложенных норм права и обстоятельств дела, судом были предприняты все возможные меры к извещению ответчика о времени и месте судебного заседания и возврат судебной корреспонденции по истечении срока хранения свидетельствует о том, что ответчик уклонилась от получения адресованной ему почтовой корреспонденции в отделении связи, в связи с чем у суда не имелось процессуальных препятствий к рассмотрению дела в его отсутствие.
При таких данных и учитывая мнение представителя истца, не возражавшего против рассмотрения дела в отсутствие ответчика, суд, исходя из требований п. 1 ст. 233 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Военная служба, по смыслу ст. 59, ч. 1 ст. 37, п. "м" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 и п. п. "д", "е" ч. 1 ст. 114 Конституции РФ в их взаимосвязи представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 322-О).
Право граждан на получение образования в военно-образовательных учреждениях закреплено Федеральными законами "О статусе военнослужащих и "О воинской обязанности и военной службе".
В соответствии с пунктом 1 статьи 20.1 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службе", гражданин до достижения им возраста 24 лет, обучающийся по очной форме обучения в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям к гражданам, поступающим на военную службу по контракту, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации договор об обучении по программе военной подготовки в учебном военном центре при этом образовательном учреждении и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту после окончания образовательного учреждения. Гражданину, обучающемуся по программе военной подготовки в учебном военном центре при федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, выплачиваются за счет средств федерального бюджета дополнительная стипендия, дифференцированная в зависимости от уровня его успеваемости по указанной программе, а также другие выплаты в порядке и размере, определяемых Правительством Российской Федерации.
В силу статьи 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1237, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, Бабуев С.Б. был зачислен на первый курс ФГКВОУ ВО "Военная академия РХБ защиты» Министерства обороны Российской Федерации, с ним заключен контракт о прохождении военной службы на период обучения в военно-учебном заведении и на 5 лет военной службы после его окончания.
При этом Бабуев С.Б. принял на себя обязательство в случаях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", возместить средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, исходя из размера 74 467, 63 руб. за один год обучения.
Приказом вр.и.о. начальника Военной академии от ДД.ММ.ГГГГ Бабуев С.Б. исключен из списков личного состава Академии с ДД.ММ.ГГГГ в связи с отчислением из военно-учебного заведения по нежеланию учиться и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат <адрес> Республики Бурятия.
Обращаясь с настоящими требованиями, истец ссылается на то, что ответчик обучался в академии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, затраты на его военную и специальную подготовку подлежат возмещению, исходя из фиксированного значения в год на человека.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", положениями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 402 "Об исчислении размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования" и, с учетом, представленных по делу доказательств, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку ответчика.
Судом установлено, что Бабуев С.Б. был отчислен из военно-учебного заведения в связи с не желанием продолжить обучение.
Обязанность по возмещению гражданами, отчисленными из военных образовательных организаций по основаниям, связанным с их виновным поведением, в частности в связи с не желанием учиться, средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, установлена пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Так, граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или военных учебных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения.
При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы.
Аналогичные положения предусмотрены статьей 4 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1237, согласно которой условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку, включается в контракт о прохождении военной службы для гражданина, обучающегося в военном образовательном учреждении профессионального образования.
В Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 129-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что предусмотренное статьей 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" правовое регулирование, направленное на покрытие расходов государства по обеспечению потребности Вооруженных Сил Российской Федерации в квалифицированных военных кадрах для осуществления его функций в области обороны и безопасности, которые оказались неоправданными по вине граждан, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не нарушает баланс между правами и свободами указанных лиц и правомерными публичными интересами общества и государства; кроме того, данное регулирование не противоречит и конституционному принципу равенства, поскольку учитывает различия в правовом статусе граждан, обучающихся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и, как следствие, являющихся военнослужащими, и лиц, реализовавших свое право на получение высшего профессионального образования посредством поступления в гражданское образовательное учреждение и обучения в нем.
Таким образом, отчисление из военно-образовательного учреждения за неуспеваемость, влечет для лица наступление обязанности по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку.
Определяя размер затрат, подлежащих возмещению, суд учитывает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок исчисления размера возмещаемых средств указанными гражданами определяется Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования (далее - Методика).
Как следует из пунктом 1 - 7 Методики, в ней определен порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации, отчисленных из военных образовательных организаций, в том числе в связи с нежеланием учиться; размер и состав подлежащих возмещению средств; перечни конкретных видов вооружения и военной техники, элементов тренажерной базы и базы для общевоенной подготовки, материальных запасов, включаемых в состав расходов; период, на который определяются расходы; размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт; текущее значение суммы подлежащих возмещению средств.
Таким образом, Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" установил обязанность, а Методика - порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в том случае, когда они по своей вине не завершили обучение.
Названные положения правовых норм позволяют взыскать с указанной категории граждан средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку, без принятия какого-либо дополнительного нормативного правового акта, определяющего порядок возмещения названных средств.
При этом, наступление обязанности лица, отчисленного из военно-образовательного учреждения, по возмещению расходов, затраченных на его военную и специальную подготовку, равно как и порядок определения размера данных расходов, установлены императивными правовыми нормами.
В соответствии с пунктом 2 Методики, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований, перечень которых перечислен.
Период, на который определяются данные расходы, составляет один финансовый год (пункт 5 Методики).
Затраты на военную и специальную подготовку возникают с момента зачисления в учебное учреждение.
Так, Бабуев С.Б.был зачислен на первый курс Военной академии ДД.ММ.ГГГГ.
Из контракта о прохождении военной службы от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Бабуев С.Б. обязался возместить в случаях, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 74 467,63 руб. в год.
Каких-либо неясностей, неточностей из текста контракта не усматривается, в указанном контракте стороны однозначно определили размер средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Бабуева С.Б., подлежащих возмещению в случаях, в предусмотренных названным Федеральным законом, взимаемых за 1 год военной подготовки.
По смыслу закона включение в контракт о прохождении военной службы условия о размере подлежащих возмещению средств, предполагает возможность взыскания затраченных на обучение средств именно в том размере, который оговорен сторонами, и из которого гражданин исходил при заключении контракта о прохождении военной службы.
Из материалов дела следует, что Бабуев С.Б. обучался в Академии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 (один) год 1 (один) месяц).
В соответствии с расчетом, произведенным истцом, сумма затрат на обучение Бабуева С.Б. составила 80 673, 27 руб.
Проанализировав представленный расчет, суд признает его верным, выполненным в соответствии с положениями Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 402.
Ответчик в суд не явился, возражений на иск, свой вариант расчета задолженности не представил.
Таким образом, установленные по делу обстоятельства в совокупности с приведенными правовыми нормами позволяют суду прийти к выводу об удовлетворении заявленных истцом исковых требований.
Денежные средства в соответствии со ст. 46 Бюджетного кодекса РФ подлежат зачислению в доход муниципального образования.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при обращении в суд с настоящим иском.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФГК ВОУ ВО «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны РФ к Бабуеву ФИО10 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на подготовку в военном образовательном учреждении, удовлетворить.
Взыскать с Бабуева ФИО11 в пользу Федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия радиационной, химической и биологической защиты им. Маршала Советского Союза С.К.Тимошенко (г. Кострома)» Министерства обороны Российской Федерации денежные средства, в возмещение средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку в размере 80 673 (восемьдесят шестьсот семьдесят три рубля) рубля 27 копеек.
Взыскать с Бабуева ФИО12 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 2 620 (две тысячи шестьсот двадцать) рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.Б. Ширдармаева
Заочное решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2021 года.