Дело №33-1785/2019 год Докладчик Сергеева С.М.
Судья Варламов Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.
и судей Сергеевой С.М. и Огудиной Л.В.
при секретаре Бородулиной Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 23 мая 2019 г. дело по апелляционной жалобе Трифонова С.В. на решение Камешковского районного суда Владимирской области от 30 января 2019 г., которым постановлено:
Исковые требования администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района Владимирской области удовлетворить частично.
Взыскать с Трифонова С.В. в пользу администрации МО Пенкинское Камешковского района излишне выплаченные суммы в размере 34293 руб. 83 коп.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Заслушав доклад судьи Сергеевой С.М., объяснения Трифонова С.В., возражения на жалобу главы администрации муниципального образования Пенкинское Камешковского района Львовой Н.В., возражения на жалобу председателя Совета народных депутатов муниципального образования Пенкинское Камешковского района Мысина В.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Администрация муниципального образования Пенкинское Камешковского района (далее- администрация МО Пенкинское Камешковского района) обратилась в суд с иском к Трифонову С.В. и после уточнения требований просили взыскать с ответчика переплату заработной платы за период с 01.01.2017 по 08.08.2018 в размере 36267 руб. 79 коп.
В обоснование иска указано, что в период с **** по **** Трифонов С.В. состоял в должности **** МО Пенкинское Камешковского района Владимирской области. Работодателем по отношению к Трифонову С.В. выступал Совет народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района, в связи с чем все распорядительные документы в отношении ответчика в период замещения им указанной должности подлежали принятию данным Советом. Постановлением администрации МО Пенкинское от **** **** были проиндексированы на 5% с **** должностные оклады муниципальным служащим администрации МО Пенкинское, в том числе и ****- Трифонову С.В. Вместе с тем Советом народных депутатов МО Пенкинское решения о повышении заработной платы **** не принимались. В этой связи истец считает незаконным вышеуказанное увеличение заработной платы **** МО Пенкинское Трифонову С.В. с ****. Сумма переплаты заработной платы ответчику за период с **** по **** составила 34293 руб. 83 коп. Так же при увольнении **** при расчете среднего заработка за период с **** по **** Трифонову С.В. переплачено 1973 руб. 96 коп. Общая сумма переплаты заработной платы составила 36267 руб. 79 коп.
В судебном заседании представитель истца- глава администрации МО Пенкинское Камешковского района Львова Н.В. поддержала заявленные требования, просила удовлетворить иск в полном объеме.
Ответчик Трифонов С.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своей позиции ссылался на положения ст. 5 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» в части обеспечения взаимосвязи муниципальной и гражданской служб, на положения ч.12 ст.50 Федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» о ежегодной индексации окладов денежного содержания по должностям гражданской службы. Пояснил, что постановление администрации МО Пенкинское от **** **** было издано им на основании постановления Губернатора Владимирской области от 30.12.2016 № 1210. По мнению ответчика, указанным постановлением он не индексировал оклад себе как ****. Постановление от **** **** касалось повышения окладов денежного содержания муниципальных служащих администрации и работников муниципальных учреждений МО Пенкинское, хотя ответчик считал, что он как лицо, замещавшее муниципальную должность, тоже имел право на индексацию должностного оклада. Полагал, что названное постановление, ранее изданное им, не может служить доказательством его недобросовестности. Кроме этого, указал на пропуск истцом срока обращения в суд для взыскания заработной платы за период с ****.
Представитель третьего лица- Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района Мысин В.А. полагал заявленные требования обоснованными, просил их удовлетворить.
Судом постановлено указанное выше решение.
Трифоновым С.В. принесена апелляционная жалоба, в которой он просит об отмене решения суда и принятии нового об отказе в удовлетворении требований истца в полном объеме. Полагает, что не установлено оснований для возврата заработной платы, отсутствуют как счетная ошибка, так и его неправомерные действия. Указывает, что постановлением от **** **** не предусмотрено повышение оклада ****, о том, что ему производится выплата повышенного оклада, узнал только во время проверки контрольно-расчетной комиссии, расчетные листы не получал. Считает, что имел право на индексацию своего оклада, как лицо, замещающее муниципальную должность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ст.137 Трудового кодекса РФ заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.
В силу положений ст. 134 Трудового кодекса РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»- муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
На основании ч.1 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч.2 ст.3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
В силу ч.1 ст.11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с трудовым законодательством, законодательством о муниципальной службе и трудовым договором (контрактом).
Согласно ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 17 Закона Владимирской области от 30.05.2007 № 58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом Владимирской области.
Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Владимирской области.
На основании ст. 2 Закона Владимирской области от 03.09.2007 № 96-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих во Владимирской области» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячное денежное поощрение; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; ежемесячная надбавка за классный чин; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь и единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Из ч.1 ст. 3 Закона Владимирской области от 03.09.2007 № 96-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих во Владимирской области» следует, что размеры должностных окладов муниципальных служащих устанавливаются в соответствии с приложением к настоящему Закону.
В ч. 7 ст. 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» закреплено, что гражданин, поступающий на должность главы местной администрации по результатам конкурса на замещение указанной должности, заключает контракт. Порядок замещения должности главы местной администрации по контракту и порядок заключения и расторжения контракта с лицом, назначаемым на указанную должность по контракту, определяются Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Типовая форма контракта с лицом, назначаемым на должность главы местной администрации по контракту, утверждается законом субъекта Российской Федерации.
В силу ч.ч. 1. 2, 6, 6.1 ст.37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.
Лицо назначается на должность главы местной администрации представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
Глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
В соответствии с п. 8 ст. 48 Устава МО Пенкинское Камешковского района Владимирской области размер должностного оклада муниципального служащего, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается решениями, принимаемыми Советом народных депутатов соответствии с законодательством РФ и законодательством Владимирской области.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что в период с **** по **** Трифонов С.В. состоял в должности **** МО Пенкинское на основании решения Совета народных депутатов МО Пенкинское от **** **** и контракта от ****, заключенного между ним и МО Пенкинское в лице его главы.
В соответствии с п.п. 1.6, 2.2 контракта от **** **** является муниципальным служащим, возглавляет администрацию муниципального образования Пенкинское Камешковского района Владимирской области на принципах единоначалия, самостоятельно решает все вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с Уставом МО Пенкинское Камешковского района.
**** обеспечивает осуществление администрацией МО Пенкинское Камешковского района следующих полномочий по решению вопросов местного значения, закрепленных в ст. 14 Устава МО Пенкинское Камешковского района и отнесенных к полномочиям администрации МО Пенкинское Камешковского района в соответствии со ст. 46 Устава МО Пенкинское Камешковского района, а также реализует полномочия **** МО Пенкинское Камешковского района, предусмотренные ст. 45.3 Устава МО Пенкинское Камешковского района.
Права и обязанности **** приведены в разделе 2 контракта.
В соответствии с п.4.1 контракта, а также решением Совета народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района **** от **** «О размере и условиях оплаты труда **** МО Пенкинское Камешковского района», денежное содержание **** состоит, в том числе из должностного оклада в соответствии с замещаемой должностью **** МО Пенкинское Камешковского района в размере **** руб. в месяц; ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законами Владимирской области, а именно: ежемесячного денежного поощрения (кратного должностному окладу) - 8,0; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 150% должностного оклада; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе в размере, предусмотренном ч.2 ст.4 Закона Владимирской области от 03.09.2007 № 96-ОЗ «Об оплате труда муниципальных служащих во Владимирской области»; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размере и порядке, определяемом в соответствии с законодательством РФ; ежемесячной надбавки за классный чин; единовременной выплаты в размере 2 месячных должностных окладов при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; премии за выполнение особо сложных и важных заданий и материальной помощи.
Размер и условия оплаты труда **** определяются Советом народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района самостоятельно (п.4.2 контракта).
Решением Камешковского районного суда от 21.05.2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда от 08.08.2018, по результатам рассмотрения заявления Совета народных депутатов МО Пенкинское контракт с Трифоновым С.В. расторгнут.
Судом установлено, что Трифонов С.В., замещая должность **** МО Пенкинское Камешковского района, постановлением от **** **** повысил с **** в 1,05 раза оклады денежного содержания муниципальных служащих администрации МО Пенкинское и работников муниципальных учреждений МО Пенкинское.
Из буквального толкования текста названного постановления усматривается, что основанием для его вынесения послужило постановление Губернатора Владимирской области от 30.12.2016 № 1210, согласно которому с 01.01.2017 оклады денежного содержания государственных гражданских служащих Владимирской области повышены в 1,05 раза.
Исходя из акта от **** **** по результатам проверки по соглашению передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (в МО Пенкинское) за 2016, 2017 годы, составленного представителями администрации МО Пенкинское, на основании вышеуказанного постановления **** от **** произведено увеличение заработной платы **** МО Пенкинское с ****, общая сумма переплаты заработной платы ответчику за период с **** по **** составила 34293 руб. 83 коп.
Аналогичная информация содержится в представленной суду бухгалтерской справке об излишне начисленной заработной плате Трифонову С.В., составленной за подписью заведующей финансовым отделом администрации Б.
В соответствии с представлением Контрольно-счетной комиссии МО Камешковский район исполняющему обязанности главы администрации МО Пенкинское необходимо выполнить следующее: принять меры к взысканию в установленном действующим законодательством порядке переплату заработной платы в размере 34293 руб. 83 коп.
Принимая решение об удовлетворении требований администрации МО Пенкинское Камешковского района в части взыскания с Трифонова С.В. излишне выплаченной суммы заработной платы в размере 34293 руб. 83 коп., суд первой инстанции исходил из того, что, исполняя обязанности **** МО Пенкинское Камешковского района, Трифонов С.В. должен был руководствоваться положениями трудового законодательства, законодательства о муниципальной службе и условиями заключенного с ним контракта, а его действия по изменению в одностороннем порядке установленного ему размера заработной платы без соответствующих решений работодателя являлись неправомерными, что является основанием для взыскания с работника излишне выплаченной заработной платы.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам при правильном применении норм приведенных выше нормативно-правовых актов и условиям контракта сторон.
Так нормами Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», и Закона Владимирской области от 30.05.2007 № 58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области» установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Уставом МО Пенкинское Камешковского района Владимирской области также предусмотрено, что размер должностного оклада муниципального служащего, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливается решениями, принимаемыми Советом народных депутатов соответствии с законодательством РФ и законодательством Владимирской области.
В соответствии с приведенными нормами Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта, подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования.
В соответствии с условиями контракта от ****, заключенного между Трифоновым С.В. и МО Пенкинское в лице его главы, **** в своей деятельности должен руководствоваться контрактом, Уставом МО Пенкинское Камешковского района, законодательством о муниципальной службе (п. 1.1 контракта).
Учитывая изложенное, размер должностного оклада муниципального служащего, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, порядок их осуществления, в том числе размер и условия оплаты труда ****, определяются решениями, принимаемыми Советом народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района.
Ни Уставом МО Пенкинское Камешковского района, ни контрактом от ****, ни законодательством о муниципальной службе не предусмотрены полномочия ответчика на изменение размера окладов муниципальных служащих.
В связи с чем действия Трифонова С.В. как **** МО Пенкинско Камешковского района, по повышению окладов денежного содержания муниципальных служащих администрации МО Пенкинское и работников муниципальных учреждений МО Пенкинское с **** в 1,05 раза являются неправомерными, а именно противоречат положениям п. 4.2 контракта от ****, п. 8 ст. 48 Устава МО Пенкинское Камешковского района, ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 17 Закона Владимирской области от 30.05.2007 № 58-ОЗ «О муниципальной службе во Владимирской области».
При этом право муниципальных служащих, в том числе и ответчика как **** муниципального образования, на индексацию заработной платы, предусмотренную трудовым законодательством, не отрицалось истцом, однако решение о такой индексации должно было приниматься представительным органом муниципального образования - Советом народных депутатов МО Пенкинское Камешковского района.
Учитывая положения ст. 137 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции обоснованно взыскал с Трифонова С.В. излишне полученную заработную плату в размере 34293 руб. 83 коп.
Доводы жалобы о том, что Трифонов С.В. не знал об индексации его должностного оклада с ****, не получал расчетных листков, не могут служить основанием для отмены решения суда. Данные доводы были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, как надуманные. Ответчик более года получал заработную плату в новом проиндексированном размере, а также утверждал штатное расписание администрации МО Пенкинское Камешковского района с ****, с **** с указанием нового должностного оклада, отличного от того, который указан в его контракте.
Не могут быть приняты во внимание доводы о том, что администрация МО Пенкинское Камешковского района не имела право на обращение в суд с настоящим иском, поскольку не является работодателем ответчика, так как Трифонов С.В. являлся муниципальным служащим, состоящим в штате администрации МО Пенкинское Камешковского района, получал заработную плату в указанной администрации, администрация МО Пенкинское Камешковского района является юридическим лицом.
Доводы жалобы о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском также были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку течение такого срока, согласно материалам дела, следует исчислять с момента обнаружения нарушения, то есть с 16.08.2018 - даты проверки по соглашению передаче полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля (в МО Пенкинское) за 2016, 2017 годы, когда администрации МО Пенкинское стало достоверно известно о получении Трифоновым С.В. спорной выплаты.
Рассматривая требования истца о взыскании с ответчика переплаты за период с **** по **** в сумме 1973 руб. 96 коп., суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности требований истца в данной части, поскольку в нарушение норм ч.1 ст.56 Гражданского процессуального кодекса РФ истцом не приведено доказательств наличия оснований для взыскания с ответчика указанной суммы.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
С учетом изложенного судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Камешковского районного суда Владимирской области от 30 января 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Трифонова С.В.- без удовлетворения.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи С.М. Сергеева
Л.В. Огудина
Реше