Дело № 2-475/2017
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
27 апреля 2017 года г. Поронайск Сахалинской области
Поронайский городской суд Сахалинской области
В составе председательствующего судьи Венек И.В.,
при секретаре судебного заседания Евстегнеевой Е.С.,
с участием прокурора Яворской М.В.,
представителя ответчика ООО «ПСК» Морозовой Л.А., действующей на основании доверенности от 25 марта 2017 года,
представителя ответчика Администрации Поронайского городского округа Ивановой Ю.М., действующей на основании доверенности № 02-24/17 от 09 января 2017 года,
представителя третьего лица МУП «ПКК-1» Грачёвой О.В., действующей на основании доверенности № 1 от 09 января 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Поронайская строительная компания», Администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности по оборудованию крышкой мусорных контейнеров, расположенных вблизи многоквартирных домов в *, пер. Коммунальный, *
У С Т А Н О В И Л:
Поронайский городской прокурор, действующий в интересах *5, неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Поронайская строительная компания» (далее по тексту – ООО «ПСК») о возложении обязанности по оборудованию крышкой мусорный контейнер, расположенный вблизи многоквартирного дома по адресу: *, указав, что на основании договора управления многоквартирными домами от дата ООО «ПСК» обслуживает многоквартирный дом, расположенный по *. В ходе проведенной проверки соблюдения требований жилищного законодательства было установлено, что мусорные контейнеры, расположенные вблизи вышеуказанного дома, в нарушение ОСТ 22-1643-85(п.п.2.8,2.9) не оборудованы крышками, что влечет нарушение прав и законных интересов жителей дома, может привести к загрязнению окружающей природной среды, созданию антисанитарных условий, способствующих в дальнейшем распространению различных видов заболеваний. Вышеизложенные нарушения стали возможными в результате ненадлежащего исполнения своих обязанностей должностными лицами. Со ссылками на п.п.2.8, 2.9 ОСТ 22-1643-85, ч.1.1 ст. 161 ЖК РФ, ст. 42 Конституции РФ. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологичском благополучии населения» от дата № 52-ФЗ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» от дата № 7-ФЗ, просит возложить на ответчика обязанность по оборудованию крышкой мусорный контейнер, расположенный в близи многоквартирного дома, расположенного в *. в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Аналогичные требования предъявлены в интересах *6, проживающего по *, *7 - по пер. Коммунальный, *, *9 - по *, *10 - по *,
Определениями Поронайского городского суда от дата к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Поронайского городского округа, вышеуказанные дела объединены в одно производство. Делу присвоен *.
Определением Поронайского городского суда от дата к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, привлечено МУП «ПКК-1».
От истцов *5, *6, *7, *9, *10 поступили заявления об отказе от исков.
Определением суда от дата производство по делу по искам вышеуказанных граждан прекращено.
Прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, иск, предъявленный к ООО «ПСК», поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в них.
Представитель ответчика ООО «ПСК» *8 с иском не согласились по основаниям, изложенным в возражениях на иск, также как и представитель соответчика и представитель третьего лица.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от дата N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от дата №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от дата №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещен.
В силу статьи 11 указанного выше Федерального закона от дата №7-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Пунктом 2 статьи 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
В силу пункта 3 статьи 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 2.1.3, 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утвержденных Главным государственным санитарным врачом СССР от дата *, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями. Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.
Пунктами 3.7.1, 3.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от дата *, установлено, что организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
В соответствии с пунктом 2.1. отраслевого стандарта 22-1643-85. Мусоросборники и контейнеры металлические для сбора мусора и пищевых отходов. Общие технические условия, утвержденного Приказом Минстройдормаша СССР от дата *, мусоросборники и контейнеры должны изготавливаться в соответствии с требованиями настоящего стандарта по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
Пунктами 2.8, 2.9 вышеуказанного ОСТа 22-1643-85 установлено, что крышки контейнеров должны быть выполнены составными или сплошными. Крышки должны прилегать к корпусу по всему периметру и свободно открываться и закрываться. Допускается зазор между крышкой и корпусом - не более 4 мм. Крышки контейнеров должны быть снабжены замками.
Согласно договору управления многоквартирными домами от дата , ООО «ПСК», как управляющая организация, по заданию собственников, в соответствии с приложениями к договору, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирными домами деятельность ( п.2.2).
Целью вышеуказанного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан в многоквартирном доме, надлежащего содержания общего имущества, а также предоставления коммунальных услуг (п.2.1).
В соответствии с приложением 1 к данному договору в управлении ООО «ПСК» находятся дома, расположенные по адресу: *, Дружбы, *, пер. Коммунальный, *.
Из акта проверки, составленного дата , следует, что помощником Поронайского городского прокурора проведена проверка, в ходе которой осмотрены многоквартирные дома, расположенные, в том числе, по адресам: *, Дружбы, *, пер. Коммунальный, *.
На момент проверки крышки на мусорных контейнерах, расположенных вблизи данных домов, отсутствовали.
Из ответа на запрос суда, представленного Администрацией Поронайского городского округа * от дата следует, что в рамках исполнения муниципальных контрактов * от дата , * от дата «Благоустройство территорий, оборудование контейнерных площадок для сбора бытовых отходов» были установлены контейнеры для сбора твердых бытовых отходов по адресам: *.
Контейнер по пер. Коммунальный, * не установлен в связи с тем, что он размещен на дворовой территории рядом расположенного многоквартирного дома на расстоянии, соответствующем требования п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
Из пояснений представителя ответчика Администрации Поронайского городского округа *4 следует, что мусорные контейнеры, которые установлены в рамках вышеназванных муниципальных контрактов по адресам: * изначально изготовлены заказчиком без крышек, а в соответствии с п.7.1 отраслевого стандарта 22-1643-85, на который ссылается прокурор в иске, изготовитель должен гарантировать соответствие мусоросборников и контейнеров требованиям настоящего стандарта при соблюдении условий эксплуатации, транспортирования и хранения, установленных стандартом.
ООО «ПСК» не является изготовителем мусорных контейнеров, установленных по вышеназванным адресам, без крышек, также, как и заказчиком их изготовления и установки, следовательно, законных оснований для возложения обязанности по оборудованию крышкой мусорного контейнера у суда не имеется, в связи с чем иск, предъявленный к ООО «ПСК», не подлежит удовлетворению.
Кроме того, анализируя вышеприведенные правовые нормы в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что ООО «ПСК», как управляющая организация, обязана установить мусорные контейнеры в соответствии с требованиями ОСТ, а не оборудовать крышками мусорные контейнеры. Данным видом работ занимается изготовитель мусорного контейнера, но никак не управляющая организация, в связи с чем иск в части возложения обязанности по оборудованию крышкой мусорный контейнер по пер. Коммунальный, * также не подлежит удовлетворению.
Также отсутствуют доказательства передачи ООО «ПСК» мусорного контейнера, расположенного по пер. Коммунальный,*, с крышкой.
Иск к Администрации Поронайского городского округа не подлежит удовлетворению ввиду того, что прокурор не поддерживает требования к привлеченному по инициативе суда соответчику – Администрации Поронайского городского округа, а также отсутствия законных оснований для возложения обязанности по оборудованию крышкой мусорного контейнера в силу отсутствия полномочий у органа местного самоуправления по выполнению данных видов работ, что вытекает из из п.3 ст. 8 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.24 ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 7 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Поронайского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «Поронайская строительная компания», Администрации Поронайского городского округа о возложении обязанности по оборудованию крышкой мусорных контейнеров, расположенных вблизи многоквартирных домов в *, пер. Коммунальный, * – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, апелляционное представление в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено дата .
Судья Поронайского городского суда: И.В. Венек