Дело №2-1434/2020
УИД № 33RS0011-01-2020-002327-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 2 сентября 2020 г.
Ковровский городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Одинцовой Н.В.,
при секретаре Рябовой А.Ю.,
с участием истца Тимофеева Ю.Ю., представителя ответчика Евдокимовой О.В., представителя третьего лица Арустамян Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеева Ю. Ю.ча к государственному казенному учреждению <адрес> «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» о признании незаконным решения об отказе в замене удостоверения единого образца, выданного гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности заменить удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Тимофеев Ю.Ю. обратился в суд с иском к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» о признании незаконным решения об отказе в замене удостоверения единого образца, выданного гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности заменить удостоверение.
В обоснование указал, что родился <дата> в <адрес> Республики Казахстан, где проживал вместе с матерью Карпачевой А.А. до <дата> г. <адрес> мать Карпачева А.А. проживала в <адрес> с <дата> г. В <дата> г. они переехали на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. По законодательству Республики Казахстан <адрес> относится к населенным пунктам, расположенным в зоне повышенного радиационного риска вследствие ядерных испытаний, проведенных на Семипалатинском полигоне. Население <адрес> при испытаниях получило суммарную дозу облучения от <данные изъяты> до <данные изъяты> бэр. В связи с этим, <дата> в <адрес> ему было выдано удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию. В настоящее время он является гражданином Российской Федерации. В <дата> г. он обратился в ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по <адрес> и <адрес>» с заявлением о замене удостоверения, выданного в <адрес>, на удостоверение единого образца, выдаваемого гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Однако, письмом от <дата> в замене удостоверения ему отказано со ссылкой на то, что удостоверение выдано в <адрес>, в связи с чем права на льготы в Российской Федерации он не имеет. Указанное решение просит признать незаконным и обязать ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» заменить имеющееся у него удостоверение, выданное в <адрес>, на удостоверение установленного образца, выдаваемое гражданам Российской Федерации, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Истец Тимофеев Ю.Ю., отбывающий уголовное наказание в местах лишения свободы, и участвовавший в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, исковые требования поддержал. Ссылаясь на заключение лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГБУ «Российский центр рентгенорадиологии» от <дата>, а также на Указ Президента РФ от <дата> <№> полагал, что имеющееся у него удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном полигоне, выданное Республикой Казахстан, должно быть заменено на аналогичное удостоверение, выдаваемое в Российской Федерации.
Представитель ответчика ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» по доверенности Евдокимова О.В. иск не признала. Указала на то, что представленное Тимофеевым Ю.Ю. удостоверение, подтверждающее право на льготы пострадавшему вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, выдано администрацией Республики Казахстан и не может свидетельствовать о наличии у него права на получение мер социальной поддержки по законодательству Российской Федерации. Международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется. Согласно ст.1 ФЗ от <дата> №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» меры социальной поддержки, установленные этим законом, гарантируются гражданам, которые проживали в <дата> годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты> (бэр), а также детям в возрасте до <данные изъяты> лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей. Вместе с тем, в представленном Тимофеевым Ю.Ю. удостоверении указаны даты его проживания в <адрес> с <дата> года по <дата> года. Распоряжением Правительства РФ от <дата> <№>-р утвержден Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Данным Перечнем населенный пункт, в котором проживал истец, не поименован. В связи с этим, просила в удовлетворении иска Тимофееву Ю.Ю. отказать.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по доверенности Арустамян Ю.В. также полагала исковые требования Тимофеева Ю.Ю. необоснованными. Ссылаясь на ст.1 ФЗ от <дата> №2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Порядок выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный приказом МЧС РФ от <дата> <№>, пояснила, что удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в <дата> годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты> сЗв (бэр), также указала на законность отказа ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» в предоставлении ему мер социальной поддержки. Тимофеев Ю.Ю., претендуя на меры социальной поддержки вследствие радиационного воздействия от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, указывает в иске на то, что родился и проживал в <адрес> с <дата> по <дата> годы. В подтверждение ссылается трудовую книжку своей матери Карпачевой А.А., удостоверение Республики Казахстан серии СП <№> от <дата> и рекомендацию медицинского центра «Геномед» от <дата>. <адрес>, в котором проживал истец, не включен в Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний <дата> и <дата>, утвержденный распоряжениями Правительства РФ от <дата> <№> и от <дата> <№>-<адрес> истцом заключение ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» от <дата> о полученной эффективной дозе облучения не может являться допустимым доказательством, так как не соответствует требованиям Методических указаний «Определение суммарных (накопленных) доз облучения из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от <дата> <№>. В соответствии с названными Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Установленные в результате адресного применения Методических указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения, предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от <дата> №2-ФЗ льгот и компенсаций. Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается. С учетом этого, полагала, что истцом не доказано наличие необходимых условий, в совокупности являющихся основанием для распространения на него мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом от <дата> №2-ФЗ.
Суд, выслушав стороны, представителя третьего лица, находит иск Тимофеева Ю.Ю. к ГКУ ВО «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» подлежащим отклонению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от <дата> N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» гражданам, которые проживали в <дата> годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты> сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Законом.
Меры социальной поддержки предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством РФ.
Согласно ст. 5 Закона от <дата> N 2-ФЗ гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более <данные изъяты> (бэр), уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления. Порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Из приведенных выше правовых норм следует, что федеральным законодательством определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно: 1) проживание в <дата> годах в определенных населенных пунктах; 2) получение суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более <данные изъяты> (бэр).
В соответствии с п. п. 2, 3 Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденного приказом МЧС России от <дата> N <№>, удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр).
Для получения удостоверения предъявляется, в том числе документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни).
На основании п. п. 2, 3 Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> N 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в <дата> годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, и заключения о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие указанных ядерных испытаний, форма которого утверждается МЧС России.
Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке.
Расчет суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, проживавших или проходивших военную службу в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке, осуществляется в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Организация, осуществляющая такой расчет и выдачу заключений о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется МЧС России.
Таким образом, законодателем определены критерии предоставления мер социальной поддержки, а также полномочия федеральных органов власти по определению перечней населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и порядка расчета суммарных (накопленных) эффективных дозы облучения.
Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, приведен в распоряжении Правительства Российской Федерации от <дата> N <№>-р. В указанном Перечне населенные пункты дифференцировались в зависимости от полученной населением суммарной (накопительной) эффективной дозы облучения вследствие проведения ядерных испытаний <дата> и <дата> <адрес> в данном перечне не поименован.
Вместе с тем, в силу правовых позиций Конституционного Суда РФ, изложенных в определениях от <дата> <№>-О и от <дата> <№>-О, часть первая статьи 1 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше <данные изъяты> сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне <дата> и <дата>, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень. Меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в <данные изъяты> сЗв (бэр), при том, что проживание лица в <дата> годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством РФ перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких пунктов.
Из вышеизложенного следует, что проживание граждан в <дата> годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (<дата> и <дата>), само по себе не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более <данные изъяты> сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам социальной поддержки предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более <данные изъяты> сЗв (бэр), и проживание в <дата> г. в определенных населенных пунктах, что требует соответствующего документального подтверждения.
Постановлением Главного санитарного врача РФ от <дата> N 5 утверждены Методические указания 2.<дата>-2010 "Об определении суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее Методические указания).
Согласно п. 1.1. Методических указаний они предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения).
В соответствии с настоящими методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва.
Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с настоящими методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах.
В соответствии с п. 1.2 Методических указаний, установленные в результате адресного применения данных указаний оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Законом от <дата> N 2-ФЗ льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается.
Согласно п.2.1. Методических указаний, для определения накопленных эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию испытательного ядерного взрыва, используются исходные данные пяти типов: данные о ядерном взрыве и условиях его проведения; данные о результатах радиационной разведки на радиоактивном следе облака ядерного взрыва за пределами границ полигона; данные об условиях жизни лиц из населения; дозовые коэффициенты при внешнем гамма-облучении человека, ингаляционном и пероральном поступлении радионуклидов в организм; сведения о возрасте, сроках и месте (местах) проживания лиц из населения в населенных пунктах, включаемых в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Судом установлено, что истец Тимофеев Ю.Ю. родился <дата> в <адрес> (бывшей Казахской ССР). С его слов, он проживал в <адрес> до <дата> года.
Таким образом, во время ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне <дата> и <дата> истец в <адрес> не проживал, так как был рожден в <дата> году.
В подтверждение своего права на льготы пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне истец представляет заключение лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГБУ «Российский научный центр рентгенорадиологии» от <дата> о проведении исследования стабильных хромосомных аберраций, в результате чего сделан вывод, что значение частоты проанализированных клеток со стабильными хромосомными аберрациями соответствует эффективной дозе облучения <данные изъяты> Зв (<данные изъяты> бэр).
Вместе с тем, данное заключение не может быть принято во внимание, так как в нем отсутствует указание на то, что соответствующую дозу облучения Тимофеев Ю.Ю. получил в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне <дата> и <дата>
Выданные администрацией <адрес> Республики Казахстан в соответствии с Законом Республики Казахстан «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне» справка и удостоверение серии СП <№> от <дата> пострадавшего вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне не влекут предоставление соответствующих льгот на территории Российской Федерации, поскольку предоставление в Российской Федерации на основании указанных справки и удостоверения мер социальной поддержки возможно только в соответствии с международными договорами.
В соответствии со ст.13 Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от <дата>, ратифицированной Российской Федерацией и Республикой Казахстан, официальные документы одной из указанных сторон рассматриваются на территории другой страны как официальные документы, пользующиеся доказательной силой.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> <№> «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способы порождать права и обязанности для субъектов национального права (ч.4 ст.15 Конституции РФ, ч.1 и 3 ст. 5 ФЗ от <дата> №101-ФЗ «О международных договорах»,п.2 ст. 7 Гражданского кодекса РФ).
Однако, международных договоров между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о взаимном признании национального законодательства, регулирующего вопросы социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не имеется, следовательно, нет законных оснований для применения при рассмотрении данного гражданского дела норм права иностранного государства – Республики Казахстан на территории Российской Федерации.
Указ Президента РФ от <дата> <№> «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утративший силу <дата>, в связи с принятием ФЗ от <дата> №149-ФЗ, на который ссылается истец, содержал аналогичные условия предоставления мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Тимофеева Ю.Ю.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тимофеева Ю. Ю.ча к государственному казенному учреждению <адрес> «Отдел социальной защиты населения по городу Коврову и <адрес>» о признании незаконным решения об отказе в замене удостоверения единого образца, выданного гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, возложении обязанности заменить удостоверение оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца после составления решения окончательной форме.
Председательствующий Н.В. Одинцова
Справка: резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании 02.09.2020, мотивированное решение составлено 08.09.2020.