Судья Агибалов В.С. Дело 33-1220/2020
(№2-457/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Бухтиярова А.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Врацкой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 16 марта 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу истца Туеовой О.Г., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Туева О.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указывала, что 09.12.2019 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в чем решением пенсионного органа ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.
При этом в ее страховой стаж не были включены периоды работы на территории Республики Кыргызстан с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы, с 02.09.1991 по 08.06.1993 в должности воспитателя Детского сада № 30 и № 124 г. Бишкек, с 03.01.1994 по 14.04.1997 в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек по тем основаниям, что право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам учреждений образования в Кыргызской Республике не предусмотрено. Также не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017.
По изложенным основаниям, полагая отказ во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным, истец просила суд зачесть период работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы Республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 08.06.1993 в должности воспитателя Детского сада № 30 и № 124 г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 03.01.1994 по 14.04.1997 в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек Республики Кыргызстан, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017, обязать ответчика назначить пенсию и производить ее выплату с момента обращения за ее назначением с 09.12.2019.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 16 марта 2020 года постановлено:
«исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы Республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 12.03.1992 в должности воспитателя Детского сада № 30 г. Бишкек Республики Кыргызстан, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Туевой Ольги Георгиевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.».
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит отменить решение суда как незаконное, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указывает, что периоды работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 12.03.1992 в должности воспитателя детского сада №30, г. Бишкек Республики Кыргызстан не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как согласно письму Социального фонда Кыргызской Республики от 03.12.2018 №6-7/7065 право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам учреждений образования в Кыргызской Республике не предусмотрено.
Приводит довод о том, что включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017 не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30).
Аналогичное положение содержалось в статье 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (органы) государств - участников берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.
Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Туева (до брака Леонова) О.Г. 15.08.1990 принята на работу учителем музыки Нижне-Аларчинской школы, откуда с 26.08.1991 была уволена.
С 02.09.1991 принята воспитателем Детского сада № 30 г. Бишкек, с 19.10.1992 переведена воспитателем Детского сада № 124 г. Бишкек, откуда уволена с 08.06.1993.
С 03.01.1994 по 14.04.1997 Туева О.Г. работала в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек, с 14.04.1997 по 07.05.1997 - в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек. Указанные периоды работы осуществлялись истцом на территории Кыргызской Республики.
С 05.02.1998 по настоящее время истец работает воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла.
09.12.2019 Туева О.Г. обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в чем решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 19.12.2019 ей отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения, который вместо требуемых 25 лет на основании представленных документов составил 22 года 2 месяца 2 дня.
В специальный стаж истца не были включены периоды работы в Нижне-Аларчинской школе с 01.01.1991 по 26.08.1991, в Детском саде № 30 и № 124 с 02.09.1991 по 08.06.1993, в Ясли-саде № 124 с 03.01.1994 по 14.04.1997, в Ясли-саде № 162 с 14.04.1997 по 07.05.1997, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017 во время работы в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла.
По материалам дела установлено, что Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» от 21.07.1997 № 57 не предусмотрено досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ранее действовавший Закон Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении граждан в Кыргызской Республике» от 13.04.1994 № 1470-XII также не предусматривал назначение досрочных пенсий данной категории лиц.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы истца до 13.03.1992 в должностях и в учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости подлежат включению в специальный стаж, поскольку в силу п. 2 статьи 6 вышеприведенного Соглашения от 13.03.1992 гарантией пенсионного обеспечения граждан является учет того вида стажа, который был приобретен во время работы на территории государств-участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения, т.е. до 13.03.1992. Поэтому, вопреки доводов апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Туевой О.Г. о включении в специальный стаж периодов ее работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы, с 02.09.1991 по 12.03.1992 - в должности воспитателя Детского сада № 30 на территории Кыргызской Республики.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный страховой стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и удовлетворяя требования в указанной части, судом установлено, что согласно приказам МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла от 06.11.2014 № 41, от 17.02.2017 № 13 истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017. При этом, в спорные периоды Туева О.Г. работала в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Доказательств, подтверждающих отсутствие оплаты работодателем заработка истцу, а также страховых взносов из заработка в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, Пенсионным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017 не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 16 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Агибалов В.С. Дело 33-1220/2020
(№2-457/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года город Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Бухтиярова А.А., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Врацкой А.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 16 марта 2020 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Старцевой С.А., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности Ковалевой Н.Л., поддержавшей апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу истца Туеовой О.Г., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Туева О.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее – УПФР, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии.
В обоснование требований указывала, что 09.12.2019 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицо, не менее 25 лет осуществляющее педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в чем решением пенсионного органа ей было отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ.
При этом в ее страховой стаж не были включены периоды работы на территории Республики Кыргызстан с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы, с 02.09.1991 по 08.06.1993 в должности воспитателя Детского сада № 30 и № 124 г. Бишкек, с 03.01.1994 по 14.04.1997 в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек по тем основаниям, что право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам учреждений образования в Кыргызской Республике не предусмотрено. Также не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017.
По изложенным основаниям, полагая отказ во включении указанных периодов в специальный стаж незаконным, истец просила суд зачесть период работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы Республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 08.06.1993 в должности воспитателя Детского сада № 30 и № 124 г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 03.01.1994 по 14.04.1997 в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек Республики Кыргызстан, с 14.04.1997 по 07.05.1997 в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек Республики Кыргызстан, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017, обязать ответчика назначить пенсию и производить ее выплату с момента обращения за ее назначением с 09.12.2019.
Решением Заводского районного суда г. Орла от 16 марта 2020 года постановлено:
«исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии и назначении пенсии – удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) включить в специальный стаж ФИО1, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы Республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 12.03.1992 в должности воспитателя Детского сада № 30 г. Бишкек Республики Кыргызстан, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Туевой Ольги Георгиевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.».
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит отменить решение суда как незаконное, принять новое об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Указывает, что периоды работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы республики Кыргызстан, с 02.09.1991 по 12.03.1992 в должности воспитателя детского сада №30, г. Бишкек Республики Кыргызстан не могут быть засчитаны в специальный стаж, так как согласно письму Социального фонда Кыргызской Республики от 03.12.2018 №6-7/7065 право на досрочное пенсионное обеспечение педагогическим работникам учреждений образования в Кыргызской Республике не предусмотрено.
Приводит довод о том, что включение в стаж на соответствующих видах работ периодов нахождения на курсах повышения квалификации не предусмотрено. Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017 не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы (статья 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 30).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30).
Аналогичное положение содержалось в статье 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях», в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Согласно пункта 2 статьи 6 вышеназванного Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
В соответствии со ст. 10 Соглашения от 13.03.1992 компетентные учреждения (органы) государств - участников берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Из изложенного следует, что при новом установлении пенсий в рамках названного Соглашения с бывшими республиками СССР территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо осуществлять подтверждение трудового (страхового), льготного стажа, приобретенного на территории государств-участников соглашения, а также подтверждение о сохранении института досрочных страховых пенсий путем направления запросов в адрес компетентных учреждений (органов) этих государств. Решение об установлении пенсии должно выноситься на основании документов о трудовом (страховом) стаже и только при условии надлежащего их подтверждения.
Статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) предусмотрено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
При направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой (ст. 167 ТК РФ).
В соответствии со специальными нормативными актами для педагогических работников повышение квалификации является обязательным условием выполнения ими работы и приравнивается к служебной командировке.
Из п. 7 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1995 № 610 следует, что целью повышения квалификации является обновление теоретических данных и практических знаний специалистов с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.
Согласно п. 26 данного Типового положения за слушателями на время их обучения с отрывом от основной работы сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы. Иногородним слушателям, направленным на обучение с отрывом от основной работы, выплачиваются суточные по установленным для командировок на территории Российской Федерации нормам.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Туева (до брака Леонова) О.Г. 15.08.1990 принята на работу учителем музыки Нижне-Аларчинской школы, откуда с 26.08.1991 была уволена.
С 02.09.1991 принята воспитателем Детского сада № 30 г. Бишкек, с 19.10.1992 переведена воспитателем Детского сада № 124 г. Бишкек, откуда уволена с 08.06.1993.
С 03.01.1994 по 14.04.1997 Туева О.Г. работала в должности воспитателя Ясли-сада № 124 г. Бишкек, с 14.04.1997 по 07.05.1997 - в должности музыкального руководителя Ясли-сада № 162 г. Бишкек. Указанные периоды работы осуществлялись истцом на территории Кыргызской Республики.
С 05.02.1998 по настоящее время истец работает воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла.
09.12.2019 Туева О.Г. обратилась в УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в чем решением УПФР в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) от 19.12.2019 ей отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа на дату обращения, который вместо требуемых 25 лет на основании представленных документов составил 22 года 2 месяца 2 дня.
В специальный стаж истца не были включены периоды работы в Нижне-Аларчинской школе с 01.01.1991 по 26.08.1991, в Детском саде № 30 и № 124 с 02.09.1991 по 08.06.1993, в Ясли-саде № 124 с 03.01.1994 по 14.04.1997, в Ясли-саде № 162 с 14.04.1997 по 07.05.1997, а также периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017 во время работы в МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла.
По материалам дела установлено, что Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании» от 21.07.1997 № 57 не предусмотрено досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, ранее действовавший Закон Кыргызской Республики «О пенсионном обеспечении граждан в Кыргызской Республике» от 13.04.1994 № 1470-XII также не предусматривал назначение досрочных пенсий данной категории лиц.
С учетом изложенного суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы истца до 13.03.1992 в должностях и в учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости подлежат включению в специальный стаж, поскольку в силу п. 2 статьи 6 вышеприведенного Соглашения от 13.03.1992 гарантией пенсионного обеспечения граждан является учет того вида стажа, который был приобретен во время работы на территории государств-участников Соглашения, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу указанного Соглашения, т.е. до 13.03.1992. Поэтому, вопреки доводов апелляционной жалобы, пришел к обоснованному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований Туевой О.Г. о включении в специальный стаж периодов ее работы с 01.01.1991 по 26.08.1991 в должности учителя Нижне-Аларчинской школы, с 02.09.1991 по 12.03.1992 - в должности воспитателя Детского сада № 30 на территории Кыргызской Республики.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный страховой стаж периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации и удовлетворяя требования в указанной части, судом установлено, что согласно приказам МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 29» г. Орла от 06.11.2014 № 41, от 17.02.2017 № 13 истец находилась на курсах повышения квалификации в периоды с 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017. При этом, в спорные периоды Туева О.Г. работала в должности и учреждении, дающих право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Доказательств, подтверждающих отсутствие оплаты работодателем заработка истцу, а также страховых взносов из заработка в спорные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, Пенсионным органом не представлено.
При таких обстоятельствах, отклоняется как несостоятельный довод апелляционной жалобы о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации 10.11.2014 по 21.11.2014, с 27.02.2017 по 03.03.2017 не подлежат зачету в стаж на соответствующих видах работ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 16 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи