г. Самара «12» июля 2012 года
Красноглинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Нуянзиной С.В.,
при секретаре Хуртовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Кузнецова ВД к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании отказа Министерства имущественных отношений <адрес> неправомерным и признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Кузнецов В.Д. обратился в суд с иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании отказа Министерства имущественных отношений <адрес> неправомерным и признании права собственности на земельный участок, указав в заявлении, что ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со статьей 9 Закона «О земле» <адрес> он обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о выделении бесплатно под огородничество земельного участка площадью 177,3 кв.м. по адресу: <адрес>. В мае 2012 года ему было отказано в предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок № находится на землях лесного фонда. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1200 кв.м, был выделен Решением Исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов г. Куйбышева № 432 от 18.12.1991 г. под индивидуальное жилищное строительство, в пожизненное наследуемое владение. Постановлением Администрации г. Самары № 936 от 20.06.1994 г. и Постановлением Администрации г. Самары № 1140 от 01.08.1994 г., земельный участок был условно разделен на участок площадью 500 кв.м., который предоставлен в частную собственность для индивидуального жилищного строительства и земельный участок площадью 700 кв.м., который был предоставлен в аренду под индивидуальное жилищное строительство. При этом участок оставался и остается единым под одним адресом. При корректировке плана застройки посёлка была перенесена лицевая граница участка, что привело к увеличению его площади до 1.377,3 кв.м (500 кв.м. + 700 кв.м. + 177,3 кв.м.). Это изменение было узаконено Постановлением главы г. Самары № 2148 от 09.09.2004 г, в котором участки площадью 700 кв.м и 177,3 кв.м. предоставлены в аренду с правом выкупа, и в котором конкретно сказано, что оба участка по категории относятся к землям поселений. Земельный участок площадью 1.377,3 кв.м един и находится в черте г. Самары в границах населенного пункта <данные изъяты>». Однако, ДД.ММ.ГГГГ2 года Министерство имущественных отношений <адрес> отказало ей в предоставлении указанного земельного участка в собственность, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок относиться к землям лесного фонда и имеет местоположение: Волжское лесничество квартал 85 выдел 1 и имеет имущественно-правовой режим земельных участком мест общего пользования и приватизации не подлежит. Истец просит суд признать отказ Министерства имущественных отношений <адрес> в выделении земельного участка площадью 177,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> Кузнецову ВД неправомерным, и признать за ним право собственности на земельный участок площадью 177,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Кузнецов В.Д. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в иске. Также дополнил, что расположение лесных участков на землях населенных пунктов исключает их отнесение к лесным участкам в составе земель лесного фонда. Испрашиваемый земельный участок, расположенный в границах муниципального образования г.о. Самара в соответствии со ст. 83 ЗК РФ, относится к землям населенных пунктов, в связи с чем не может относиться к землям лесного фонда и подлежит передаче в собственность граждан.
Представитель ответчика Министерства имущественных отношений Самарской области –Фитчина А.О., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поскольку спорный земельный участок относиться к землям лесного фонда и имеет местоположение: <данные изъяты> лесничество квартал № выдел № и имеет имущественно-правовой режим земельных участком мест общего пользования и приватизации не подлежит.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, разрешение данного спора по существу оставила на усмотрение суда.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, ходатайств об отложении дела не заявлял, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав и проверив материалы дела, полагает, что исковые требования Кузнецова В.Д. о признании права собственности на земельный участок удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу п.2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
На основании п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими правовыми актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Среди оснований возникновения прав и обязанностей данной статьей предусмотрены такие основания как акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
В соответствии с п.2 ст. 235 ГК РФ по решению собственника в порядке, предусмотренном законами о приватизации, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, отчуждается в собственность граждан и юридических лиц.
С данными законоположениями согласуется ст. 29 Земельного кодекса РФ, устанавливающая, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Таким образом, единственным предусмотренным действующим законодательством основание возникновения права собственности граждан на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, являются сделки о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан, заключенные с уполномоченными органами публичной власти.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» с 1 июля 2006 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Статья 9 Закона Самарской области от 11.03.2005 г. № 94-ГД «О земле» предусматривает, что земельные участки, в том, числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобретали в собственность в соответствии с п. 5 ст. 20 или п. 3 ст. 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или п. 1 статьи 3 Федерального Закона «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что 29.09.2009 года Кузнецов В.Д. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставление ей в собственность бесплатно земельного участка площадью 177,3 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> используемого для огородничества.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений <адрес> Кузнецову В.Д. было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, поскольку часть данного участка находится в границах лесов, расположенных на землях иных категорий в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> лесничества и имеет имущественно–правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежит.
Данный отказ Министерства имущественных отношений <адрес> Кузнецова В.Д. в судебном порядке обжалован не был.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые, она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
Согласно п. 3 ст. 129 Земельного кодекса РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и распоряжение такими земельными участками осуществляется Российской Федерацией, либо органами государственной власти субъектов РФ (ст. 83 ЛК РФ).
На основании ст. 83 Лесного кодекса РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий по предоставлению в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организацию и проведение соответствующих аукционов.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 18.02.2009 г. № 34 «О реорганизации департамента лесного хозяйства Самарской области и утверждении положения о Министерстве природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области» осуществление указанных полномочий в Самарской области возложено на Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Частью 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте.
Согласно п. 3 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона РФ от 21.12.2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что отчуждению не подлежат земельные участки, в том числе в составе земель лесного фонда.
Возможности передачи в собственность гражданину части лесного участка также не содержится и в Лесном кодексе. В силу положений п.п.2, 3 ст. 3 Лесного кодекса РФ, для имущественных отношений по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними, законодателем установлен приоритет за лесным законодательством и специальными федеральными законами по использованию конкретных природных ресурсов.
Согласно сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 21.12.2009 г. № Д 05-01-01/20261-0-1, испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка под огородничество в указанной зоне соответствует основным разрешенным видам использования недвижимости.
Из ответа Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 28.06.2012 г. № 27-05-02/6779 следует, что в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре и подтвержденными путем ввода координат Х и Y в программу ГИС ИНГЕО, относится к землям лесного фонда, путем ввода координат земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 177,3 кв.м. было установлено, что спорный земельный участок относиться к землям лесного фонда и находится в квартале № выделе <данные изъяты> лесничества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав территории поселений входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
На основании ст. 83 ЗК РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Градостроительный кодекс РФ определяет правила и порядок подготовки генеральных планов муниципальных образований. В Генеральном плане отображаются границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав.
Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным Решением Думы г.о. Самара от 20.03.2008 года № 539 отображены границы городского округа и населенных пунктов, входящих в его состав. Законом Самарской области от 22.05.2005 года № 61-ГД «Об установлении границ г.о. Самара и Самарской области» были установлены границы г.о. Самары и Самарской области.
Земельный кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие, что в границах населенных пунктов могут быть только земли населенных пунктов. Однако в границах муниципальных образований также могут быть земли иных категорий.
В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Высший Арбитражный Суд РФ в определении от 22.01.2007 г. № по делу № указал, что по смыслу ст. 7, 8 ЗК РФ во взаимосвязи с положениями Федерального закона РФ от 21.12.2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с учетом изменений, внесенных ст. 25 и 33 Федерального закона РФ от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», отнесение в черте поселений (населенного пункта) земель или земельного участка к общей категории (земли поселений (населенных пунктов) не является препятствием для отнесения таких земель или земельных участков в установленном порядке к одной из специальных категорий, указанных в пункте 1 ст. 7 ЗК РФ.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что нахождение лесных участков в черте городского округа автоматически не изменяет их статус, появляется лишь правовое основание для осуществления обязательной в таких случаях процедуры перевода земель из категории земель лесного фонда в земли поселений.
Исходя из анализа положений ст. ст. 3,6,11 Лесного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со ст. ст. 3,85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и приватизации не подлежат.
Судом установлено, что в Кузнецов В.Д. является собственником земельного участка площадью 500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>
Оснований для предоставления истцу вторично земельного участка в собственность в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О Земле» не имеется.
Доводы истца Кузнецова В.Д. о том, что в непосредственной близости от испрашиваемого земельного участка расположены земельные участки, право собственности на которые оформлено за гражданами, не могут являться основанием для удовлетворения исковых требований, поскольку предметом настоящего судебного разбирательства является конкретный спорный земельный участок, основания предоставления других земельных участков третьим лицам не могут подтверждать права истца на испрашиваемый земельный участок.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса РФ.
Истцом Кузнецовым В.Д. не представлено суду доказательств того, что спорный земельный участок выделялся ему ранее на каких-либо основаниях, а также наличия на указанном земельном участке принадлежащих истцу на праве собственности строений.
Таким образом, суду не представлено документов, подтверждающих права заявителя на данный земельный участок, либо право на предоставление ему данного земельного участка государственными органами, органами местного самоуправления.
Оценив в совокупности установленные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что Министерством имущественных отношений Самарской области Кузнецова В.Д. было правомерно отказано в предоставлении в собственность земельного участка под огородничество. При этом решение Министерством имущественных отношений Самарской области принято в рамках предоставленных ему полномочий, и порядок принятия решения министерством соблюден. Кроме того, требования законодательства при принятии решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, а также права и свободы заявителя, нарушены не были.
Принимая во внимание, что испрашиваемый земельный участок относится к лесным участкам в составе земель иных категорий, имеет имущественно-правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежит приватизации, истцом Кузнецовым В.Д. в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено суду доказательств, подтверждающих возникновение его гражданских прав и обязанностей на спорный земельный участок на основании закона или правового акта, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании права собственности на земельный участок.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Кузнецова ВД - отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Нуянзина С.В.