Дело № 2-2850/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 07 августа 2014 года
Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:
председательствующего судьи – Блажкевич О.Я.,
при секретаре – Соколовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Лесные продукты» - производственное предприятие» о возложении обязанности провести инвентаризацию, разработать проект предельно-допустимых выбросов, получить разрешение
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие об обязании провести инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработать и получить в установленном законом порядке проект предельно-допустимых выбросов в атмосферный воздух, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в обоснование требований указав, что в ходе проведения Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства, в деятельности ответчика выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие» действует на основании Устава, утвержденного решением участника общества № от 12.01.2012 года, основным видом деятельности является организация промысла, заготовка и переработка дикорастущих и культурных ягод, грибов, орехов, лекарственно-технического сырья, продукции пчеловодства, а также реализация выпускаемой продукции. В ходе проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие для организации производственно-хозяйственной деятельности имеет жидко топливный котел <данные изъяты> (режим работы – 165 дней), дымовые газы выбрасываются в атмосферный воздух через дымовые трубы. Также установлено, что выработка технологического пара для производственной деятельности ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие» осуществляется от котельной, в которой установлены 2 паровых котла марки <данные изъяты>, работающие на жидком топливе, дымовые газы выбрасываются в атмосферный воздух через дымовые трубы, при работе котла с дымовыми газами в атмосферу поступают оксиды азота, оксид углерода, диоксид серы, сажа. Кроме того, на территории ответчика имеется гараж, предназначенный для стоянки автотранспорта. Установлено, что ответчик в нарушение экологических требований, установленных в области охраны окружающей среды при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов не разработало и не утвердило нормативную экологическую документацию на источники выбросов – инвентаризацию источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, проект нормативов предельно допустимых выбросов, не получило в установленном порядке разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, тем самым не соблюдает экологические требования природоохранного законодательства в области охраны атмосферного воздуха, охраны окружающей среды, направленные на уменьшение или ограничение вынужденного отрицательного воздействия на окружающую среду при ведении хозяйственной деятельности.
В судебном заседании прокурор Наумов Е.В. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, настаивает на их удовлетворении.
В судебном заседании представитель ответчика Конченков А.Г. не возражал против удовлетворения требований, пояснил, что в настоящее время проводится работа по разработке требуемых документов, что требует достаточного времени, в связи с чем просит установить срок исполнения решения суда до 30.11.2014 года.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу ст. 76 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 35 Закона № 2202-1 прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В соответствии с ч. 1-2 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды.
В соответствии со ст. 14, ч. 1, 6, 7, ст. 16, ст. 22, ст. 30 Федерального
закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных веществ в атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрещением на выброс вредных веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий.
Юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух.
Кроме того, в соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил, в том числе посредством проведения лабораторных исследований.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством по данному делу, является установление факта неполучения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Министерстве природных ресурсов Хабаровского края, которое осуществляет функции по управлению в области охраны окружающей среды и недропользования, в том числе, выдачу разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником в соответствии с законодательством (Постановление Правительства Хабаровского края от 14 февраля 2009 г. N 49-пр "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов Хабаровского края")
Из материалов дела следует, что ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие действует на основании Устава, утвержденного решением участника общества № от ДД.ММ.ГГГГ года, основным видом деятельности является организация промысла, заготовка и переработка дикорастущих и культурных ягод, грибов, орехов, лекарственно-технического сырья, продукции пчеловодства, а также реализация выпускаемой продукции.
В ходе проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки исполнения природоохранного законодательства установлено, что ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие для организации производственно-хозяйственной деятельности имеет жидко топливный котел <данные изъяты> (режим работы – 165 дней), дымовые газы выбрасываются в атмосферный воздух через дымовые трубы. Также установлено, что выработка технологического пара для производственной деятельности ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие» осуществляется от котельной, в которой установлены 2 паровых котла марки <данные изъяты>, работающие на жидком топливе, дымовые газы выбрасываются в атмосферный воздух через дымовые трубы, при работе котла с дымовыми газами в атмосферу поступают оксиды азота, оксид углерода, диоксид серы, сажа. Кроме того, на территории ответчика имеется гараж, предназначенный для стоянки автотранспорта.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие осуществляет свою деятельность в отсутствие разрешения на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, инвентаризации выбросов и их источников, а также проекта предельно-допустимых выбросов, по ранее выданному разрешению № от 29.05.2009 года срок действия истек, нового разрешения ответчиком не получено, что подтверждается информацией, представленной Министерством природных ресурсов Хабаровского края от 26.05.2014 года.
Таким образом, эксплуатация ответчиком источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в отсутствие разрешительной документации, оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду, что противоречит требованиям природоохранного законодательства, закрепленным в ст.ст. 3, 34, п. 4 ст. 23 Закона № 7-ФЗ и ст. И, п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 30 Закона № 96-ФЗ и на здоровье жителей г. Хабаровска, нарушая, таким образом, гарантированное статьей 42 Конституции РФ, право граждан на благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах дела, с учетом изложенного, того обстоятельства, что инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников не проведена, проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух не разработан, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на момент разрешения дела по существу ООО «Лесные продукты» - производственное предприятие отсутствует, суд находит требования хабаровского межрайонного природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Кроме того, разрешая ходатайство ответчика о сроке исполнения решения суда, суд, в соответствии со ст. 204 ГПК РФ, того обстоятельства, что работа на получение указанных документов ответчиком проводится, объем и сроки проведения такой работы, принимая во внимание, что решение суда должно быть исполнимым, руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу установить срок исполнения решения суда до 30.11.2014 года включительно.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░ ░░░░░░░░» - ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ 30.11.2014 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2014 ░░░░.