Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Кривицкой О.Г.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Бутина С.В. к Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (отдел № о признании права на получение жилищной субсидии,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с иском к Федеральному Государственному Казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ отдел № о признании права на получение жилищной субсидии, указав на то, что он, подполковник запаса, был уволен с военной службы с должности преподавателя кафедры экономики управления и организации строительного производства Тольяттинского военно-технического института, по состоянию здоровья, 21.07.2008г. на основании приказа № от 08.06.2008г.
На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составляет 28 лет 0 месяцев 16 дней (приказ от 21.07.2008г. №).
В соответствии с ч. 13 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Бутин С.В. при увольнении с военной службы жилым помещением обеспечен не был, жилищную субсидию также не получал.
Предложений по получению конкретных жилых помещений в <адрес> ему не поступало.
Длительное время, более 7 лет, со стороны должностных лиц Министерства обороны РФ имеет место нарушение прав и законных интересов бывшего военнослужащего Бутина С.В. на обеспечение жилым помещением.
Кроме того, на протяжении 10 лет до увольнения с военной службы истец также необоснованно не был обеспечен постоянной жилой площадью.
Протоколом № заседания жилищной комиссии Тольяттинского ВВКИСУ от 29.10.1998г., подполковник Бутин С.В. был принят на учет в качестве нуждающегося для получения постоянной жилой площади с составом семьи 3 человека (Бутан С.В., его супруга, и его сын Бутин Д.С).
Протоколом № заседания жилищной комиссии Тольяттинского ВТИ от 16.04.2008г. было постановлено: в случае увольнения подполковника Бутана С.В. из рядов Вооруженных сил РФ оставить его в списке очередников на получение жилых помещений по Тольяттинскому военно-техническому институту в соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», с учетом права на дополнительную жилую площадь и состав семьи 3 человека.
В связи с принятием решения об изменении места жительства истец обратился в уполномоченный орган для предоставления ему жилищной субсидии исходя из установленных протоколами заседания жилищной комиссии оснований: состав семьи 3 человека, наличие права на дополнительную площадь.
Решением № от 30.12.2015г. начальника 1 отдела (<адрес>) ФГКУ «Центррегионжилье» член семьи истца сын Бутин Д.С. был исключен из числа членов семьи военнослужащего, признанного нуждающимся в жилых помещениях, в связи с отсутствием документов, подтверждающих совместное проживание.
Сообщением от 25.12.2015г. Бутину С.В. в ответ на его заявление о расчете размера субсидии также было разъяснено, что права на дополнительную жилую площадь за ним не признается.
При этом решение об отмене протокола № заседания жилищной комиссии Тольяттинского ВТИ от 16.04.2008г., которым установлено право Бутана С.В. на дополнительную площадь при предоставлении ему жилого помещения в адрес истца не направлялось.
Истец считает, что принятые ответчиком 25.12.2015г. решения об исключении Бутина Д.С. из состава семьи Бутина СВ., а также о порядке расчета жилищной субсидии без учета права на дополнительную площадь являются незаконными, необоснованными и явно нарушают права и законные интересы Бутина С.В. по предоставлению ему жилищной субсидии для приобретения жилого помещения в собственность в связи с увольнением со службы.
Решение об исключении Бутина Д.С. из состава семьи Бутина С.В. является необоснованным, т.к. выезд Бутина Д.С. из жилого помещения, в котором проживают его родители, носит вынужденный характер.
Бутин Д.С. в настоящее время проходит службу в Вооруженных силах РФ, и проживает по месту службы в связи с исполнением воинских обязанностей.
Кроме того, существенным обстоятельством является тот факт, что Бутину С.В. не предоставлялось жилое помещение или жилищная субсидия длительное время по вине Министерства обороны, и уполномоченных лиц Министерства обороны. На момент постановки на учет в качестве нуждающегося Бутин Д.С. был несовершеннолетним, и проживал совместно со своими родителями.
24.11.1995г. Бутин С.В., Бутина О.Ф., действующая за себя и своего несовершеннолетнего сына Бутина Д.С. получили в общую долевую собственность двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, площадью 49,6 кв.м.
21.11.1995г. состоялась сделка по приобретению Бутиным С.В. трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, площадью 70,3 кв.м., стоимостью 23 000 000 руб. В счет частичной оплаты стоимости трехкомнатной квартиры была передана двухкомнатная квартира.
Остальную часть Бутин С.В. оплатил из собственных денежных средств.
29.11.1995г. Бутин СВ. подарил 1/3 долю в праве собственности на трехкомнатную <адрес> по адресу: <адрес>, своему несовершеннолетнему сыну Бутану Д.С.
В период с 1995г. по 2008г. Бутин С.В. произвел значительные вложения в указанную квартиру.
После перевода к месту службы в <адрес>, для обеспечения постоянным жильем по месту службы, Бутин С.В. передал право собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. по распоряжению командующего войсками Северо-кавказского военного округа майору Сушилину Ю.Н., подлежащему увольнению с военной службы и обеспечению постоянным жилым помещением в связи с увольнением с военной службы.
В начале декабря 2007г. было принято решение о фактическом изъятии квартиры для нужд Министерства обороны.
26.12.2007г. был заключен договор дарения между Бутиными и Сушилиным Ю.Н.
ДД.ММ.ГГГГг. Бутин С.В. получил справку о сдаче жилого помещения, сдал квартирным органам Министерства Обороны РФ.
Обязательства по обеспечению лиц, подлежащих увольнению с военной службы, возложены на государство.
Истец считает, что жилое помещение по адресу: <адрес>, было отчуждено Бутиным С.В. для государственных нужд, для исполнения обязательств государства по обеспечению постоянным жильем иного военнослужащего.
1/3 доля в праве собственности на указанное жилое помещение принадлежала Бутину Д.С..
Бутин СВ. и Бутин В.Д. лишились права собственности на жилое помещение в пользу государства (Министерства обороны РФ) без должного, гарантированного Конституцией РФ возмещения.
Квартира по адресу: <адрес>69 в постоянную собственность Бутина С.В. не передавалась.
В настоящее время им избрано место жительства в ином городе, вне <адрес>, в связи с чем необходимо предоставление жилищной субсидии для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства в соответствии с ч. 16 ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих».
Просил суд признать незаконным бездействие Федерального Государственного Казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ по обеспечению постоянным жилым помещением Бутина С.В., уволенного с военной службы ДД.ММ.ГГГГ.Г.
Признать незаконным решение Федерального Государственного Казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ по исключению из состава членов семьи Бутина С.В. его сына Бутина Д.С..
Признать незаконным решение Федерального Государственного Казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ по расчету жилищной субсидии, предоставляемой Бутину С.В., уволенному с военной службы 08.06.2008г., для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства, без учета дополнительной площади от 15 до 25 кв.м.
Обязать Федеральное Государственное Казенное учреждение «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ произвести расчет жилищной субсидии, предоставляемой Бутину С.В., уволенному с военной службы 08.06.2008г., для приобретения жилого помещения по избранному месту жительства, с учетом права на дополнительную площадь от 15 до 25 кв.м.
В ходе рассмотрения дела в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ истец частично отказался от исковых требований в части признания незаконным решения Федерального Государственного Казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ по исключению из состава членов семьи Бутина С.В. его сына Бутина Д.С.. В связи с поданным ходатайством исковые требования истцом уточнены, просил признать за ним право на получение жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную жилую площадь от 15 до 25 кв.м.
В судебном заседании истец и представитель истца Милевская Р.И. поддержали уточненные исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности Некуш К.Б. исковые требования не признала как не основанные на законе.
Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Согласно п. 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 80, распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Основания и порядок реализации военнослужащими права на безвозмездное получение от государства жилого помещения по договору социального найма регулируются также Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и приказом Министерства обороны Российской Федерации от 3ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений».
В соответствии с ч. 13 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 16 ст. 15.1 ФЗ «О статусе военнослужащих», при предоставлении гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом пункта 1 настоящей статьи, жилищной субсидии ее размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определенного в соответствии с пунктом 4 статьи 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец, подполковник запаса, был уволен с военной службы с должности преподавателя кафедры экономики управления и организации строительного производства Тольяттинского военно-технического института, по состоянию здоровья, 21.07.2008г. на основании приказа № от 08.06.2008г.
На момент увольнения выслуга лет в календарном исчислении составляет 28 лет 0 месяцев 16 дней (приказ от 21.07.2008г. №).
Согласно Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим-гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № расчет субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле: Р = НхСхКс,
где: Н - норматив общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с пунктами 3 – 6 правил;
С - норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемый Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;
Кс - поправочный коэффициент с- учетом общей продолжительности военной службы, устанавливаемый в соответствии с пунктами 7-9правил.
Норматив общей площади жилого помещения на семью из 2-х человек установлен в размере 42 кв. метра общей площади жилого помещения.
Поправочный коэффициент с выслугой более 25 лет установлен в размере 2,750;
В настоящее время стоимость одного квадратного метра, согласно приказа Минстроя РФ № от 23.06.2015г. - 35.915,00 руб.
Из сообщения ФГКУ «Центрегионжилье» от ДД.ММ.ГГГГ на заявление истца следует, что расчет размера жилищной субсидии осуществляется уполномоченным органом при вынесении решения о перечислении жилищной субсидии на банковский счет военнослужащего.
Истцу был произведен расчет жилищной субсидии на состав семьи 2 человека без учета права на дополнительную жилую площадь обоснованно.
С учетом указанных обстоятельств оснований для признания незаконным решения ФГКУ «Центррегионжилье» по расчету размера жилищной субсидии Бутину С.В. не имеется.
Судом проверялись доводы истца о необходимости расчета размера жилищной субсидии с учетом его права на дополнительную жилую площадь как преподавателя в размере от15 до 25 кв.м.
Указанные доводы не основаны на законе.
Согласно п. 2 ст. 151 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащий, имеющий воинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военную службу либо уволенный с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинской части, военнослужащий, имеющий почетное звание Российской Федерации, военнослужащий — преподаватель военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования, военной кафедры при государственной образовательной организации высшего образования, военнослужащий — научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, при предоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилого помещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения в пределах от 15 до 25 кв.м.
Аналогичные положения применительно к военнослужащим — преподавателям военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования содержались в п. 8 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ, действовавшей на момент распределения заявителю указанной квартиры.
Содержание названных правовых норм указывает на то, что преподаватели военных профессиональных образовательных организаций — в отличие от офицеров в воинских званиях полковник, ему равном и выше — при обеспечении жилым помещением имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения только в период прохождения военной службы в должности преподавателя.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении судебной коллегии по делам военнослужащих Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № – КГ15
( Бюллетень Верховного Суда РФ № года).
Доводы истца о том, что ранее он распорядился принадлежащей ему и членам его семьи на праве собственности трехкомнатной квартирой в <адрес> в пользу Министерства Обороны РФ, не являются основанием для обеспечения его в настоящее время жильем с учетом права на дополнительную жилую площадь как преподавателя, и не имеют правового значения для проверки законности принятого ответчиком решения о размере жилищной субсидии.
Истец как собственник жилого помещения имел право распорядиться принадлежащей ему квартирой по своему усмотрению, в частности, не реализовывать ее в пользу Министерства Обороны РФ ( истцом совершена сделка по отчуждению квартиры военнослужащему Министерства Обороны РФ, а взамен получена справка о сдаче жилого помещения в <адрес>). Тем не менее, им добровольно было принято указанное решение.
Доводы истца о том, что такое решение было принято вынужденно в связи с переводов его в <адрес>, не являются основанием для расчета размера жилищной субсидии иным образом, нежели предусмотренным законом.
Истец имеет право на получение жилищной субсидии в связи с необеспеченностью его жильем по месту службы. В случае, если бы указанная квартира была им сохранена в <адрес>, либо он распорядился ею в свою пользу, указанное обстоятельство было бы учтено при решении вопроса о возможности получения им жилищной субсидии. Но поскольку истец распорядился принадлежащим ему жильем в пользу Министерства Обороны РФ, то ответчиком фактически признано право истца на получение жилищной субсидии, но на состав семьи два человека.
Доводы истца о том, что он незаконно был уволен с военной службы в статусе преподавателя, не будучи обеспеченным жильем, правового значения для разрешения данного спора не имеют.
Законность прекращения трудовых отношений истцом не оспаривалась. Тогда как его жилищные права при увольнении нарушены не были. Он уволен с военной службы с оставлением в списках очередников. Таким образом, его увольнение не повлияло на реализацию жилищных прав.
В соответствии с указанными нормативными актами при расчете размера субсидии жилищным органом всегда учитывается состав семьи, причем не только в сторону уменьшения численности, но и увеличения.
С учетом этого военнослужащему в любом случае ( независимо от площади ранее принадлежащей квартиры) жилое помещение ( субсидия) предоставляется по действующим нормам. В случае, если бы истец сохранил в <адрес> свое жилье, то в случае перевода его на новое место службы в <адрес> он был бы обеспечен служебным жилым помещением (в данном случае истец обеспечен служебным жильем в <адрес>), но указанное обстоятельство ( сохранение жилья) учитывалось бы при решении вопроса о возможности обеспечения жильем для постоянного проживания.
Доводы истца о том, что ранее до 2012 года ответчик признавал за ним право на обеспечение жильем с учетом права на дополнительную жилую площадь, материалами дела не подтверждаются.
Возможность закрепления за истцом права постоянного проживания в занимаемой в настоящее время служебной квартире в <адрес>, которую не исключал ответчик ранее, не является законным основанием для предоставления ему жилищной субсидии с учетом права на дополнительную жилую площадь как преподавателя по изложенным выше основаниям.
Изложенные в первоначальном иске доводы об учете при расчете размера жилищной субсидии интересов сына истца Бутина Д.С., ранее проживавшего совместно единой семьей с истцом, и являющегося также военнослужащим, оценке и проверке не подлежат в связи с уточнением иска.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Бутина С.В. к Федеральному Государственному Казенному учреждению «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (отдел № <адрес>) о признании незаконным решения о расчете размера жилищной субсидии, признании права на получение жилищной субсидии с учетом права на дополнительную жилую площадь отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.
Судья: О.Г. Кривицкая
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.