Судья – Махов В.В. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«18» декабря 2014 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
и судей Диянова С.П. и Диденко И.А.
при секретаре Овдиенко О.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по заявлению Дегтярёва В.И. о признании бездействия администрации муниципального образования город Краснодар незаконным
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар, поданной представителем Короткой И.О., на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2014 г.
Заслушав доклад судьи Краснодарского краевого суда Диянова С.П., пояснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар – Сыкало Е.Е., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда,
установила:
Дегтярёв В.И. обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования город Краснодар незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке площадью <...> кв.м по адресу: <...>. Кроме того, он является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке площадью 2 945 кв.м по адресу: <...>, и собственником гаражных боксов, расположенных по адресу: <...>. Он обращался в администрацию муниципального образования город Краснодар с заявлением о предоставлении указанных выше земельных участков в собственность за плату, на что получил отказ.
С учетом уточненных требований Дегтярёв В.И. просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город Краснодар в не предоставлении ему в собственность за плату земельного участка из земель населенных пунктов, общей площадью <...> кв.м для эксплуатации производственной базы УПТК механической колонны с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>; земельного участка площадью <...> кв.м из земель населенных пунктов, для эксплуатации торговых строений, зданий, сооружений, расположенного по адресу: <...>; земельного участка площадью <...> кв.м из земель населенных пунктов, для эксплуатации нежилого помещения, расположенного по адресу: <...>.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2014 г. заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрации муниципального образования город Краснодар ставится вопрос об отмене состоявшегося по делу судебного постановления, как вынесенного с нарушением требований закона, и вынесении нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не представлено.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования город Краснодар – Сыкало Е.Е. доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме. Считает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2014 г. незаконным и необоснованным. Просила апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар удовлетворить, а обжалуемое решение суда - отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещались надлежащим образом, о причинах не сообщили и об отложении судебного разбирательства не просили, в связи с чем, судебная коллегия, исходя из положений ч. 3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие этих лиц.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах этих доводов, заслушав пояснения представителя администрации муниципального образования город Краснодар – Сыкало Е.Е., судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда приходит к следующему.
В соответствии с п. п. 1, 3-4 ч. 1, ч. ч. 2-3 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; неправильное применение норм материального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения.
Как установлено, судом при разрешении вышеуказанного искового заявления были допущены такого характера нарушения и неправильное применение норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Так, удовлетворяя заявленные требования, суд, прежде всего, исходил из того, что бездействием администрации муниципального образования город Краснодар нарушены права и законные интересы Дегтярёв В.И., поскольку фактический отказ в предоставлении в собственность за плату испрашиваемых земельных участков не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации, регулирующего данный вид правоотношений.
С такими выводами суда согласиться нельзя.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 27 июля 2012 г. № 6331 «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией муниципального образования город Краснодар муниципальной услуги «Предоставление в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование земельных участков под объектами недвижимости на территории муниципального образования» утвержден порядок предоставления в собственность земельных участков под объектами недвижимости.
Согласно п. 13.1 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 27 июля 2012 г. № 6331, при подготовке, согласовании и издании проекта постановления администрации муниципального образования город Краснодар о предоставлении в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, аренду земельных участков предоставляются заявителем следующие документы: заявление о предоставлении земельного участка в собственность и заключении договора купли-продажи по форме согласно приложению № 1 к настоящему Административному регламенту (образец заполнения заявления приводится в приложении № 2 к настоящему Административному регламенту), в аренду и заключении договора аренды по форме согласно приложению № 3 к настоящему Административному регламенту (образец заполнения заявления приводится в приложении № 4 к настоящему Административному регламенту), в постоянное (бессрочное) пользование по форме согласно приложению № 5 к настоящему Административному регламенту (образец заполнения заявления приводится в приложении № 6 к настоящему Административному регламенту) (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копии); копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица (подлинник для ознакомления); копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующем о приобретении прав на земельный участок; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (для юридических лиц), (3 экземпляра копии); копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей), (подлинник для ознакомления); выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке), или уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним; выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок (1 экземпляр подлинный, 2 экземпляра копии) или уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП; кадастровый паспорт земельного участка либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него; копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством; сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров; адресная справка об уточнении административного адреса земельного участка; соглашение об определении долей собственников в праве общей долевой собственности (в случае предоставления земельного участка в общую долевую собственность) (при наличии) (1 экземпляр копии, заверенной нотариально) (предоставляется по соглашению заявителя); справка об объекте (строении, сооружении), расположенном на земельном участке органа, осуществляющего технический учёт.
В соответствии с п. 16 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 27 июля 2012 г. № 6331 одним из оснований для отказа в приёме документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, является отсутствие у заявителя одного или нескольких документов, необходимых для получения муниципальной услуги, наличие которых предусмотрено настоящим Административным регламентом.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного ст. 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Вместе с тем, суд не учел, что в материалах настоящего гражданского дела отсутствуют доказательства обращения Дегтярёва В.И. в адрес соответствующих органов с заявлением о формировании и постановке на кадастровый учет испрашиваемых земельных участков, что указывает на нарушение заявителем требований Административного регламента.
При этом, суд также оставил без внимания, что письменные ответы администрации муниципального образования город Краснодар от 29 марта 2011 г., 12 декабря 2012 г., 03 июля 2013 г. нельзя толковать как отказы в предоставлении муниципальной услуги, поскольку они (письменные ответы) носят лишь справочно-информационный характер и не содержат прямого указания на отказ в оформлении спорных земельных участков в собственность за плату.
Данное обстоятельство указывает на то, что в действительности оспариваемыми действиями (бездействием) администрации муниципального образования город Краснодар не были нарушены права и законные интересы Дегтярёва В.И.
Таким образом, судом не дана надлежащая оценка данным обстоятельствам, что в свою очередь служит основанием для отмены вынесенного судебного решения ввиду допущенных нарушений в применении норм материального и процессуального права.
При таких конкретных обстоятельствах, имеющих значение для дела, и анализа вышеуказанных правовых норм в их системной взаимосвязи, судебная коллегия считает, что суд необоснованно пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку неправильно применил нормы материального и процессуального права, что привело к принятию неправильного решения.
Доводы апелляционной жалобы были проверены судом апелляционной инстанции и по мотивам, изложенным в апелляционном определении, могут быть признаны обоснованными и заслуживающими внимания.
В силу пункта 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления прокурора суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
По вышеизложенным основаниям судебная коллегия считает, что решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2014 г. следует отменить, как неправильное по существу, незаконное и необоснованное, и принять по настоящему делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда
определила:
Апелляционную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар – удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2014 г. - отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Дегтярёва В.И. о признании бездействия администрации муниципального образования город Краснодар незаконным.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения.
Председательствующий
Судьи