Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-150/2012 (2-5095/2011;) ~ М-5749/2011 от 20.12.2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сызрань                                 31 января 2012 года    

Судья Сызранского горсуда Самарской области Сорокина О.А.

при секретаре Ноздряковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-150/12 по исковому заявлению В********** к УПФР в городах Сызрани, Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области об оспаривании решения по назначению ежемесячной доплаты к пенсии и конвертации пенсионных прав,

Установил:

Истец В********** обратился в суд с иском к УПФР в городах Сызрани, Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области об оспаривании решения по назначению льготной пенсии, ссылаясь на то, что он является пенсионером с **.**.**** г. и его льготный стаж, подземные работы по Списку № 1,утвержденный Постановлением ФИО3 ССР от **.**.**** г. № 10, составляет 22 года 6 месяцев 8 дней. **.**.**** г. он обратился в УПФР с заявлением об установлении ежемесячной денежной доплаты к пенсии на основании ФЗ от **.**.**** г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности», и зачете в специальный стаж периода работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности председателя профкома профсоюзного комитета шахты «Кашпирская» в льготный стаж. Решением комиссии от **.**.**** г. № 91 ему было отказано в зачете данного периода работы в льготный стаж, так как он не выработал 25 лет подземной работы, в профессиях предусмотренных Списком и не подтверждена работа в подземных условиях не менее 80 % рабочего времени. Отказ считает незаконным, так как в соответствии с п. 97 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совмина СССР от **.**.**** г. № 590 в тех случаях, когда работник был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах не выше 5 лет приравнивается при определении права на льготное обеспечение к работе до избрания с применением правила, предусмотренного ст. 109 Положения. Под выборной работой, предусмотренной п. 97 Положения, понимается работа на выборных должностях в учреждениях, партийных, профсоюзных и в других общественных организациях. Считает, что им были соблюдены эти условия, так как до избрания он работал на подземных работах и его стаж составил 22 года 6 месяцев 8 дней. Положение ст. 375 Трудового кодекса РФ и п. 3 ст. 26 ФЗ от **.**.**** г. № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» предусматривают право освобожденных профработников на включение в специальный стаж времени работы на выборной должности в выборном органе первичной профсоюзной организации. Отсутствие подобных положений в Законе о трудовых пенсиях в РФ не может являться основанием для отказа в зачете оспариваемого периода с **.**.**** г. по **.**.**** г. работы в специальный стаж. Кроме того, практика Верховного суда РФ, а именно, определение Верховного суда РФ от **.**.**** г. № 48-В09-18 доказывает, что период работы на выборных должностях в судебной практике засчитывается в льготный стаж согласно «Списка». В данный момент шахта «Кашпирская» ликвидирована, и прочие доказательства не предоставляется возможным предоставить. Просит суд обязать УПФР в городах Сызрани, Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области включить ему в льготный стаж период работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности председателя профкома профсоюзного комитета шахты «Кашпирская» и произвести ежемесячную доплату к пенсии с момента выхода Федерального закона № 84-ФЗ от **.**.**** г. с момента обращения- **.**.**** г.

Истец В********** в судебном заседании свои исковые требования поддержал, сославшись на доводы, изложенные выше. Просил так же признать незаконным решение комисcии УПФ РФ г. Сызрани № 4 от **.**.**** г. об отказе конвертации пенсионных прав с учетом включения оспариваемого периода в специальный стаж по Списку №1.

Ответчик УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области в лице представителя Трошина исковые требования не признала, пояснив, что **.**.**** г. В********** обратился с заявлением в УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области об установлении ежемесячной доплаты к пенсии на основании ФЗ от **.**.**** г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности». Указанным Законом предусмотрено установление доплаты к пенсии лицам, работавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий – горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающим пенсию в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с ФЗ от **.**.**** г. «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности» в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 27 ФЗ от **.**.**** г. № 173-ФЗ «№О трудовых пенсиях в РФ». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп 11 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ. Следовательно, при установлении доплаты к пенсии применяется Список работ и профессий, дающих право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от **.**.**** г. № 481 и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденные Постановлением Правительства РФ от **.**.**** г. № 516. п. 15 правил № 516 предусмотрено, что при исчислении периодов подземной работы, дающей право на трудовую пенсию по старости независимо от возраста при наличии не менее 25 лет такой работы в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 ФЗ № 173-ФЗ, лицам, не выработавшим подземного стажа, предусмотренного данным подпунктом, но имеющим не менее 10 лет, в стаж подземной работы учитывается каждый полный год подземной работы, предусмотренной Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда. Занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР о **.**.**** г. № 10 – за 9 месяцев. Стаж работы, дающей право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет В********* документально не подтвержден. Документально подтверждено лишь 22 года 6 месяцев 8 дней. Период работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности председателя профкома профсоюзного комитета шахты «Кашпирская» не может быть засчитан в стаж, дающий право на доплату к пенсии в соответствии с Законом № 84-ФЗ, так как не подтверждена работа в подземных условиях не менее 80 % рабочего времени журналом учета спусков в шахту. Так как В********** не выработал 25 лет подземной работы в профессиях предусмотренных Списком № 481, то право на льготный порядок исчисления подземной работы в соответствии с п. 15 Правил № 516 у того отсутствует.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд полагает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 56 ч. 1 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 1 ФЗ от **.**.**** г. №84-ФЗ « О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах ( включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий-горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии.

Судом установлено, что В********** **.**.**** г. обратился с заявлением в УПФР в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области об установлении ежемесячной доплаты к пенсии на основании ФЗ от **.**.**** г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организации угольной промышленности», однако решением № 91 УПФР от **.**.**** г. ему было отказано в виду отсутствия требуемого стажа, так как документами подтвержден стаж на соответствующих видах работ по Списку № 1 – 22 года 6 месяцев 8 дней, вместо положенных 25 лет, не засчитан в специальный стаж период работы с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности председателя профкома профсоюзного комитета шахты « Кашпирская». Так же судом установлено, что **.**.**** г. В********** обратился в УПФ г. Сызрани с заявлением о проведении конвертации пенсионных прав с учетом дополнительного специального стажа (по Списку №1) периода его работы в выборной должности. Решением № 4 от **.**.**** г. ему было отказано в проведении конвертации пенсионных прав с учетом оспариваемого периода.

Вместе с тем, суд считает данный отказ необоснованным, поскольку пенсия истцу назначена в соответствии с Законом СССР « О государственных пенсиях» от **.**.**** г. и Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР **.**.**** г.

При этом пенсия истцу была назначена досрочно -**.**.**** г. –по достижении возраста 50 лет, как работнику, занятому на подземных и открытых горных работах в угольной промышленности. Такового стажа истцу требовалось не менее 10 лет, а при назначении пенсии у истца имелся стаж работы, дающий право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих работах не менее 25 лет, с учетом льготного исчисления стажа в соответствии с п. 15 Правил №516- 22 года 6 мес. 6 дней.

При этом ответчиком период работы истца с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности председателя профкома шахты « Кашпирская» не засчитан в стаж работы с вредными условиями труда по Списку №1, а засчитан, как работа по общим условиям.

Вместе с тем, с таким исчислением периода работы истца с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности председателя профкома шахты «Кашпирская» согласиться нельзя, названный период мог быть исчислен в льготном порядке при назначении пенсии, поскольку действующим на тот момент пенсионным законодательством, а именно Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР от **.**.**** г., работа на выборной должности приравнивалась к работе на льготных условиях, а именно, п. 97 названного постановления предусмотрено, что в тех случаях, когда рабочий или служащий был избран на выборную должность, работа на такой должности в пределах не свыше 5 лет приравнивается при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах к работе до избрания ( с применением правила, предусмотренного последним абзацем пункта 109).

При этом пунктом 109 предусмотрено, что работа на выборных и других ответственных должностях в партийных и комсомольских органах, в том числе в политотделах и политуправлениях, засчитывается в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах, при условии, если перерыв между работой в партийных и комсомольских органах и работой, следующей за ней, не превышает трех месяцев и если работе в партийных и комсомольских органах непосредственно предшествовала или за не непосредственно следовала работа, дающая право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах.

Названные условия у истца соблюдены : до избрания его на выборную должность он был занят на подземных работах до **.**.**** г. и его стаж на подземных работах составлял 22 года 6 мес. 6 дней. На выборную должность в качестве председателя профкома шахты «Кашпирская» он был избран с **.**.**** г. по **.**.**** г., то есть в данном случае отсутствовал перерыв между работой на выборной должности и работой, непосредственно предшествовавшей ней, дающей право на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. Следовательно, работа на выборной должности подлежит исчислению в льготном порядке, однако в пределах 5 лет в соответствии с п.97 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР от **.**.**** г.

Таким образом спорный период с **.**.**** г. по **.**.**** г. работы истца в должности председателя профкома шахты « Кашпирская» подлежит исчислению в льготном порядке в соответствии с п.п.97,109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением СМ СССР **.**.**** г. и как следствие, исчисление данного периода как работа на общих условиях влечет нарушение прав истца при разрешении вопроса об установлении ежемесячной доплаты к пенсии на основании ФЗ от **.**.**** г. 84-ФЗ « О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от **.**.**** г. №2-П,а так же ряде его определений, ст. 6 ч2, ст.15 ч4, ст.17ч1, ст.18,ст.19 и ст.55ч1 Конституции РФ по своему смыслу предполагает правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Законодатель же не принял мер по созданию правовой определенности, в результате чего истец не мог предвидеть в дальнейшем исключение из специального стажа периода работа на выборной должности.

С учетом этого обстоятельства и исходя из вышеприведенной правовой позиции Конституционного суда РФ, определяющей возможность исчисления указанного стажа по нормам действовавшего законодательства, спорный период трудовой деятельности истца в выборной должности подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со Списком №1, как работа в угольной промышленности на подземных работах. Следовательно, решение Комиссии по назначению и перерасчету пенсии УПФ РФ в г.Сызрани от **.**.**** г. № 91 и от 2401.2012г. №4 является незаконными, спорный период подлежит исчислению, как период, подлежащий зачету в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии и как следствие, дающий право на назначение доплаты к пенсии на основании ФЗ от **.**.**** г. № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального Закона от **.**.**** г. №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в профсоюзные органы, засчитывается им в общий и специальный трудовой стаж.

Такое же положение закреплено и частью 2 статьи 375 Трудового Кодекса РФ, введенного в действие с **.**.**** г..

В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от **.**.**** г. №590, действовавшим на момент начала работы истицы освобожденным профсоюзным работником предусматривалась возможность приравнивания работы по выборной должности к работе до избрания при определении права на пенсию на льготных условиях или в льготных размерах. При этом указанным постановлением возможность такого зачета была ограничена размером, не превышающим имеющегося стажа работы, дающего право на пенсию на льготных условиях (п.109 постановления)

Вместе с тем принятым в 1996 году Федеральным Законом №10-ФЗ от **.**.**** г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» указанное ограничение было снято, поскольку ч. З ст.26 этого Закона предписывает время работы на выборных профсоюзных должностях включать в стаж работы, в том числе и на вредном производстве, без каких бы то ни было ограничений и оговорок. Данное положение нашло нормативное закрепление и в действующем Трудовом Кодексе РФ, его статье 375.

Учитывая что истец продолжал работать в должности председателя профкома и на момент введения в действие Федерального Закона (№10-ФЗ от **.**.**** г.), то соответственно на него должны распространяться положения указанного Закона в части включения в специальный трудовой стаж периода его работы по рассматриваемой выборной должности. Изложенное даёт суду основание сделать вывод о том, что ответчиком необоснованно не был включен в специальный трудовой стаж истцу период его работы по выборной профсоюзной должности, поскольку как на момент начала работы по выборной профсоюзной должности, так и на момент её завершения действующее правовое регулирование в данной сфере предусматривало возможность включения работы по выборной профсоюзной должности в специальный трудовой стаж.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ суд

Решил:

Исковые требования В********** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в городах Сызрани и Октябрьске, Сызранском и ул. ХХХх Самарской области включить В********** в специальный стаж работы период с **.**.**** г. по **.**.**** г. в должности председателя профкома профсоюзного комитета шахты «Кашпирская» в пределах 5 лет и установить ежемесячные доплаты к пенсии на основании ФЗ от **.**.**** г. №84-ФЗ « О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» с даты обращения- с **.**.**** г.

Решение может быть обжаловано в Самарский облсуд через Сызранский городской суд в течении месяца со дня изготовления его в окончательной форме.

Судья:                                Сорокина О.А.

2-150/2012 (2-5095/2011;) ~ М-5749/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Вяткин А.А.
Ответчики
УПФР
Суд
Сызранский городской суд Самарской области
Судья
Сорокина О.А.
Дело на странице суда
syzransky--sam.sudrf.ru
20.12.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.12.2011Передача материалов судье
22.12.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.12.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.01.2012Подготовка дела (собеседование)
12.01.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.01.2012Предварительное судебное заседание
31.01.2012Судебное заседание
20.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.04.2012Дело оформлено
31.08.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее