64RS0045-01-2021-004014-60
Решение Именем Российской Федерации27 мая 2021 года г. Саратов
Кировский районный суд г.Саратова в составе:
председательствующего судьи Бондаренко В.Е.,
при секретаре Моисееве П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Болдырева Сергея Владимировича к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, третье лицо Администрация Волжского района муниципального образования «Город Саратов» об обязании включить в список детей-сирот и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилым помещением,
установил:
Болдырев С.В. относится к лицам, ранее имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей. С 2009 года по 2014 год обучался в ФГКОУ ВПО «Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (л.д. 15-16). Болдырев С.В. обратился в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области, в удовлетворении его заявления отказано (л.д. 17-18). Для защиты нарушенного права Болдырев С.В. обратился в суд с требованием о понуждении Министерства постановить его на специализированный учет.
Истец Болдырев С.В. в судебном заседании пояснил, что своевременно органы муниципальной власти не обеспечили его жилым помещением, отвечающим условиям, предусмотренным законодательством, действующим в период до достижения им 23 летнего возраста, в связи с чем, он просил удовлетворить исковые требования.
Представитель ответчика министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области – Крылова В.Д. представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.34).
Представитель третьего лица Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» представил сообщение, согласно которому в органах опеки и попечительства отсутствуют сведения о сохранении (закреплении) жилого помещения за Болдыревым С.В. 30.01.1992 года рождения (л.д. 32).
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. 10.01.2012) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Согласно п.3 этой же статьи обязанность обеспечения сирот жильем возлагалась на органы исполнительной власти однократно по месту выявления и первичного устройства ребенка.
Согласно п.4 ст. 8 проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в том, числе в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п.4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно п.8,9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Обеспечение дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Саратовской области осуществляется в соответствии с Законом Саратовской области от 02.08.2012 N 123-ЗСО.
Согласно ст. 6 указанного Закона жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений из специализированного государственного жилищного фонда области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по достижении ими возраста 18 лет. Этой же статьей определяется порядок предоставления жилья лицам, достигшим возраста 23 лет, которые поставлены на специализированный жилищный учет.
Согласно ст. 7 указанного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, ранее относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигшие возраста 23 лет, вправе однократно по заявлению, поданному в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 5 либо в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 6 настоящего Закона, определить местонахождение предоставляемого жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда области.
Закон Саратовской области № 123-ЗСО в его взаимосвязанных положениях статей 7 и 5 допускает возможность постановки на учет лиц старше 23 лет.
Анализируя федеральное законодательство и закон субъекта РФ, можно сделать вывод, что предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Между тем достижение предельного возраста, с которым закон связывает наступление негативных последствий, не является безусловным основанием, и при наличии уважительных причин может быть восстановлен. Обзор судебной практики, утвержденный Президиумом ВС РФ 20.11.2013 года, раскрывает характер уважительных причин пропуска срока постановки на учет. К таким причинам могут быть отнесены ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов и другие причины.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец Болдырев С.В. родился 30.01.1992 года (л.д. 10). Мать – Болдырева Н.Н. умерла 06.04.1995 года (л.д. 12), отец – Болдырев В.Н. умер 21.06.1993 года (л.д. 11).
Постановлением администрации Волжского района от 03.08.1995 года № 424/3 над Болдыревым С.В. установлена опека, опекуном назначена Солодко Т.И. (л.д. 13).
С 2009 года по 2014 год обучался в ФГКОУ ВПО «Московский пограничный институт Федеральной службы безопасности Российской Федерации» (л.д. 15-16).
15.02.2021 года в постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области Болдыреву С.В. отказано, поскольку истец своевременно, то есть до достижения им 23 лет, с заявлением не обратился (л.д.17-18).
Между тем ответчик при рассмотрении заявления не учел обстоятельства, при которых истец своевременно не обратился с заявлением о постановке на учет.
Согласно ответу Администрации Волжского района муниципального образования «Город Саратов» в органах опеки и попечительства отсутствуют сведения о сохранении (закреплении) жилого помещения за Болдыревым С.В. 30.01.1992 года рождения (л.д. 32)
Согласно ответу сектора по делам архивов администрации Саратовского муниципального образования Саратовской области из документов архивного фонда № 153 администрации Саратовского района за 1993-1996 года следует, что постановления о закреплении жилья за Болдыревым С.В., 30.01.1992 года рождения, не имеется (л.д. 31).
Судом установлено, что на момент обращения в 2021 году с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда области истцу исполнилось 29 лет, им представлены суду доказательства уважительности несвоевременного обращения с заявлением о постановке на учет, такие как: ненадлежащее выполнение органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучался и воспитывался истец обязанностей своевременной защиты прав истца, включая администрацию Саратовского муниципального района Саратовской области, на которую законом на период достижения истцом 23 лет возлагалась обязанность обеспечить Болдырева С.В. жилой площадью. В этой связи суд пришел к выводу об удовлетворении требования истца, заявленного к министерству строительства и ЖКХ Саратовской области об обязании поставить Болдырева С.В., 30.01.1992 года рождения, на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным отказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области в постановке Болдырева Сергея Владимировича на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области.
Обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области включить Болдырева Сергея Владимировича, 30.01.1990 года рождения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области на территории города Саратов.
Решение может быть обжаловано сторонами в Саратовский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г.Саратова.
Мотивированное решение изготовлено 03.06.2021 года.
Судья В.Е. Бондаренко