Решение по делу № 3а-171/2019 от 11.07.2019

№ 3а-171/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 октября 2019 г. г. Петрозаводск

Верховный Суд Республики Карелия в составепредседательствующего судьи Кудряшовой Е.П.при секретареСафоновой М.В., с участием прокурора Иовлева Д.С., представителя административного истцаЯковлевой А.А., представителя административного ответчика Бурлаковой В.Л., представителязаинтересованного лица администрации Петрозаводского городского округа Даниленко Т.С.рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковомузаявлению Власовой М.С., Власова И.И. о признании решения Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решения Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части недействующими,

УСТАНОВИЛ:

Власовы М.С. и И.И.в судебном порядкеоспорилирешение Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361 от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решение Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» в части включения земельных участковс кадастровыми номерами 10(...) в зону многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения (ОР).

Требования мотивированы тем, что нахождение указанных выше земельных участков, являющихся собственностьюВласовой М.С. и Власова И.И.,в зоне общественно-деловой застройки районного значения (ОР) не позволяет им произвести реконструкцию, размещенных на этих участкахжилых домов, поскольку документами территориального планирования в данной территориальной зоне не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.

Считая, что установление Петрозаводским городским Советом (далее – Совет, административный ответчик) вГенеральном плане города Петрозаводска (далее – Генплан) и Правилах землепользования и застройки города Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа (далее – Правила) зоны многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения (ОР) без соблюдения требований Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрКРФ) и Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ),нарушает их права собственников, поскольку ограничивает возможность реконструкции объекта капитального строительства, административные истцы просили признать вышеназванные нормативные акты в части включения земельных участковв функциональную зону –общественно-функциональная зона центров районного значения и территориальную зону –зона многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения недействующими.

В судебном заседаниипредставитель административного истцаподдержалаадминистративные исковые требования по изложенным в административном искеоснованиям.

ПредставителиПетрозаводского городского Совета и администрации Петрозаводского городского округавозражали против удовлетворения административных исковых требований.

Иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не просили.

Выслушав объяснения явившихся лиц,исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего административный иск не подлежащим удовлетворению,суд приходит к следующему.

Частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Частью 4 статьи 3ГрК РФустановлено, что по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии со статьей 16, частью 1 статьи 20 Федерального закона № 131-ФЗ в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектовкапитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа, относится к вопросам местного значения городского округа.

Частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с Уставом Петрозаводского городского округа (далее – Устав) представительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения, является Петрозаводский городской Совет(статья 15 Устава).

Решением Петрозаводского городского Совета № ХХVI/ХХ-361от 11 июля 2008 г. «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» и решением Петрозаводского городского Совета от 11 марта 2010 г. №26/38-771 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа» утверждены изменения в Генеральный план города Петрозаводска и Правила землепользования и застройки города Петрозаводска вграницах территории Петрозаводского городского округа.

Оспариваемые Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа приняты уполномоченным органом в пределах его компетенции, Генплан принят с нарушением статьи 25 ГрК РФ. Процедура принятия Правил и Генплана неоднократно проверялась в порядке статьи 21 КАС РФ вступившими в законную силу решениями Верховного Суда Республики Карелия, в связи с чем в силу статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых Генерального плана и Правил землепользования и застройки нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Установлено, что административные истцы являются собственниками земельных участков с кадастровыми номерами (...), расположенных по адресу: (...). Данные земельные участки были предоставлены Власовым в аренду для индивидуального жилищного строительства распоряжениями Министерства природных ресурсов Республики Карелия от 25 августа 2008 г. № 884-р и № 887-р.

Генеральный план гПетрозаводска утвержден 11 июля 2008 г. Согласно этому документу указанные выше земельные участки входят в границы функциональной зоны общественно-функциональная зона центров районного значения.

РешениемПетрозаводского городского суда Республики Карелия от 30 апреля 2009 г.распоряжения Министерства природных ресурсов Республики Карелия № 884-р и № 887-р о предоставлении Власовым земельных участков признаны законными.

Отказ администрации Петрозаводского городского округа в согласовании подготовки схем расположения земельных участков, решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 09 июля 2009 г., оставленным без изменения кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 19 июня 2009 г.,признан незаконным. На администрацию возложена обязанность утвердить схемы расположения земельных участков.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки г. Петрозаводска в границах Петрозаводского городского округа, утвержденными 11 марта 2010 г., земельные участки административных истцов включены в территориальную зону -зону многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения, не предусматривающую индивидуальное жилищное строительство.

Между тем, административные истцы, достоверно зная о том, что на выделенных им земельных участках нормативные правовые акты не регламентируют строительство индивидуальных домов, заключили с администрацией договоры купли-продажи данных земельных участков № (...) от 18 августа 2014 г. и № (...) от 08 декабря 2014 г. и возвели на них жилые дома.

На земельном участке с кадастровым номером (...) согласно свидетельству о государственной регистрации права (...) от 30 октября 2014 г. расположен жилой дом общей площадью (...) кв.м, на земельном участке с кадастровым номером (...) согласно свидетельству о государственной регистрации права (...) от 09 июля 2014 г. – жилой дом общей площадью (...) кв.м.

Административные истцы считают, что их права нарушаются, поскольку они не смогут с учетом нахождения земельных участков в территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения (ОР) выполнить реконструкцию принадлежащих им на праве собственности объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 3ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности состоит из названного Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу.

Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, правила землепользования и застройки - документом градостроительного зонирования (пункт 2 части 1 статьи 18, пункт 8 статьи 1ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений (часть 3 статьи 9ГрК РФ).

Согласно части 3 статьи 23ГрК РФ генеральный план содержит положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.

Частью 12 статьи 9 ГрК РФ предусмотрено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон. Правовой режим определяется градостроительными регламентами, которые включаются в правила землепользования и застройки.

Таким образом, частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана, как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.

Установление в Генпланев районе Родникового переулка в г. Петрозаводске функциональной зоны общественно-функциональной зоны центров районного значениявызвано необходимостью расположения в зоне индивидуальной жилой застройки Сайнаволокстроительства объектов социального либо общественного значения (образовательные учреждения либо объекты торговли).

Суд, изучив представленные сторонами документы, приходит к выводу, что установление функциональной зоны -общественно-функциональная зона центров районного значения в отношении земельных участков с кадастровыми (...) требованиям градостроительного законодательства не противоречит.

Административные истцыне привели обоснование о том, каким требованиям федерального или иного законодательства, имеющего большую юридическую силу, противоречит в оспариваемой его части Генплан.

В соответствии со статьями31, 34 ГрК РФ Правила землепользования и застройки должны соответствовать генеральному плану.

В соответствии с нормами статей 1, 34 и 35ГрК РФ территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.

Пунктом 2 части 1 статьи 34ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения.

Такие же требования установлены частью 4 статьи 30ГрК РФ, согласно которой на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах не допускается.

В силу пункта 2 статьи 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.

Таким образом, при установлении границ территориальных зон сложившаяся планировка и существующее землепользование учитываются наряду с остальными факторами, в частности функциональными зонами и параметрами их планируемого развития, определенными генеральным планом соответствующего муниципального образования. Кроме того, согласно части 4 статьи 30ГрК РФ территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Судом установлено, что территориальная зона- зона многофункциональной общественно-деловой застройки районного значения (ОР) Правил соответствует функциональной зоне Генплана – общественно-функциональная зона центров районного значения.

В границы данной территориальной зоны с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительствавходят только земельные участки административных истцов, приобретенные ими в собственность уже после принятия оспариваемых нормативных правовых актов.

Следовательно, доводы стороны административных истцов о сложившейся планировке являются несостоятельными.

Кроме того, суд считает, что у административных истцов отсутствуют препятствия к использованию принадлежащих им земельных участков в соответствии с целевым назначением, указанным в кадастровом паспорте, при условии соблюдения требований части 8 статьи 36ГрК РФ и пункта 4 статьи 85 ЗК РФ.

Таким образом, суд с учетом фактических обстоятельств дела, анализа норм федерального законодательства, приходит к выводу об отсутствии противоречий в оспариваемой части Генплана и Правил нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 215 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Власова И.И. и Власовой М.С. отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Верховный Суд Республики Карелия.

Судья Е.П. Кудряшова

Мотивированное решение

составлено08 октября 2019 г.

3а-171/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Власов Илья Игоревич
Власова Марина Сергеевна
Прокуратур г.Петрозаводска
Власов И.И.
Власова М.С.
Ответчики
Совет Петрозаводского городского округа
Другие
Администрация Петрозаводского городского округа
Яковлева А.А.
Министерство природных ресурсов РК
Министерство имущественных и земельных отношений РК
Глава Администрации Петрозаводского городского округа
Министерство национальной и региональной политики РК
Яковлева Анна Александровна
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Дело на странице суда
vs.kar.sudrf.ru
11.07.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
11.07.2019[Адм.] Передача материалов судье
11.07.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
30.07.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.08.2019[Адм.] Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
08.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.09.2019[Адм.] Судебное заседание
24.09.2019[Адм.] Судебное заседание
02.10.2019[Адм.] Судебное заседание
08.10.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Регистрация административного искового заявления
17.08.2020Передача материалов судье
17.08.2020Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.08.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
17.08.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.08.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2020Дело оформлено
20.05.2020Дело передано в архив
02.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее