ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88А-9259/2020
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Кемерово 28 мая 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А., Пушкаревой Н.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района Республики Хакасия, поданную через суд первой инстанции 26 марта 2020 г., на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 февраля 2020 г.,
по административному делу № 2а-6579/2019 по административному исковому заявлению Лемзина Николая Александровича к администрации Алтайского района, Управлению жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района Республики Хакасия, главному архитектору Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района Бредюк А.В. об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В., Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лемзин Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Алтайского района Республики Хакасия, в котором просил признать незаконным решение администрации Алтайского района от 20 июня 2019 г. об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>; обязать администрацию Алтайского района выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Требования мотивированы тем, что Лемзин Н.А. обратился в Управление жилищно-коммунального хозяйства, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи администрации Алтайского района Республики Хакасия (далее также - Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района) для получения разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №. Данный земельный участок относится к землям населенных пунктов, имеет разрешенное использование – для индивидуального жилищного строительства.
Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района 20 июня 2019 г. отказало в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, сославшись на то, что земельный участок попадает в зону затопления паводковыми водами. Считает данный отказ незаконным.
Также просил восстановить срок обращения в суд с административным исковым заявлением. В обоснование ходатайства указал, что о нарушении своих прав узнал 1 июля 2019 г. Однако у него не было возможности своевременно обратиться с административным исковым заявлением в суд, поскольку ему необходимо было уехать на работу в Иркутскую область, где он находился в период с 12 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г.
Определением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 ноября 2019 г. к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района, главный архитектор Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района Бредюк А.В.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2019 г., оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 февраля 2020 г., административные исковые требования удовлетворены, постановлено:
признать незаконным Уведомление Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района от 20 июня 2019 года № № о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, подписанное главным архитектором Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района Бредюк А.В.;
обязать Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района и администрацию Алтайского района принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав административного истца;
обязать Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района и администрацию Алтайского района сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в Абаканский городской суд Республики Хакасия и Лемзину Николаю Александровичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В кассационной жалобе Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района Республики Хакасия ставит вопрос об отмене судебных актов, просит принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы указывает, что судами первой и апелляционной инстанции не дана соответствующая оценка факту пропуска административным истцом предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ срока на подачу административного искового заявления в суд без уважительных причин. Судами не дана оценка тому факту, что на момент рассмотрения дела по существу границы зоны затопления (подтопления) определены в установленном порядке и поставлены на кадастровый учет. Признавая Уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства незаконным и возлагая на Управление обязанность принять меры к устранению в полном объеме прав административного истца, суд не указал в резолютивной части решения какие конкретно действия должен совершить административный ответчик (рассмотреть заявление повторно или согласовать уведомление о планируемом строительстве).
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Лемзину Н.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для дачного хозяйства, расположенный по адресу: <адрес>.
18 июня 2019 г. Лемзиным Н.А. было подано в Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района уведомление о планируемом строительстве индивидуального жилого дома на указанном земельном участке.
Уведомлением Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района № <адрес> от 20 июня 2019 г. Лемзину Н.А. указано о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что данный земельный участок располагается в зоне возможного затопления (подтопления), проект зоны подтопления находится на утверждении.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая Уведомление Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района № № от 20 июня 2019 г. незаконным, суды исходили из того, что оспариваемое решение Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и законные интересы административного истца. На момент принятия оспариваемого решения границы зоны затопления, подтопления на территории муниципального образования не были определены и сведения о них не внесены в государственный кадастр недвижимости. Также суды пришли к выводу о необходимости восстановления административному истцу срока обращения в суд, указав, что оспариваемое решение принято административным ответчиком 20 июня 2019 г., с административным исковым заявлением Лемзин Н.А. обратился в суд 10 октября 2019 г., то есть с пропуском трехмесячного срока обращения в суд, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ. Срок обращения в суд пропущен Лемзиным Н.А. по уважительной причине и подлежит восстановлению, поскольку в период с 12 июля 2019 г. по 30 сентября 2019 г. он находился на работе в другом регионе – Иркутской области, что подтверждается договором оказания услуг.
Указанные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.
Согласно п.2 ч.10 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления.
Частью 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Положение о зонах затопления, подтопления утверждается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3 Правил определения границ зон затопления, подтопления, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2014 г. № 360, (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) (далее – Правила) установлено, что границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и сведений о границах такой зоны, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости (далее - сведения о границах зон затопления, подтопления). Требования к точности определения координат характерных точек границ зон затопления, подтопления устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд без уважительных причин были предметом оценки суда первой инстанции, предметом проверки суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о том, что на момент рассмотрения дела по существу границы зоны затопления (подтопления) определены в установленном порядке и поставлены на кадастровый учет, как не имеющие правового значения для разрешения административного спора, поскольку судом правомерно учтено отсутствие установленных границ зоны затопления (подтопления) и невнесение их в государственный кадастр недвижимости на момент принятия оспариваемого решения органа местного самоуправления.
Вместе с тем заслуживают внимание доводы кассационной жалобы о том, что возлагая на административных ответчиков обязанность принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав административного истца, суд не указал в резолютивной части решения какие конкретно действия должны совершить административные ответчики (рассмотреть заявление повторно или согласовать уведомление о планируемом строительстве).
Согласно пункту 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ч.7 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации рассмотрение Уведомления о планируемом строительстве является прерогативой уполномоченного на выдачу разрешений на строительство органа местного самоуправления.
Согласно пункту 9 части 2 статьи 27 Устава муниципального образования Алтайский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Алтайский район от 30 января 2003 г. № 22, к полномочиям администрации по решению отдельных вопросов местного значения, не закрепленных за сельскими поселениями, относится выдача разрешений на строительство.
В силу пунктов 1.1, 3.11 Положения об Управлении ЖКХ, строительства, архитектуры, энергетики, транспорта и связи, утвержденного решением Совета депутатов Алтайского района от 24 марта 2017 г. № 33, Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района является отраслевым органом Администрации Алтайского района, который осуществляет подготовку и выдачу разрешений на строительство.
Суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
При таких данных, возлагая на Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района и администрацию Алтайского района обязанность принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав административного истца, и не указывая, какие действия следует совершить административным ответчикам, суд допустил существенное нарушение норм материального права, повлиявшее на исход административного дела, а потому решение суда первой инстанции и апелляционное определение подлежат изменению в части возложения на Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района и администрацию Алтайского района обязанности принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав административного истца.
Возложение на Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района и администрацию Алтайского района обязанности повторно рассмотреть Уведомление Лемзина Н.А. будет направлено на восстановление прав, нарушенных вследствие принятия решения, которое признано судом незаконным.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 февраля 2020 г. изменить, исключив из резолютивной части решения суда возложенную на Управление ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района и администрацию Алтайского района обязанность принять меры к устранению в полном объеме нарушений прав административного истца, заменив ее обязанностью Управления ЖКХСАЭТиС администрации Алтайского района и администрации Алтайского района повторно рассмотреть Уведомление Лемзина Николая Александровича от 18 июня 2019 г. о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства.
В остальной части решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 6 декабря 2019 г. и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 26 февраля 2020 г. оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: