Дело № 2-2888\16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Добрянка 25 июля 2016 года
Добрянский районный суд Пермского края в составе:
судьи Катаевой Т.В.
с участием прокурора Вижовитовой Е.А.
представителя ответчика Пьянковой Е.А.
представителя Управления Роспотрбнадзора по Пермскому краю Джолдошалиева В.Р.
при секретаре Анфаловой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березниковского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Перемскому сельскому поселению Добрянского муниципального района Пермского края о возложении обязанностей,
У с т а н о в и л:
Березниковский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к Перемскому сельскому поселению Добрянского муниципального района Пермского края:
обязать администрацию Перемскому сельскому поселению Добрянского муниципального района Пермского края:
- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин №, №, №, №;
- получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин №, № №, № санитарно-эпидемиологическому законодательству;
- установить в соответствии с Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин №, №, №, №, санитарно-эпидемиологическому законодательству, и зарегистрировать данные ограничения в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ;
- организовать водоснабжение население Добрянского муниципального района в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.
Установить срок исполнения 1 (один) год с даты вступления решения в законную силу.
Требования со ссылкой на нормы ФЗ РФ от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, ГК РФ, СанПиН 2.1.41110-02, мотивированы тем, что ходе проверки соблюдения Перемским сельским поселением Добрянского муниципального района водного и санитарно-эпидемиологического законодательства при использовании подземных водных объектов с целью водозабора для питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения населения на территории Добрянского муниципального района, установлено, что в нарушении законодательства ответчик осуществляет водоснабжение населения посредством добычи воды из артезианских скважин, не имеющих зон санитарной охраны; проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения не разработаны, заключение о их соответствии не получено, ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения не установлено; водоснабжение осуществляется без лицензии на право пользования недрами.
В судебном заседании представитель истца на заявленных требованиях настаивал по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика с иском согласился, пояснив, что в <адрес> право собственности на артезианскую скважину не зарегистрировано, для оформления прав на указанную скважину необходимого два года, в том числе один год для признания скважины бесхозяйной.
Представитель третьего лица Управления Роспотрбнадзора по Пермскому краю исковые требования поддержал.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, пришел к следующему.
Судом установлено, что Перемское сельское поселение Добрянского муниципального района является по отношению к потребителям коммунальных услуг ресурсоснабжающей организацией, поставляет населению питьевую воду. Установленные в ходе проверки факты нарушений ответчиком не оспариваются.
В силу ч.1 ст.43.1 ФЗ РФ «ОБ охране окружающей среды» при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области окружающей среды.
В соответствии со ст.11 ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно ч.3 ст.18, ч.2 ст.19 ФЗ РФ № 52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» использование водного объекта в конкретно указанных целях допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта; организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
В силу ст.43, ч.3 ст.18 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения; границы и режим санитарной зоны устанавливаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии водного объекта санитарным правилам и условиям безопасного для здоровья населения использования водного объекта.
Санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определены СанПиН 2.1.4.1110-02. "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения".
В соответствии с п. п. 1.4, 1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Пункт 1.6 Правил предусматривает, что организация ЗСО должна предшествовать разработка его проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны санитарной охраны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территории трех поясов санитарной охраны. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект зоны санитарной охраны разрабатывается специально.
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13. Правил).
Отсутствие утвержденного заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций при использовании ЗСО источников водоснабжения является ограничением для использования ЗСО.
Установленные границы ЗСО и составляющих ее поясов могут быть пересмотрены в случае возникших или предстоящих изменений эксплуатации источников водоснабжения (в том числе производительности водозаборов подземных вод) или местных санитарных условий по заключению организаций, указанных в п. 1.13 настоящих СанПиН. Проектирование и утверждение новых границ ЗСО должны производиться в том же порядке, что и первоначальных (1.14.Правил).
Отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН (п.1.17.Правил).
В соответствии с п.14, п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, расположенные в первом и втором поясах санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность.
Судом установлено, что ответчиком в нарушение вышеуказанных норм и правил проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения арендованных им артезианских скважин не разработаны, санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин не получено, ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин не установлены, однако ответчик использует эти источники водоснабжения.
При указанных обстоятельствах требование истца подлежит удовлетворению.
Довод представителя ответчика о невозможности указанный в требовании срок – 1год, исполнить решение суда в связи с необходимостью оформления прав на скважину, в том числе один год для признания скважины бесхозяйной, судом не принимается.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск Березниковского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать администрацию Перемскому сельскому поселению Добрянского муниципального района Пермского края:
- разработать в соответствии с санитарным законодательством проекты зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин №, №, №, №;
- получить санитарно- эпидемиологическое заключение о соответствии разработанных проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин №, №, №, № санитарно-эпидемиологическому законодательству;
- установить в соответствии с Земельным кодексом РФ и Водным кодексом РФ ограничения в использовании земельных участков, расположенных в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения артезианских скважин №, №, №, №, санитарно-эпидемиологическому законодательству, и зарегистрировать данные ограничения в порядке, установленном ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 года № 122-ФЗ;
- организовать водоснабжение население Добрянского муниципального района в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1.
Установить срок исполнения 1 (один) год с даты вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Добрянский районный суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Судья Т.В. Катаева
<данные изъяты>