Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1090/2011 ~ М-508/2011 от 10.02.2011

                                                                                                                         Дело № 2- 1090/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Смоленск                                                                                                    24 мая 2011 года

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

председательствующего (судьи) Космачевой О.В.,

при секретаре                                Вороновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алиевой Н.А. к Департаменту Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию о признании незаконным решения об отказе во включении в список участников федеральной целевой программы,

установил:

Алиева Н.А. обратилась в суд с заявлением о признании решения Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию об отказе во включении ее в сводный список участников мероприятий - получателя социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» незаконным. Просит обязать ответчика включить ее в сводный список участников мероприятий и произвести расчет социальной выплаты на приобретение жилого <адрес>.

В обоснование требований указала, что изъявила желание вместе с семьей (она, муж и семеро несовершеннолетних детей) переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там. С июня 2010 года она работает в организации агропромышленного комплекса ЗАО «Агрофирма-Катынь» и проживает на территории Катынского сельского поселения, ее семья является нуждающейся в улучшении жилищных условий. Ввиду отсутствия жилья на территории поселения ДД.ММ.ГГГГ ею и мужем был заключен предварительный договор купли-продажи жилого <адрес> <адрес> стоимостью <данные изъяты> руб., после чего она обратилась в Администрацию сельского поселения о включении ее в список участников мероприятий - получателя социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года». Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию во включении ее семьи в сводный список участников мероприятий и предоставлению социальных выплат на приобретение жилья ей отказано со ссылкой на искусственное превышение стоимости дома. Отказ Департамента… считает незаконным.

Истица Алиева Н.А. в судебное заседание не явилась. Представила ходатайство об отложении судебного разбирательства, т.к. участвовать самостоятельно в судебном заседании не может ввиду болезни, а ее представитель находится в командировке.

По правилам п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Суд может отложить разбирательство дела по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой его представителя по уважительной причине (п. 6 ст. 167 ГПК РФ).

В обоснование уважительной причины своей неявки истицей представлен листок нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ, выданный ей в связи с заболеванием в период с ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ, с амбулаторным лечением. Согласно представленных истицей документов ее представитель по доверенности Орешков Н.Л. приказом от ДД.ММ.ГГГГ -к направлен в командировку в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, представленный листок нетрудоспособности не содержит сведений о невозможности ее участия на слушании дела ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья.

Оснований для отложения судебного заседания по причине нахождения представителя истца в командировке (что является правом суда) судом не усматривается и нарушение прав истицы не влечет, поскольку последний о дате рассмотрения дела был осведомлен, ДД.ММ.ГГГГ представитель ознакомился с материалами гражданского дела, в том числе и с заключением судебной экспертизы. Каких- либо возражений в части экспертного заключения стороной истца суду не предоставлено.

При указанных обстоятельствах неявка истицы и ее представителя не является уважительной, вследствие чего по правилам ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся истицы Алиевой Н.А. и ее представителя.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истицы Орешков Н.Л. в поддержание заявленных требований пояснял, что в соответствии с действующим законодательством Департамент … был обязан произвести расчет социальной выплаты на основании предоставленных истицей и органами местного самоуправления документов. Указывал, что производство оценки Департаментом … стоимости приобретаемого жилья Типовым положением… не предусмотрено. (т.1 л.д. 88-89, 192).

Представители Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию Смоляков О.М. и Павлов Н.В. в судебном заседании требования не признали по основаниям, изложенным в представленных возражениях (т.1 л.д. 68-70). Указывают на то, что оценка стоимости жилого дома произведена оценщиком по инициативе Департамента… в рамках бюджетного контроля для расчета социальной выплаты. Право Алиевой Н.А. на получение социальной выплаты в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» не оспаривают.

Выслушав представителей ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858 (с последующими изменениями) утверждена федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года», основными задачами которой являются улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе; улучшение состояния здоровья сельского населения; повышение уровня занятости сельского населения, сохранение и создание новых рабочих мест.

Согласно разделу 2 Программы…основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами. На указанные мероприятия средства федерального бюджета выделяются на безвозвратной основе бюджетам субъектов Российской Федерации на условиях софинансирования, осуществляемого в порядке межбюджетных отношений.

Реализация мероприятий по улучшению жилищных условий граждан осуществляется путем предоставления гражданам, молодым семьям, молодым специалистам социальных выплат на строительство (приобретение) жилья в порядке и условиях, которые предусмотрены Типовым положением согласно приложению № 1 (разд.2 Целевой федеральной программы и п. 2 «а» Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.12.2002 года № 858).

Федеральным бюджетом предоставляются субсидии на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан в рамках региональных и муниципальных программ, предусматривающих участников мероприятий в рамках реализации названной федеральной целевой программы.

В соответствии с п.6 «а» Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам (приложение № 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий…) предоставляемую социальную выплату гражданин вправе использовать на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

Определение размера социальной выплаты производится уполномоченным органом в соответствии с п. 9 Типового положения.

Судом установлено, что Алиева Н.А., ее супруг Алиев В.Р. и несовершеннолетние дети Алиев А., ДД.ММ.ГГГГ рождения; Алиева Е., ДД.ММ.ГГГГ рождения; Алиева И., ДД.ММ.ГГГГ; Алиев Д., ДД.ММ.ГГГГ; Алиев И. ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированы по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> (л.д. 7-24, 49). Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности Винокурову А.И. (л.д. 51). Фактически истица и ее семья, а также сын Алиев Т., ДД.ММ.ГГГГ, проживают на территории <адрес>.

Алиева Н.А. ДД.ММ.ГГГГ принята на работу в ЗАО «Агрофирма-Катынь» в качестве оператора машинного доения, с ней заключен бессрочный трудовой договор (л.д.29).

Семья истицы жилья на территории сельского поселения не имеет (л.д. 50).

ДД.ММ.ГГГГ Алиевой Н.А. и ее супругом Алиевым В.Р., также действующими в интересах несовершеннолетних детей, с ЗАО «Агрофирма-Катынь» заключен предварительный договор купли-продажи на приобретение у последнего жилого <адрес> общей площадью 251,9 кв.м. в <адрес>, с.п. <адрес> стоимостью <данные изъяты>., а также находящегося по данному адресу земельного участка (л.д. 30, 42).

Как изъявившая желание жить на территории сельской местности - территории Катынского сельского поселения <адрес> и работать в ЗАО «Агрофирма-Катынь» на основании ее заявления Алиева Н.А. постановлением главы муниципального образования Катынского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ включена в список участников мероприятий по обеспечению жильем граждан, проживающих в сельской местности, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» (л.д. 26).

После чего документы были представлены в уполномоченный орган-Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию для включения в сводный список.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию во включении Алиевой Н.А. во включении в сводный список участников мероприятий было отказано со ссылкой, что согласно произведенной по инициативе Департамента оценке рыночная стоимость дома составляет <данные изъяты>., т.е. заявленная Алиевой Н.А. стоимость жилого дома завышена. В случае же приобретения жилого дома по цене истицы, последней не предоставлено доказательств наличия у нее собственных средств для оплаты приобретения жилья в непокрываемой социальной выплатой части (л.д. 54-55).

Пунктом 9 Типового положения… установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности (33 кв. м - для одиноко проживающих граждан, 42 кв.м. - на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта Российской Федерации на первый квартал года выдачи свидетельства, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой Министерством регионального развития РФ.

В случае если фактическая стоимость 1 кв.м. общей площади строящегося (приобретаемого) жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади жилья.

При этом получатель социальной выплаты вправе приобрести жилье и сверх установленного Типовым положением размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за свой счет превышающей части (п. 10 Типового положения…).

Изданным во исполнение названного Постановления Правительства РФ постановлением Администрации Смоленской области № 159 от 31.03.2010 года средняя рыночная стоимость 1 кв.м. общей площади жилья в сельской местности на территории Смоленской области на 1 квартал 2010 года определена в сумме 20 000 руб. (л.д. 65).

Исходя из анализа положений Типового положения… приоритетным использованием при расчете социальной выплаты является фактическая стоимость объекта, как наиболее объективно отражающая реальные затраты на него и привлекательность объекта жилья с учетом наличия инженерных коммуникаций, наличия инфраструктуры, удаленности от социально-значимых объектов и других критериев, вследствие чего фактическая стоимость различна в разных населенных пунктах. Применение же установленной субъектом РФ средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по сути является исключением из общего правила и обусловлено невозможностью применения фактической стоимости объекта в случае, если последняя превышает среднерыночную.

Уполномоченным органом на реализацию данной федеральной целевой программы в соответствии с Долгосрочной программой областной целевой программой «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Смоленской области на 2009-2012 годы, утв. постановлением Администрации от 04.10.2008 года № 537, и постановлением Администрации Смоленской области от 18.02.2008 года № 120 «Об утверждении Порядка реализации мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства на территории Смоленской области, относящихся к сельской местности» определен Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию.

Согласно требованиям п. 1.2.7 Порядка реализации мероприятий по повышению уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства на территории Смоленской области, относящихся к сельской местности, утв. постановлением Администрации области № 120, Департамент в 30-дневный срок осуществляет проверку предоставленных органами местного самоуправления документов и в случае их несоответствия требованиям Программы возвращает их для устранения замечаний.

Как установлено по делу, предварительным договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ стоимость жилого <адрес> определена в сумме <данные изъяты>., соответственно стоимость 1 кв.м. общей площади - 20 246 руб. (т.1 л.д. 30).

Согласно отчету ООО «Эксперт-оценка» от ДД.ММ.ГГГГ об оценке данного жилого дома, проведенной по инициативе ЗАО «Агрофирма-Катынь», рыночная стоимость последнего определена в размере <данные изъяты> руб. (т.1 л.д. 33-130).

В соответствии с проведенной ОСГБУ «Фонд государственного имущества Смоленской области» по инициативе Департамента… оценкой по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость спорного жилого дома составила <данные изъяты>., соответственно стоимость 1 кв.м. общей площади - <данные изъяты> (<данные изъяты> : 251,9 кв.м.). т.1 л.д. 131-177.

Установленная договором купли-продажи цена продаваемого жилого дома определена сторонами в результате достигнутого соглашения, является договорной и не может быть признана фактической стоимостью жилого объекта, поскольку не отвечает вышеперечисленным критериям.

В судебном заседании представители ответчика пояснили, что необходимость проведения повторной оценки рыночной стоимости приобретенного Алиевой Н.А. жилого дома была вызвана возникшими сомнениями относительно заявленной стоимости ввиду того, что дом находился в стадии черновой отделки.

В силу требований федерального законодательства (п. 19 Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ ) на Департамент … как уполномоченный орган возложена ответственность за целевое расходование выделяемых субсидий. В этой связи обязанности контроля за целевым расходованием бюджетных средств (ст. 6, п.1 ст. 158 БК РФ) корреспондирует право Департамента… на проверку объективности данных о фактической стоимости приобретаемого в рамках реализации программы жилья в целях недопущения их нецелевого расходования.

В контексте норм федерального законодательства применение средней рыночной стоимости общей площади жилья не является произвольных и переданным на усмотрение уполномоченного органа, а направлено на достижение цели Программы с определенным объемом финансирования.

Ссылки представителя истицы на отсутствие у Департамента полномочий на проверку путем назначения оценки на предмет рыночной стоимости приобретаемого гражданином жилого объекта и отсутствие такого документа в перечне документов, предоставляемых лицом для участия в федеральной целевой программе, суд находит несостоятельными по основаниям, указанным выше.

Принимая во внимание, что рыночная стоимость жилого <адрес>, определенная лицензируемыми организациями, имеет значительное расхождение, при этом каждая из сторон не согласна со стоимостью, определенной по инициативе оппонента, по ходатайству представителя истца судом по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости спорного жилого дома.

Согласно экспертному заключению ООО «Бином» от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость жилого <адрес> общей площадью 251,9 кв.м. в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> руб. (т.1 л.д. 197-226).

Оснований не доверять экспертному заключению у суда не имеется. Доказательств заинтересованности экспертов и доказательств, позволяющих сомневаться в компетенции экспертов и их квалификации, суду не представлено. Экспертное заключение соответствует требованиям ст. 84-86 ГПК РФ.

Каких-либо возражений относительно выводов экспертов и экспертных исследований от сторон не поступило.

При указанных обстоятельствах суд полагает возможным согласиться с выводами экспертного заключения, в связи с чем причитающаяся социальная выплата Алиевой Н.А. как участнику федеральной целевой программы Социальное развитие села до 2012 года» подлежит исчислению из расчета стоимости приобретаемого ею жилого дома в размере <данные изъяты>.

В соответствии с п. 15 Типового положения… утверждение сводных списков на основании предоставленных органами местного самоуправления списков и документов и с учетом объема предусмотренных на эти мероприятия субсидий отнесено к компетенции Департамента…, как уполномоченного органа.

Представителями ответчика право Алиевой Н.А. на включение ее в состав участников мероприятий вышеназванной федеральной целевой программы не оспаривается, возражений в части наличия у Алиевой Н.А. собственных средств для оплаты сверхнормативной площади, что подтверждается договором займа от ДД.ММ.ГГГГ и расходным кассовым ордером, не имеется, а поэтому оснований для отказа Департаментом … во включении ее в сводный список участников мероприятий судом не усматривается (т.1 л.д. 31-32, 180).

При таких обстоятельствах суд находит исковые требования Алиевой Н.А. обоснованными и подлежащим удовлетворению.

В силу подп.19 п.1 ст. 333.39 НК РФ государственные органы освобождены от уплаты госпошлины при рассмотрении дел в судах общей юрисдикции, т.ч. пи при участии в качестве ответчика.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Признать отказ Департамента Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию о включении Алиевой Н.А. в сводный список участников мероприятий-получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» незаконным.

Обязать Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию произвести расчет социальной выплаты Алиевой Н.А. на приобретение жилого <адрес> в <адрес> из расчета его стоимости в сумме <данные изъяты>. и включить Алиеву Н.А. в сводный список участников мероприятий - получателей социальных выплат в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» с даты ее первоначального обращения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение 10 дней.

Председательствующий         подпись                        О.В. Космачева

Копия верна                                                                    О.В. Космачева

2-1090/2011 ~ М-508/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Алиева Наталья Анатольевна
Ответчики
Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Космачева О.В.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
10.02.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.02.2011Передача материалов судье
15.02.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.02.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2011Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.03.2011Предварительное судебное заседание
22.03.2011Судебное заседание
10.05.2011Производство по делу возобновлено
24.05.2011Судебное заседание
02.06.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.06.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее