Дело №2-208/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кинешемский городской суд Ивановской области
В составе председательствующего судьи Саркисян И.С.
При секретаре Бураковой Г.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2015 года дело по иску Дорогавцевой Н.А., Зиборова Д.А. к Администрации городского округа Кинешма о признании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ действительным, об обязании заключить договор аренды земельного участка на оставшийся срок с наследниками, суд
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с иском к Администрации городского округа Кинешма о признании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ действительным, об обязании заключить договор аренды земельного участка на оставшийся срок с наследниками. Свои требования мотивируют тем, что истцы являются наследниками к имуществу ФИО7, умершего ДД.ММ.ГГГГ. При жизни ФИО7 заключил договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с администрацией городского округа Кинешма, согласно которого земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием : для индивидуального огородничества сроком на <данные изъяты> лет. В соответствии с п. 4.4. 5 договора аренды он подлежал государственной регистрации, однако при своей жизни ФИО7 не зарегистрировал договор аренды. При жизни ФИО7использовал арендованный земельный участок для огородничества, оплачивал арендную плату. Согласно п. 6.4 договора аренды в случае смерти арендатора его права и обязанности по договору аренды переходят к наследникам. Однако при обращении в администрацию городского округа Кинешма с заявлением о перезаключении договора аренды с наследниками, им было отказано, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне, не предусматривающий огородничество. В силу п. 2 ст. 617 ГК РФ, в случае смерти гражданина, арендующего недвижимое имущество его права и обязанности по договору аренды переходят к наследнику, если законом или договором не предусмотрено иное. Арендодатель не вправе отказать такому наследнику во вступлении в договор на оставшийся срок его действия. Пунктом 6.4 указанного договора предусмотрено, что в случае смерти арендатора его права и обязанности по договору аренды переходят к наследникам. Данный пункт договора полностью согласуется со ст. 1112 ГК РФ, согласно которой в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи и иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Просят исковые требования удовлетворить.
В судебное заседание истцы не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежаще, их представитель Дорогавцев В.В., действующий на основании доверенностей (л.д.7, 8) в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просит требования удовлетворить.
Представитель истца Зиборова Д.А. Маслова Н.В., в судебном заседании исковые требования поддержала, суду пояснила, что договор аренды земельного участка, заключенный между ответчиком и ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ можно рассматривать как действительный, порождающий определенные права и обязанности. Условия данного договора в течение нескольких лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выполнялись как самим арендатором, так и его наследниками. Договор был заключен в письменной форме сроком на <данные изъяты> лет, подписывая договор, стороны пришли к согласию по всем существенным условиям договора, включая объект аренды, цели для которых он предоставлялся, размер арендной платы. Земельный участок был передан по передаточному акту. Арендатор пользовался данным земельным участком до своей смерти, оплачивал арендную плату. Из чего следует, что стороны договора были связаны обязательствами, которые ими добросовестно выполнялись, что соответствует требованиям ст. 309 ГК РФ, в силу которой пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами. Факт смерти арендатора не может являться основанием для прекращения обязательств по данному договору. Администрация городского округа не отрицала наличие договорных отношений с арендатором ФИО10, считала договор заключенным. Об этом свидетельствуют действия администрации по предоставлению земельного участка и взиманию арендной платы. Ответчик, отказывая в заключении договора аренды с наследниками ФИО7 не выполняет требования закона. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика администрации городского округа Кинешма- Брук С.С., действующий по доверенности (л.д.34-35) в судебном заседании заявленные исковые требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве (л.д.31-33), в удовлетворении исковых требований просит отказать.
Третьи лица по делу: Кинешемское отделение ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», Кинешемский отдел Управления Федеральной регистрационной службы по Ивановской области, нотариус Шеин К.М. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, не возражают вынести решение на усмотрение суда.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц в судебное заседание.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и администрацией городского округа Кинешма был заключен договор аренды № относительно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> для индивидуального огородничества площадью <данные изъяты> кв.м. на срок - <данные изъяты> лет. В пункте 4.4.5 данного договора предусмотрено, что договор подлежит государственной регистрации, если договор заключен более чем на один год (л.д.10-11).
Договор аренды земельного участка не прошел государственной регистрации в установленном порядке, что не отрицается истцовой стороной.
ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти (л.д.15).
Истцы являются наследниками умершего ФИО7, его братом и сестрой, после его смерти приняли наследство, что подтверждается свидетельствами о праве на наследство по закону (л.д.14, 15).
Согласно п. 1 ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Истцы не доказали, что у ФИО7 возникли гражданские права по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Договор о передаче имущества в долговременную аренду должен был соответствовать предъявленным законодателем требованиям при его заключении.
Согласно статьи 130 ГК РФ земельный участок является недвижимым имуществом. В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи ( к которым относится аренда), ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления…, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В силу ст. 164 ГК РФ, сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных статьей 131 настоящего Кодекса и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 433 ГК РФ, договор подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
Таким образом, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и Администрацией городского округа Кинешма как заключенный на срок более года должен был быть зарегистрирован в соответствии со ст. 131, 164, 433, 609 ГК РФ, и только в таком случае указанный договор наделял бы ФИО7 правом пользования земельным участком. Не соблюдение предусмотренной законом процедуры регистрации договора аренды свидетельствует о том, что договор не заключен, незаключенная сделка не влечет правовых последствий для сторон, следовательно, на момент открытия наследства право аренды спорного земельного участка в наследственную массу не входило, и соответственно, оснований для признания за истцами (наследниками) в порядке наследования права аренды данного земельного участка не имеется.
Довод истцов о том, что ФИО7 в силу преклонного возраста не успел зарегистрировать договор аренды, не может быть признан судом состоятельным, поскольку с момента подписания указанного договора до момента смерти ФИО7 прошло более пяти лет. Истцы при этом не доказывали наличие обстоятельств, свидетельствовавших бы о невозможности зарегистрировать договор аренды в силу объективных обстоятельств (тяжелая болезнь, беспомощность и т.п.).
Кроме того, как следует из предоставленных ответчиком материалов (выкопировки из Правил землепользования и застройки городского округа Кинешма и выкопировки из ситуационного плана) участок ФИО7 расположен в зоне Р-3 « Городские природные территории», в которой не предусмотрено использование земельного участка под садоводство и огородничество.
Согласно «Порядка предоставления гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей, не связанных со строительством, на территории городского округа <адрес> (приложение № к решению городской Думы городского округа Кинешма от ДД.ММ.ГГГГ № критериями предоставления земельных участков, не связанных со строительством являются, в том числе, соответствие целей использования земельного участка генеральному плану и правилам землепользования и застройки городского округа Кинешма (п. 9.1 Порядка).
Основаниями для отказа в предоставлении земельного участка является, в том числе следующее основание: цель использования испрашиваемого земельного участка не соответствует виду разрешенного использования земельного участка (П. 22.3 Порядка ).
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований к Администрации городского округа Кинешма о признании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ действительным, об обязании заключить договор аренды земельного участка на оставшийся срок с наследниками – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятии решения в окончательной форме
Председательствующий: И.С. Саркисян.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.