Дело № 2а-92/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года город Йошкар-Ола
Казанский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Банникова Ю.Э.,
с участием представителя административного истца Миргородского В.В. – Головёнкина О.Ю.,
при секретаре судебного заседания Хисматуллиной Л.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-92/2020 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <номер> Миргородского В.В. об оспаривании действий начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с уменьшением размера жилищной субсидии,
установил:
Миргородский, проходящий военную службу по контракту в войсковой части <номер>, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными решения начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦРУЖО») от 15 апреля 2020 года № 15 и 16 о внесении изменений в решения данного органа жилищного обеспечения от 20 мая 2016 года № 730 и от 27 мая 2016 года № 730, соответственно, а также возложить на административного ответчика обязанность отменить оспариваемые решения.
Миргородский, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил в суд своего представителя.
Представитель административного истца - Головёнкин в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил, что решением начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 25 марта 2013 года № 582 Миргородский с составом семьи 3 человека (он, супруга и дочь ФИО1, 1992 года рождения) с 11 февраля 2013 года принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
27 мая 2016 года начальником территориального отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) принято решение № 730 о снятии Миргородского и членов его семьи с жилищного учёта в связи с перечислением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) на банковский счёт военнослужащего во исполнение решения от 20 мая 2016 года № 730 о предоставлении административному истцу жилищной субсидии в размере 5347188 рублей. Миргородский реализовал своё право на жилище и приобрёл жилое помещение по адресу: <адрес>.
Решениями начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 15 апреля 2020 года № 15 и 16 внесены изменения в решения от 20 мая 2016 года № 730 и от 27 мая 2016 года № 730, согласно которым дочь административного истца - ФИО1, исключённая из состава его семьи в целях жилищного обеспечения, снята с учёта нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации, а размер предоставляемой Миргородскому жилищной субсидии рассчитан исходя из состава семьи административного истца 2 человека в сумме 3564792 рублей. В обоснование принятых решений, со ссылкой на ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих», указано, что ФИО1 до 2015 года проживала и обучалась по очной форме в г. Владимире, а с 2015 года проживала и работала в г. Орехово-Зуево Московской области, в связи с чем административный ответчик пришёл к выводу о том, что ФИО1 на иждивении не находилась.
Указанные решения начальника ФГКУ «ЦРУЖО» Головёнкин полагал незаконными, а вывод административного ответчика о том, что ФИО1 не является членом семьи административного истца ввиду не нахождения на его иждивении и несовместном проживании с административным истцом, необоснованным.
Головёнкин также полагал, что действующее законодательство не ставит отнесение к членам семьи военнослужащего – нанимателя жилого помещения детей старше 23 лет под обязательное условие их нахождения на иждивении военнослужащего. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
Представитель административного истца указал, что ФИО1 проходила обучение по очной форме в г. Владимире и с сентября 2015 года на основании срочного трудового договора работает в г. Орехово-Зуево Московской области, несколько раз переводилась с одной временной должности на другую. Административный истец и члены его семьи с 2013 года до приобретения жилья были зарегистрированы при воинской части, до получения жилищной субсидии жилым помещением не обеспечивались. Договоры коммерческого найма жилого помещения, заключаемые Миргородским в 2014, 2015 и 2016 годах, в качестве члена семьи арендатора предусматривали ФИО1 Данные обстоятельства, по мнению Головёнкина, свидетельствуют о том, что выезд ФИО1 из жилого помещения отца носил временный характер и в соответствии с разъяснениями, данными в п. 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14, предполагает сохранение за ФИО1 права на обеспечение жильём как члена семьи военнослужащего.
Заинтересованные лица - ФИО2 и ФИО1, уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, направили в суд заявление, в котором заявленные требования поддержали и просили рассмотреть дело без их участия.
Начальник ФГКУ «ЦРУЖО», надлежащим образом извещён о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовал.
Представитель административного ответчика Алексеева Т.Г. направила в суд письменные возражения, в которых с требованиями Миргородского не согласилась и просила в их удовлетворении отказать. В обоснование данной позиции указано, что решением начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 25 марта 2013 года Миргородский с составом семьи 3 человека признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Решением начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 20 мая 2016 года № 730 Миргородскому предоставлена жилищная субсидия исходя из норматива общей площади жилого помещения 54 кв.м (на 3 человек) в размере 5347188 рублей (по 1782369 рублей на каждого члена семьи).
20 апреля 2020 года в адрес ФГКУ «ЦРУЖО» из военной прокуратуры Казанского гарнизона поступила информация о предоставлении Миргородским в органы жилищного обеспечения недостоверной информации. Так, 22 апреля 2016 года Миргородским в территориальное отделение ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) были предоставлены сведения о том, что ФИО1 не трудоустроена и находится на его иждивении. Вместе с тем, до 2015 года дочь административного истца обучалась по очной форме в г. Владимире, а с 2015 года проживала и работала в г. Орехово-Зуево Московской области.
Поскольку п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, на которых распространяются установленные данным Федеральным законом социальные гарантии, отнесены, среди прочего, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения и лица, находящиеся на иждивении военнослужащих, а ФИО1 с 2015 года проживала и работала в г. Орехово-Зуево Московской области и не являлась лицом, находящимся на иждивении военнослужащего, начальником ФГКУ «ЦРУЖО» 15 апреля 2020 года приняты оспариваемые административным истцом решения. О принятых решениях было доведено до Миргородского и предложено в добровольном порядке возместить сумму переплаты жилищной субсидии в размере 1782369 рублей.
Заслушав объяснения представителя административного истца, изучив доводы административного искового заявления и представленных возражений, а также исследовав письменные доказательства, суд полагает, что административное исковое заявление Миргородского подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» установлено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
В соответствие с абз. 3 п. 1 ст. 15 данного Федерального закона, военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 16 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» при предоставлении гражданам, указанным в абз. 3 п. 1 настоящей статьи, жилищной субсидии её размер определяется исходя из норматива общей площади жилого помещения, определённого в соответствии с п. 4 ст. 15.1 настоящего Федерального закона, норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, определяемого уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и поправочных коэффициентов с учётом общей продолжительности военной службы, устанавливаемых Правительством Российской Федерации. Порядок расчёта жилищной субсидии утверждается Правительством Российской Федерации.
Во исполнение предписаний закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 утверждены Правила расчёта субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим - гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих», согласно п. 2 которых расчёт субсидии осуществляется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по следующей формуле: субсидия = норматив общей площади жилого помещения * норматив стоимости одного кв.м. * поправочный коэффициент с учётом общей продолжительности военной службы.
Решение о предоставлении жилищной субсидии, в соответствие с приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 510 «Об утверждении Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы», принимается уполномоченным органом Министерства обороны Российской Федерации в сфере жилищного обеспечения военнослужащих.
В судебном заседании установлено, что Миргородский с 1988 года проходит военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, в декабре 2012 года переведён из воинской части, дислоцированной за пределами Российской Федерации, к новому месту службы в войсковую часть <номер> в <адрес>.
С 11 февраля 2013 года Миргородский с составом семьи 3 человека (он, супруга, дочь ФИО1, <дата> рождения) принят на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Позднее, на основании письменного заявления Миргородского, форма обеспечения административного истца жилым помещением изменена на предоставление жилищной субсидии.
Решением начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 20 мая 2016 года Миргородскому, имеющему общую продолжительность военной службы более 26 лет, на состав семьи 3 человека предоставлена жилищная субсидия исходя из норматива общей площади жилого помещения 54 кв.м в размере 5347188 рублей. Решением органа жилищного обеспечения от 27 мая 2016 года Миргородский и члены его семьи сняты с учёта нуждающихся в жилье в связи с перечислением жилищной субсидии.
ФИО1 в июле 2015 года окончила обучение в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования <данные изъяты> и с 11 сентября 2015 года на основании срочного трудового договора и приказов об изменениях к нему работала на различных должностях в <данные изъяты> в г. Орехово-Зуево Московской области, при этом свою семь не создала.
Данные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются исследованными судом выписками из приказов Министра обороны Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 2404 и командира войсковой части <номер> от 8 июля 2013 года № 127, выпиской из послужного списка административного истца, решениями начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 25 марта 2013 года № 582 и от 20 мая 2016 года № 730, начальника территориального отделения ФГКУ «ЦРУЖО» (г. Йошкар-Ола) от 27 мая 2016 года № 730, копиями трудового договора от 11 сентября 2015 года и приказов о переводе ФИО1 с временной на временную работу от 15 июля и от 1 августа 2016 года, копиями материалов прокурорской проверки, проведённой военной прокуратурой Казанского гарнизона в отношении Миргородского.
Кроме этого административным ответчиком не ставится под сомнение, и судом учитывается, тот факт, что Миргородский, его супруга и дочь до приобретения административным истцом квартиры на средства жилищной субсидии не являлись собственниками жилых помещений либо нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, с 2013 года были зарегистрированы по месту жительства при воинской части.
По исследованным в судебном заседании доказательствам также установлено, что 20 апреля 2020 года в ФГКУ «ЦРУЖО» поступило сообщение военной прокуратуры Казанского гарнизона по результатам проверки в отношении Миргородского.
Решением начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 15 апреля 2020 года № 15 в решение от 20 мая 2016 года № 730 о предоставлении Миргородскому жилищной субсидии внесены изменения, согласно которым в связи с исключением ФИО1 из состава семьи военнослужащего, обеспечиваемого жилищной субсидией, размер предоставленной административному истцу субсидии указано считать - 3564792 рубля (5347188 - 1782369 (1/3 доли, приходящейся на ФИО1).
Решением начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 15 апреля 2020 года № 16 в решение от 27 мая 2016 года № 730 о снятии Миргородского с жилищного учёта внесены изменения, согласно которым ФИО1 снята с учёта нуждающихся в получении жилых помещений на основании п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации - утраты оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.
16 апреля 2020 года в адрес Миргородского направлены копии оспариваемых им решений, а административному истцу в срок до 1 июня 2020 года предложено в добровольном порядке возместить сумму переплаты жилищной субсидии в размере 1782369 рублей.
В обоснование принятых начальником ФГКУ «ЦРУЖО» решений от 15 апреля 2020 года № 15 и 16, исходя из их содержания и письменных возражений представителя административного ответчика, положено то обстоятельство, что ФИО1 по окончании обучения по очной форме с 2015 года проживала и работала в г. Орехово-Зуево Московской области и при этом она не находилась на иждивении отца.
Оценивая действия начальника ФГКУ «ЦРУЖО» суд не может согласиться с оспариваемыми решениями по следующим обстоятельствам.
Согласно п. 3 Правил норматив общей площади жилого помещения на семью из 2 человек устанавливается в размере 42 кв.м общей площади жилого помещения, а на семью из 3 и более человек - 18 кв.м общей площади жилого помещения на каждого члена семьи.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: - супруга (супруг); - несовершеннолетние дети; - дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; - дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; - лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Вместе с тем, согласно разъяснениями, данными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при рассмотрении исков (заявлений) военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильём регулируются как нормами Федерального закона «О статусе военнослужащих», так и нормами ЖК Российской Федерации, принятыми в соответствии с данным Кодексом другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильём, судам следует руководствоваться нормами ЖК Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Частью 1 ст. 69 ЖК Российской Федерации определено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Судом установлено, что какого-либо изъятия, касающегося возраста детей, ЖК Российской Федерации, также как и Семейный кодекс Российской Федерации, не содержат.
Кроме этого судом учитываются разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации в п. 32 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», согласно которым при временном отсутствии нанимателя жилого помещения и (или) членов его семьи, включая бывших членов семьи, за ними сохраняются все права и обязанности по договору социального найма жилого помещения (ст. 71 ЖК Российской Федерации). Если отсутствие в жилом помещении указанных лиц не носит временного характера, то заинтересованные лица вправе потребовать в судебном порядке признания их утратившими право на жилое помещение на основании ч. 3 ст. 83 ЖК Российской Федерации в связи с выездом в другое место жительства и расторжения тем самым договора социального найма. При этом судам надлежит выяснять: по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом жилом помещении и т.п.), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.
Суд полагает, что о временности выезда ФИО1 свидетельствует не только факт её регистрационного учёта при воинской части до 2017 года, но и осуществление ею трудовой деятельности на основании срочного договора, указание на ФИО1 в договорах коммерческого найма жилья в как на члена семьи арендатора Миргородского, а также постоянная регистрация ФИО1 в жилом помещении, приобретённом её отцом на средства жилищной субсидии.
Доказательств, свидетельствующих об обратном, стороной административного ответчика суду не представлено.
В соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделённые государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Утверждения административного ответчика и его представителя в обоснование оспариваемых решений о том, что ФИО1, проходя обучение, а затем осуществляя трудовую деятельность за пределами <адрес>, не имела намерений вернуться в семью, суд считает голословными, не подтверждёнными никакими доказательствами.
Поэтому суд их признаёт несостоятельными и основанными на неправильном толковании норм материального права, поскольку в силу ст. 69 ЖК Российской Федерации ФИО1 является членом семьи административного истца в целях жилищного обеспечения от ведомства, в котором Миргородский проходит военную службу, и не подлежит снятию с жилищного учёта по п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации.
Принимая решение по заявленным требованиям об оспаривании решения начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 15 апреля 2020 года № 15 о внесении изменений в решение от 20 мая 2016 года № 730 о предоставлении Миргородскому жилищной субсидии в части определения её размера - 3564792 рубля, суд также учитывает тот факт, что п. 2 и 3 Правил предусмотрен иной порядок расчёта размера субсидии, исходя из норматива общей площади жилого помещения на семью из 2 человек, нежели он применён в оспариваемом решении. Данное обстоятельство также свидетельствует о незаконности указанного решения органа жилищного обеспечения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о незаконности решений начальника ФГКУ «ЦРУЖО» от 15 апреля 2020 года № 15 и 16 и полагает, что права Миргородского будут восстановлены путём возложения на начальника ФГКУ «ЦРУЖО» обязанности указанные решения отменить.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <номер> Миргородского В.В. об оспаривании действий начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, связанных с уменьшением размера жилищной субсидии, удовлетворить.
Признать незаконными и недействующими с момента принятия решения начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от 15 апреля 2020 года:
- № 15 о внесении изменений в решение от 20 мая 2016 года № 730 о предоставлении военнослужащему - гражданину Российской Федерации, проходящему военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации, Миргородскому В.В. и членам его семьи субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения (жилых помещений);
- № 16 о внесении изменений в решение от 27 мая 2016 года № 730 в части снятия с учёта нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в отношении дочери Миргородского В.В. - ФИО1 по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК Российской Федерации.
Обязать начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации отменить вышеуказанные решения от 15 апреля 2020 года № 15 и 16.
Обязать начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации сообщить в суд и Миргородскому В.В. об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 24 июля 2020 года.
Судья Ю.Э. Банников