Дело № 2-851/2020 22 октября 2020 года
78RS0017-01-2020-001806-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Петроградский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пешниной Ю.В.,
при секретаре Даровском В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Овчинникова Сергея Николаевича к Государственному учреждению – Санкт-Петербургское государственное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании пени за несвоевременную выплату единовременной страховой выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Овчинников С.Н. обратился Петроградский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Государственному учреждению – Санкт-Петербургское государственное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту – региональное отделение), в котором просит признать отказ в назначении страховых выплат по обязательному социальному страхованию от профессиональных заболеваний, обязать ответчика назначить и выплатить страховые выплаты с последующей индексацией с учетом изменения степени утраты профессиональной трудоспособности и сроков ее установления, начиная с 7 августа 2019 года.
Уточнив заявленные требования в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истец просил взыскать с ответчика пени за несвоевременную выплату единовременной страховой выплаты в размере 169 865,77 руб. и пени за несвоевременную выплаты ежемесячных страховых выплат с 21 июня 2019 года по 9 сентября 2020 года в размере 1 418 413,80 руб.
В обоснование заявленных требований истец указал, что 21 июня 2019 года ему была установлена третья группа инвалидности, 40% утраты профессиональной трудоспособности, причиной которой явилось получение истцом травмы в период работы в ООО «Газпром переработка». 27 июня 2018 года истец был уволен с работы. 25 июля 2019 года истец обратился к ответчику с заявлениями о назначении страховых выплат в связи с профессиональным заболеванием, заявление получено ответчиком 7 августа 2019 года, следовательно страховые выплаты ответчиком должны были быть назначены не позднее 18 августа 2019 года, единовременная страховая выплата должна была быть произведена не позднее 17 сентября 2019 года. Между тем, приказ о назначении единовременной страховой выплаты был издан ответчиком только 31 июля 2020 года, приказ назначении ежемесячных страховых выплат был издан только 4 сентября 2020 года, денежные средства поступили истцу только 20 августа 2020 года и 9 сентября 2020 года.
В судебное заявление истец не явился, о времени месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил в суд своего представителя – Юрьеву Е.А., которая поддержала в полном объеме заявленные требования и пояснила, что 21 июня 2019 года истцу была установлена инвалидность, документы о назначении страховых выплат получены ответчиком 7 августа 2019 года, и в соответствии с регламентом должны были быть назначены в течение 10 дней с момента поступления заявления.
В судебное заседание явилась представитель ответчика Ускова О.И., исковые требования не признала, в обоснование возражений указала, что региональное отделение не отказывало истцу в назначении страховых выплат, было доведено до сведения, что обжалуется документ, необходимый для предоставления государственной услуги, вопрос по выплатам будет решен после поступления судебного акта. Решение суда было получено 27 июля 2020 года, и сразу были назначены страховые выплаты.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные в дело доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец работал машинистом технологических компрессоров, 5 разряда в филиале Завода по подготовке конденсата к транспорту ООО «Газпром переработка».
Извещением об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания № – 04 ПЦ от 13 ноября 2018 года, выданного Краевым Центром радиационной и профессиональной патологии ГБУЗ «Научно-исследовательский институт Краевой клинической больницы № 1» истцу было установлено профессиональное заболевание.
Согласно п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под профессиональным заболеванием понимается острое или хроническое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.
Актом о случае профессионального заболевания № 4 от 26 апреля 2019 года, утвержденным Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ЯНАО проведено расследование случая профессионального заболевания: <данные изъяты>) определена причина профессионального заболевания – вредные производственные факторы или вещества.
На основании указанного акта Бюро №4 – филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России 21 июня 2019 года выдана справка №, истцу была установлена третья группа инвалидности в связи с профессиональным заболеванием на срок до 1 июля 2020 года с ежегодным освидетельствованием.
Справкой от 25 июня 2020 года бюро МСЭ № 4 ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» Минтруда России истцу установлена степень утраты трудоспособности – 40% с 1 июля 2020 года до 1 июля 2021 года.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федеральный закон от 27 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» право застрахованных на обеспечение по страхованию возникает со дня наступления страхового случая.
В связи с получением инвалидности связанной с профессиональным заболеванием истец обратился к ответчику с заявлением о назначении единовременной и ежемесячной страховых выплат, указанное заявление истца, а также заявление об оказании содействия в получении документов у страхователя (работодателя) поступили ответчику 7 августа 2019 года.
Региональное отделение запросило у ООО «Газпром переработка» для проведения экспертизы страхового случая и рассмотрения вопроса назначения выплат материалы расследования, указанные в пункте 23 акта о случае профессионального заболевания от 26 апреля 2019 года № 4.
Письмом от 3 сентября 2019 года ООО «Газпром переработка» представило в региональное отделение копии материалов расследования, а так же сообщило, что 29 июля 2019 года ООО «Газпром переработка» в Прикубанский районный суд г. Краснодара подано исковое заявление о признании извещения об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания (отравления) в отношении Овчинникова С.Н. от 13 ноября 2018 года № ПЦ незаконным, а также что подано ходатайство о назначении экспертизы.
В этой связи письмом от 2 декабря 2019 года региональное отделение истцу сообщило, что поскольку оспаривается документ, необходимый для предоставления государственной услуги, вопрос о назначении истцу страховых выплат не может быть решен до окончания судебного разбирательства по делу и вступлении в законную силу решения суда.
Таким образом, вопреки доводам истца, региональным отделением не принималось решение об отказе в назначении истцу страхового обеспечения в виде единовременной и ежемесячной страховых выплат. Уведомление, установленный формы в адрес истца не направлялось, представленные истцом документы в адрес регионального отделения для оказания услуги истцу не возвращались.
Решением Прикубанкского районного суда г. Краснодара от 20 февраля 2020 года по гражданскому делу № 2-378/2020 ООО «Газпром переработка» отказано в удовлетворении исковых требований к ГБУЗ «Научно-исследовательский институт – Краевая клиническая больница № 1 им. Профессора С.В. Очаповского» о признании извещения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания незаконным.
Указанное решение суда вступило в законную силу 24 марта 2020 года.
В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» назначение обеспечения по страхованию осуществляется страховщиком на основании заявления на получение обеспечения по страхованию застрахованного или лица, имеющего право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного, либо их законного или уполномоченного представителя с указанием в этом заявлении выбранного периода для расчета ежемесячных страховых выплат. Заявление подается на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через единый портал государственных и муниципальных услуг. Одновременно с заявлением страхователем или вышеуказанными лицами представляются, в том числе извещение медицинской организации об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления).
Государственная услуга по назначению обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде единовременной и (или) ежемесячных страховых выплат, застрахованному предоставляется региональным отделением в соответствии с административным регламентом, утвержденным приказом ФСС Российской Федерации от 20 мая 2019 года № 262 (далее по тексту – Регламент).
В соответствии п. 22 Регламента для предоставления государственной услуги кроме документов, указанных в п. 19 Регламента, при наступлении страховых случаев вследствие несчастного случая на производстве необходимо представить, в том числе извещение лечебно-профилактического учреждения об установлении заключительного диагноза острого или хронического профессионального заболевания (отравления), которое представляется в территориальный орган Фонда центром профессиональной патологии в порядке, установленном пунктом 14 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2000 года № 967.
Таким образом, извещение об установлении заключительного диагноза профессионального заболевания является документом, необходимым для назначения страховых выплат.
Решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат принимается страховщиком не позднее десяти календарных дней (в случае смерти застрахованного - не позднее двух календарных дней) со дня поступления заявления на получение обеспечения по страхованию и всех необходимых документов (их копий, заверенных в установленном порядке) по определенному им перечню. О принятом решении страховщик уведомляет застрахованного в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (п. 4 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).
В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» при задержке страховых выплат в установленные сроки субъект страхования, который должен производить такие выплаты, обязан выплатить застрахованному и лицам, имеющим право на получение страховых выплат, пеню в размере 0,5% от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» указано, что если страховые выплаты произведены с нарушением указанных сроков, то суд по требованию застрахованного вправе возложить обязанность по выплате пени в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы за каждый день просрочки на страховщика, так как именно на него возлагается ответственность за осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, правильность и своевременность обеспечения по страхованию застрахованных и лиц, имеющих право на получение страховых выплат в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ (пункт 8 статьи 15, пункт 2 статьи 19).
Также, согласно п. 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 года № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» если при рассмотрении дела будет установлено, что страховщик назначил страховые выплаты в меньшем размере, суд восстанавливает нарушенное право застрахованного по его иску путем взыскания основной суммы долга по страховым выплатам. Взыскание предусмотренной п. 8 ст. 15 закона № 125-ФЗ пени за период, предшествующий вступлению решения суда в законную силу, в указанном случае не производится, поскольку между сторонами возник спор по существу обязательства и только после его разрешения судом страховщику стало известно об обязанности в бесспорном порядке производить страховые выплаты в размере, определенном в решении.
Из содержания приведенных норм Закона и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что обязательным условием для взыскания пени является нарушение страховщиком сроков выплаты уже назначенных сумм возмещения вреда.
В рассматриваемом случае все необходимые документы поступили в региональное отделение только 27 июля 2020 года, с указанного времени у ответчика возникла обязанность рассмотреть представленные истцом документы и принять решение о назначении или об отказе в назначении страховых выплат.
Региональное отделение стороной по гражданскому делу № 2-378/2020 рассмотренному Прикубанским районным судом г. Краснодара не являлось, в то время как Овичинников С.Н. принимал участие в деле в качестве третьего лица, оспаривал заявленные ООО «Газпром переработка» заявленные требования, и ему было известно о принято решении и он вправе был его получить.
Между тем, вступившее в законную силу решение суда по гражданскому делу № 2-378/2020 года было передано истцом представителю регионального отделения только в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела в судебном заседании 27 июля 2020 года.
При этом, суд принимает во внимание, что истцу достоверно было известно о необходимости предоставить в региональное отделение решение Прикубанского районного суда г. Краснодара с отметкой о вступлении в законную силу для назначения единовременной и ежемесячной страховых выплат, поскольку указанные обстоятельства прямо указаны в ответе регионального отделения от 2 декабря 2019 года, факт получения которого истцом не отрицался.
Доказательств того, истец предоставил копию решения Прикубанского районного суда г. Краснодара ответчику ранее 27 июля 2020 года, в материалах дела не имеется.
В силу пункта 7 ст. 15 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» единовременные страховые выплаты производятся в сроки, установленные пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона. Ежемесячные страховые выплаты производятся страховщиком не позднее истечения месяца, за который они начислены.
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» единовременные страховые выплаты выплачиваются застрахованным не позднее одного календарного месяца со дня назначения указанных выплат, а в случае смерти застрахованного - лицам, имеющим право на их получение, в двухдневный срок со дня представления страхователем страховщику всех документов, необходимых для назначения таких выплат.
Судом установлено, и подтверждено материалами дела, что после получения решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 20 февраля 2020 года приказом регионального отделения № 7094-В от 31 июля 2020 года истцу была назначена единовременная страховая выплата в связи с профессиональным заболеванием в размере 100 512, 29 руб.
Приказом регионального отделения № 8647-В от 4 сентября 2020 года истцу были назначены ежемесячные страховые выплаты за период с 21 июня 2019 года до 1 февраля 2020 года в размере 77 283,86 руб., и за период с 1 февраля 2020 года по 1 июля 2021 года в размере 79 602,38 руб.
Денежные средства в размере 100 512, 29 руб. (единовременная страховая выплата) поступили на счет истца 20 августа 2020 года, денежные средства в размере 1 203 567,356 руб. (ежемесячные страховые выплаты) поступили на счет истца 9 сентября 2020 года, о чем указано истцом в уточненном иске.
Таким образом, единовременная и ежемесячная страховые выплаты истцу произведены в установленные действующим законодательством сроки.
Принимая во внимание изложенное, а также, что пени могут исчисляться только при наличии принятого, но не исполненного решения страховщика по назначению страховых выплат застрахованному, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для взыскания с ответчика пени.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Овчинникова Сергея Николаевича к Государственному учреждению – Санкт-Петербургское государственное региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании пени за несвоевременную выплату единовременной страховой выплаты – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы через Петроградский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья:
Мотивированное решение суда составлено 20 ноября 2020 года.