РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года Черемушкинский районный суд г. Москвы в составе:
судьи – Белянковой Е.А.,
при секретаре – Мосуновой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-5620/19 по иску Козяра А. И.вича к МВД России, УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, о признании приказов незаконными, изменении формулировки увольнения, о признании записи в трудовой книжке недействительной, взыскании заработка за время вынужденного прогула,
У С Т А Н О В И Л:
Козяр А.И. обратился в суд с иском к МВД России, УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве, просит признать незаконными заключение служебной проверки от * г., приказ N * ЮАО ГУ МВД России по г. Москве от * г. о представлении к увольнению со службы, приказ N * г. о расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", изменить формулировку увольнения на увольнение по инициативе сотрудника, признать запись в трудовой книжке недействительной, взыскать денежное довольствие за время вынужденного прогула в размере 48387 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 50000 руб. В обоснование заявленных требований ссылался на то, что он с * года проходил службу в органах внутренних дел, с * года в должности *. Приказом N * г. он был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел. Основанием для издания приказа об увольнении Козяар А.И. явилось заключение по результатам служебной проверки от *. Истец считает, что сведения о совершенном им проступке, содержащиеся в заключении по результатам служебной проверки и в приказе об увольнении, являются надуманными. Служебная проверка, по мнению истца, проведена с нарушением установленного порядка.
Представитель истца в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала.
Представитель ответчиков в судебное заседание явилась, против удовлетворения исковых требований возражала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Регулирование правоотношений, связанных со службой в органах внутренних дел, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в органах внутренних дел, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудник полиции как в служебное время, так и во внеслужебное время должен воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции.
Сотрудник органов внутренних дел обязан не допускать злоупотреблений служебными полномочиями, соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, а также соблюдать требования к служебному поведению сотрудника (пункт 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из пункта 2 части 1 статьи 13 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, предусматривающего требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел, при осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.
В случае нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, в том числе увольнение со службы в органах внутренних дел (пункт 6 части 1 статьи 50 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
При необходимости выявления причин, характера и обстоятельств совершенного сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, подтверждения наличия или отсутствия обстоятельств, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, а также по заявлению сотрудника на основании части 1 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя проводится служебная проверка.
Согласно части 3 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ при проведении служебной проверки в отношении сотрудника органов внутренних дел должны быть приняты меры по объективному и всестороннему установлению: фактов и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка; вины сотрудника; причин и условий, способствовавших совершению сотрудником дисциплинарного проступка; характера и размера вреда, причиненного сотрудником в результате совершения дисциплинарного проступка; наличия или отсутствия обстоятельств, препятствующих прохождению сотрудником службы в органах внутренних дел.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (Постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, Определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О, от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О и от 3 июля 2014 г. N 1405-О).
При осуществлении служебной деятельности, а также во внеслужебное время сотрудник органов внутренних дел должен заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности, воздерживаться от любых действий, которые могут вызвать сомнение в его беспристрастности или нанести ущерб авторитету полиции (пункт 2 части 1 статьи 13 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", часть 4 статьи 7 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции"), что обусловлено повышенными репутационными требованиями к сотрудникам органов внутренних дел как носителям публичной власти и возложенной на них обязанностью по применению в необходимых случаях мер государственного принуждения и ответственностью, с которой связано осуществление ими своих полномочий (абзацы второй и третий пункта 2 мотивировочной части Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июля 2014 г. N 1486-О).
В силу пункта 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ контракт подлежит расторжению, а сотрудник органов внутренних дел увольнению со службы в органах внутренних дел в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Причиной увольнения сотрудника органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, является совершение им проступка, умаляющего авторитет органов внутренних дел и противоречащего требованиям, предъявляемым к сотрудникам, - независимо от того, предусмотрена ли за данное деяние административная либо уголовная ответственность (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 г. N 496-О).
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-О).
Из содержания приведенных нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время. В том числе на них возложены особые обязанности заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать поступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, расценивается как проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел. Применение к сотрудникам органов внутренних дел меры ответственности в виде увольнения за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено их особым правовым статусом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Козяр А.И. с * года проходил службу в органах внутренних дел, с * года в должности *
Приказом N * г. контракт с Козяром А.И. расторгнут и он уволен из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному п. 9 ч. 3 ст. 82 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел).
Основанием к увольнению истца послужило заключение служебной проверки от * г.
В ходе служебной проверки в отношении инспектора ОВМ УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве установлено, что в нарушение действующего законодательства в сфере миграции А.И. Козяр, осознавая противоправность своих действий, злоупотребив своим служебным положением, вопреки интересам службы, исходя из личной заинтересованности, в свободное от исполнения служебных обязанностей время, умышленно склонив к нарушению действующего законодательства в сфере миграции сотрудника ОВМ Отдела МВД России по району Зябликово г. Москвы Д.В. Белую, организовал фиктивную постановку на миграционный учет 6 граждан Республики Узбекистан путем внесения в государственную информационную систему учета иностранных граждан недостоверных сведений о постановке иностранных граждан на миграционный учет без принятия и рассмотрения соответствующих документов. Осуществленные А.И. Козяром и Д.В. Белой действия могут содержать формальные признаки состава преступления, предусмотренного статьями 322.1 и 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Противозаконное внесение информации в государственную информационную систему учета иностранных граждан позволило двум иностранным гражданам получить патенты для осуществления трудовой деятельности, то, есть легализовать свое пребывание на территории Российской Федерации. Кроме того, А.И. Козяр разгласил конфиденциальную информацию, передав данные учетной записи (имя пользователя и пароль) Е.И. Прунэ, без ведома последнего. Д.В. Белой для осуществления указанных действий, то есть в нарушение требований действующего законодательства Российской Федерации, условий Контракта и Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
По указанным обстоятельствам Нагатинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по городу Москве проводится проверка по факту противоправных действий сотрудников ОВМ Отдела МВД России по району Зябликово г. Москвы и ОВМ Отдела МВД России по району Чертаново Северное г. Москвы.
Довод истца о том, что приказ о расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел подписан неуполномоченным лицом безоснователен. В дело представлен приказ, подписанный уполномоченным на то должностным лицом, а именно начальником УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве полковником полиции Д.Н. Рябовым.
Служебная проверка в отношении истца проведена в соответствии с положениями Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26.03.2013 года N 161.
До принятия решения об увольнении Козяр А.И. из органов внутренних дел по соответствующему основанию у него были затребованы и получены письменные объяснения.
Исследовав обстоятельства дела, касающиеся соблюдения ответчиком порядка и сроков проведения служебной проверки и последующего его увольнения со службы в органах внутренних дел, суд приходит к выводу о том, что нарушений процедуры, которые могли бы явиться основанием для признания незаконными заключения по результатам служебной проверки от * г., приказа представлении к увольнению со службы и приказа об увольнении со стороны ответчика не допущено. Служебная проверка была назначена и проводилась в соответствии с положениями Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 26 марта 2013 г. N 161.
Разрешая спор, суд руководствуясь приведенными выше нормативными положениями, регулирующими спорные отношения, приходит к выводу о том, что обстоятельства совершения Козяр А.И. проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, приведенные в заключении по результатам служебной проверки от * г., нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и явились законным основанием для принятия ответчиком решения об увольнения истца со службы в органах внутренних дел по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Не установив оснований для признания увольнения Козярп А.И. незаконным, изменении формулировки увольнения, для признания записи в трудовой книжке недействительной, суд отказывает в удовлетворении иска в части требований о взыскании денежного довольствия за время вынужденного прогула.
Поскольку спор разрешен не в пользу Козяра А.И., оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов на оплату услуг представителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
решил:
В удовлетворении исковых требований Козяра А. И. к МВД России, УВД по ЮАО ГУ МВД России по г. Москве о признании заключения по результатам служебной проверки незаконным, о признании приказов незаконными, изменении формулировки увольнения, о признании записи в трудовой книжке недействительной, взыскании заработка за время вынужденного прогула– отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Черемушкинский районный суд г. Москвы.
Судья Е.А. Белянкова
Решение изготовлено в окончательной форме 05 декабря 2019 года