дело №...
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
№33-9334/2019
02 июля 2020 года г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Абубакировой Р.Р.
судей Аюповой Р.Н.
Сагетдиновой А.М.
при секретаре судебного заседания Нафикове А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Златоустовского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об обязании совершить определенные действия по апелляционной жалобе Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» на решение Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 17 января 2020 года.
Заслушав доклад судьи Аюповой Р.Н., судебная коллегия
установила:
Златоустовский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений и возложении обязанности по обеспечению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Учалы ЮУЖД, образованию и привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Учалы ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, оснащению объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности. В обоснование требований указано на то, что в ходе проведенной проверки исполнения субъектами транспортной инфраструктуры законодательства о транспортной безопасности на станции Учалы Южно-Уральской железной дороги, являющейся объектом транспортной инфраструктуры Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» выявлены нарушения требований законодательства о транспортной безопасности. Согласно реестру категорированных объектов транспортной инфраструктуры Федерального агентства железнодорожного транспорта по объекту транспортной инфраструктуры – железнодорожной станции Учалы Южно-Уральской железной дороги присвоен реестровый номер ЖСГ304602 установлена 2 категории. Действующая оценка уязвимости указанного объекта транспортной инфраструктуры, утвержденная дата, не соответствует вступившим в силу дата требованиям по обеспечению транспортной безопасности. Кроме того ответчиком не исполняются требования законодательства о транспортной безопасности в части обеспечения охраны указанного объекта транспортной безопасности от актов незаконного вмешательства. Просит возложить на Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обязанность образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Учалы подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию в соответствии с приказом Минтранса России от дата №...; оснастить объект транспортной инфраструктуры – станцию Учалы ЮУЖД техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности» в срок не позднее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу
Решением Учалинского районного суда Республики Башкортостан от 17 января 2020 года исковые требования Златоустовского транспортного прокурора к Открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» об устранении нарушений и возложении обязанности по обеспечению дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры железнодорожной станции Учалы ЮУЖД, образованию и привлечению для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Учалы ЮУЖД подразделения транспортной безопасности, оснащению объекта транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» И.В. Рябова просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, поскольку проведение дополнительной оценки не требуется, необходимо значительное время для проведения подготовительных, в том числе закупочных, мероприятий, истцом не представлено доказательств необходимости принятия срочных мер обеспечения транспортной безопасности.
Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия, принимая во внимание отсутствие возражений, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело без участия указанных лиц.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Самарину Е.С., поддержавшую доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - ФЗ «О транспортной безопасности») обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, то есть на юридических и физических лиц, которые являются собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
Под обеспечением транспортной безопасности в соответствии с пунктом 4 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности» понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
К объектам транспортной инфраструктуры относится технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование (часть 5 статьи 1).
В соответствии со статьёй 22 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» на железнодорожном транспорте общего пользования работы по обеспечению безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта осуществляются владельцами инфраструктур.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 495 от 26 апреля 2017 года утверждены требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, которые вступили в законную силу с 01 июля 2017 года.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» является собственником служебно-технического здания и нежилого здания ....
Согласно инвентаризационной карточке учета №... от дата, нежилое строение – служебно-техническое здание село, Учалы находится в ведении Южно-Уральской дирекции по эксплуатации зданий и сооружений – СП Южно-Уральской железной дороги филиала ОАО «РЖД».
Железнодорожная станция Учалы Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее ОТИ) решением от дата Федерального агентства железнодорожного транспорта весен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств под реестровым номером ....
Объект транспортной инфраструктуры Железнодорожная станция Учалы Южно-Уральской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» (далее ОТИ) решением от дата Федерального агентства железнодорожного транспорта весен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств под реестровым номером ..., установлена 2 категория.
Результат оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры утвержден Росжилдором дата
Таким образом, Открытое акционерное общество «Российские железные дороги», являясь собственником железнодорожной станции Учалы Южно-Уральской железной дороги, обязано обеспечивать его транспортную безопасность, то есть реализовывать определенную государством систему правовых, экономических, организационных и иных мер, которые соответствуют угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
дата заместителем Златоустовского транспортного прокурора ФИО4 вынесено решение о проведении проверки вышеуказанной железнодорожной станции.
По результатам проведенной проверки государственным инспектором отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности УГАН НОТБ УФО Ространснадзора ФИО5 вынесено постановление о назначении административного наказания и наложен штраф в размере 50 000 рублей в связи с нарушением части 1 статьи 11.15.1 КоАП Российской Федерации.
Согласно отзыва Уральского территориального управления Федерального агентства Железнодорожного транспорта (Росжилдор) План обеспечения транспортной безопасности ОТИ поступил в Росжилдор дата, по результатам рассмотрения которого дата принято решение Росжилдора об отказе в утверждении Плана обеспечения безопасности ОТИ, в связи с несоответствием его «Требованиям по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 апреля 2017 года № 495.
Повторно План обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной безопасности не представлялся и доказательства обратного не представлены.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что общество, владеющее объектом транспортной инфраструктуры, обязано в силу прямого указания норм права, а также условий договора, обеспечить соблюдение требований транспортной безопасности, инициировав соответствующий процесс по исполнению требований законодательства по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры для предотвращения за собой осуществления противоправных действий, в том числе оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, формирование и привлечение для защиты объекта транспортной инфраструктуры – станции Учалы ЮУЖД подразделения транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия соглашается с вышеуказанными выводами суда первой инстанции.
В силу частей 1,2 статьи 6 Федерального закона «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, не проводится. Персонал специализированных организаций, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, подлежит подготовке и аттестации в порядке, установленном для сил обеспечения транспортной безопасности.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры (далее также - категорирование) - отнесение объектов транспортной инфраструктуры к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий. Под оценкой уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств понимается определение степени защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от угроз совершения актов незаконного вмешательства (пункты 2, 6 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности»).
Согласно части 1 статьи 6 ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 7.2 статьи 1 ФЗ «О транспортной безопасности» силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ или транспортных средств.
На основании подпункта 3 пункта 5 «Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2017 года № 495 (далее по тексту –Требований № 495), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной безопасности, а также субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в целях обеспечения транспортной безопасности транспортного средства обязаны соответственно в отношении объекта транспортной безопасности и транспортных средств образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объектов транспортной инфраструктуры в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности, включающие в себя группы из числа работников подразделений транспортной безопасности, специально оснащённые, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершение актов незаконного вмешательства в зоне транспортной безопасности и (или) на критических элементах объектов транспортной инфраструктуры, включающих строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной безопасности, а также на нарушения внутри объектового и пропускного режимов.
Исходя из положений подпунктов 10, 28 и 33 пункта 5 Требований, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной безопасности обязаны обеспечить видеонаблюдение, аудио- и видеозапись с целью документирования действий сил обеспечения транспортной безопасности на контрольно-пропускных пунктах и постах, а также пунктах управления обеспечением транспортной безопасности, оснастить ОТИ в соответствии с утверждёнными планами обеспечения транспортной безопасности техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, предусмотренными частью 8 статьи 12.2 Федерального закона «О транспортной безопасности», и обеспечивать передачу данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности уполномоченным подразделениям органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органов внутренних дел и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с порядком передачи данных.
В соответствии с частями 1-3 статьи 5 Федерального закона «О транспортной безопасности» оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора.
Результаты проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Таким федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Положением о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №395, является Министерство транспорта Российской Федерации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 февраля 2010 года № 34 утвержден Порядок разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, согласно которому обязанность по проведению оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры возложена на субъект транспортной инфраструктуры.
В соответствии с пунктом 5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных Приказом Министерства транспорта России от 08 февраля 2011 года № 43, субъект транспортной инфраструктуры обязан: обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости таких объектов в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении объекта в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и о присвоении категории.
Поскольку к охране объекта транспортной инфраструктуры – станции Учалы ЮУЖД, не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности, то объект транспортной инфраструктуры - станция Учалы ЮУЖД не обеспечен соответствующими техническими средствами охраны.
Привлечение для защиты указанного объекта транспортной инфраструктуры подразделения транспортной безопасности, прошедшего соответствующую аккредитацию, не может ставиться в зависимость от утверждённого плана обеспечения транспортной безопасности, подразделения транспортной безопасности уже должны быть привлечены к обеспечению транспортной безопасности в отношении спорного объекта до момента утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, так как при отсутствии привлечённого подразделения транспортной безопасности Федеральным агентством железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности не может быть утверждён виду отсутствия обязательного условия в виде приложение (организационно-распорядительный документ) к плану обеспечения транспортной безопасности о привлеченном или сформированном подразделении транспортной безопасности.
Таким образом, в нарушение приведённых требований закона, ответчиком не исполнены требования законодательства по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры - железнодорожная станция Учалы ЮУЖД, а именно не проведена дополнительная оценка уязвимости, к её охране не создано и не привлечено подразделение транспортной безопасности, станция не обеспечена соответствующими техническими средствами охраны, поэтому судом первой инстанции правомерно удовлетворены исковые требования прокурора о возложении на ответчика определенных обязанностей по обеспечению транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о том, что судом первой инстанции установлен необоснованно короткий срок для исполнения обязанности по исполнению возложенных судом на ответчика обязанностей, поскольку указанная обязанность должна была быть исполнена ответчиком еще в 2019 году, в соответствии с уведомлением о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры.
Кроме того, у ответчика имелось достаточно времени исполнить требования законодательства и после получения предписания Златоустовского транспортного прокурора, при этом установленный судом срок превышает срок, указанный в пункте 5 Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.
Вопреки доводам апелляционной жалобы об отсутствии срочности принятия мер по обеспечению транспортной безопасности не проведение ответчиком дополнительной оценки уязвимости на железнодорожной станции Учалы ЮУЖД, равно как отсутствие подразделения транспортной безопасности, прошедших аккредитацию и технических средств обеспечения транспортной безопасности отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих на станции, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории станции и может способствовать совершению противоправных действий в отношении граждан, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью людей.
Ссылка в жалобе на процедуру финансирования ответчика не состоятельна на законность обжалуемого судебного акта не влияют, поскольку связаны с порядком исполнения решения суда, а не с невозможностью обеспечения соответствующей транспортной безопасности станции Учалы ЮУЖД.
Доводы апелляционной жалобы в целом не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними ввиду иной оценки доказательств и обстоятельств дела.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводов, которые могли бы повлечь отмену или изменение решения суда в соответствии со статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 328, 329, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░ 2020 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░» – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░ ░.░.