ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
дело № 2а-45/2020
№ 33а-8857/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Уфа 22 июня 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Куловой Г.Р.,
судей Масагутова Б.Ф. и Бураншина Т.А.,
при секретаре Фатхлисламовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Наумова В.В., Наумова И.В., Даниловой Н.В. к Администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан об отмене отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, отмене указания в перерегистрации, постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, по апелляционной жалобе Наумова В.В., Наумова И.В. на решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Куловой Г.Р., возражения представителя Администрации сельского поселения Авдонский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Кузьмина Е.В., представителя Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Абдулгазизовой Р.Р., судебная коллегия
установила:
Наумов В.В., Наумов И.В. обратились в суд с административным иском к Администрации СП Авдонский с/с МР Уфимский район Республики Башкортостан об отмене отказа в постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий отмене указания в перерегистрации, признании действий не законными, постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование иска указал, что Наумов В.В. дата по почте обратился с заявлением в Администрацию сельского поселения Авдонский с/с МР Уфимский район Республики Башкортостан с просьбой поставить истцов на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как единственным местом проживания является баня размером 2,5x2,5 м и пристрой, где проживать с несовершеннолетним Наумовым И.В., дата года рождения, невозможно. дата административный ответчик вынес отказ вх.№... в постановке на учет как нуждающихся в улучшении жилищных условий и отказался заключить договор социального найма. В письме от дата вх.№... административный ответчик указал истцу, что он в кратчайшие сроки вместе с несовершеннолетним ребенком обязан произвести перерегистрацию из адреса: адрес, на адрес: адрес (общая площадь дома составляет 61,5 кв.м). Имущество, расположенное по адресу: адрес принадлежит на праве собственности Даниловой Н.В., которая отказывается перерегистрировать истца с несовершеннолетним ребенком в свой дом, кроме того в случае перерегистрации Данилова Н.В. будет обязана предоставить отдельную изолированную комнату для проживания истцу и его сыну. По адресу: адрес (общая площадь дома составляет 61,5 кв.м), проживают 3 семьи, состоящих из 8 человек.
С данным отказом вх.№... от дата истец полностью не согласен.
Заинтересованное лицо Данилова Н.В. предъявила самостоятельный административный иск к Администрации СП Авдонский с/с МР Уфимский район Республики Башкортостан, просила суд отменить и признать незаконным ответ Администрации СП Авдонский с/с МР Уфимский район Республики Башкортостан исх.№... от дата в перерегистрации Наумова В.В. и Наумова И.В. с адреса: адрес на адрес: адрес, указав, что этим решением нарушаются ее права.
В порядке неоднократных уточнения и изменения требований административные истцы просили суд: отменить отказ Администрации СП Авдонский с/с МР Уфимский район Республики Башкортостан (исх.№... от дата) в постановке на учет Наумова В.В. и Наумова И.В. как нуждающихся в улучшении жилищных условий; отменить указание Администрации СП Авдонский с/с МР Уфимский район Республики Башкортостан (исх.№... от дата) в перерегистрации с адреса: адрес, на адрес: адрес; отменить отказ Администрации МР адрес Республики Башкортостан №...\-Н-2014-4837 от дата, отменить отказ Администрации СП Авдонский с/с МР адрес Республики Башкортостан исх.№... от дата в постановке на учет Наумова В.В. и Наумова И.В. как малоимущих граждан; поставить на учет Наумова В.В., адрес регистрации: адрес, на учет малоимущих граждан; поставить на учет Наумова В.В., адрес регистрации: адрес, нуждающимся в улучшении жилищных условий; поставить на учет Наумова И.В., адрес регистрации: адрес, на учет малоимущих граждан; поставить на учет Наумова И.В., адрес регистрации: адрес, нуждающимся в улучшении жилищных условий.
Решением Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2020 года постановлено:
В удовлетворении административного иска Наумова В.В., Наумова И.В., Даниловой Н.В. к Администрации сельского поселения Авдонский сельсовет МР Уфимский район Республики Башкортостан, администрации МР Уфимский район Республики Башкортостан об отмене отказа администрация сельского поселения Авдонский сельсовет МР Республики Башкортостан исх.№... от дата в постановке на учет Наумова В.В. и Наумова И.В. как нуждающихся в улучшении жилищных условий, об отмене указания администрации сельского поселения Авдонский сельсовет МР Республики Башкортостан исх.№... от дата в перерегистрации с адреса: адрес, на адрес: адрес, об отмене отказа Администрации муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан №... от дата, об отмене отказа администрация сельского поселения Авдонский сельсовет МР Республики Башкортостан исх.№... от дата в постановке на учет Наумова В.В. и Наумова И.В. в качестве малоимущей семьи ввиду отсутствия данной услуги, о постановке на учет Наумова В.В., Наумова И.В. на учет малоимущих граждан и нуждающихся в улучшении жилищных условий – отказать.
В апелляционной жалобе Наумов В.В. и Наумов И.В. просят решение отменить, считают его незаконным, ссылаясь на обстоятельства, аналогичные доводам административного иска.
В судебное заседание иные лица, участвующие по делу, не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в полном объеме согласно статье 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.
Частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
На основании части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
г) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Согласно пунктам 36-38 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2016 года №153 (в редакции от 18 июня 2019 года №358) «Об утверждении типового (рекомендованного) перечня муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления в Республике Башкортостан», в социальной сфере органами местного самоуправления в Республике Башкортостан оказываются следующие услуги:
принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставление в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, признание граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Судом установлено, что согласно ответа, выраженного в письме ответчика Администрации сельского поселения №... от дата, истцам рекомендовано обратиться в комиссию по признанию граждан нуждающимися в целях принятия их на учет, указан режим работы, с предоставлением необходимых документов.
Из содержания иска следует, что истцы просят отменить указание Администрации СП Авдонский с/с МР Уфимский район, выраженное в письме за исх.№... от дата о перерегистрации истцов с адреса: адрес на адрес: адрес.
Согласно указанного ответа администрации, истцам рекомендовано в связи с разделом земельного участка с кадастровым №... площадью 4066 кв.м, жилому дому с кадастровым №... общей площадью 61,5 кв.м, ранее расположенному по адресу: адрес был присвоен другой адрес: адрес, и на данный период времени истцы зарегистрированы на земельном участке без жилых построек, в кратчайшие сроки произвести перерегистрацию с адрес на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес Республики Башкортостан.
Письмом ответчика от дата №... Наумову В.В. и Наумову И.В. отказано в признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 1 части 1 статьи 6 Закона Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года №250-3 «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан».
Утверждение порядка признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях является полномочием законодательного органа Республики Башкортостан - Курултая Республики Башкортостан, на основании части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан от 02 декабря 2005 года №250-з «О регулировании жилищных отношений в Республике Башкортостан» (далее Закон Республики Башкортостан №250-з).
Согласно части 1 статьи 5 Закона Республики Башкортостан №250-з, гражданин, обращающийся с заявлением о признании его малоимущим (далее - гражданин-заявитель), представляет в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы: 1) копии паспорта гражданина-заявителя или иного документа, удостоверяющего личность гражданина-заявителя, заверенные органом местного самоуправления; 2) документ о гражданах, зарегистрированных в жилом помещении по месту жительства гражданина-заявителя; 3) копию финансово-лицевого счета; 4) документы, подтверждающие размеры и источники доходов гражданина-заявителя и членов его семьи, за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о признании гражданина малоимущим; 5) документы, подтверждающие наличие или отсутствие у гражданина-заявителя и членов его семьи, имущества, подлежащего налогообложению.
Суд указал, что административным истцом не представлены документы в соответствии со статьей 5 Закона Республики Башкортостан №250-з.
Из отказа ответчика, выраженного в письме №... от дата следует, что Наумовым В.В. к заявлению приложены следующие документы: копия заочного решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата, не заверена надлежащим образом, не является обязательным документом и не содержит значимых сведений для определения статуса как малоимущего; копия заочного решения мирового судьи судебного участка №1 по Уфимскому району Республики Башкортостан Хохлова Г.М. от 21 февраля 2011 года о расторжении брака, не заверена надлежащим образом; справка НКО «Башкирская республиканская коллегия адвокатов» от дата, содержащая сведения о сумме заработка, кроме премий, доплат и вознаграждений, выплаченных за период свыше месяца. Справка выдана за январь-декабрь 2019 года. Заявление подано дата. Таким образом, заявителю необходимо предоставить документы, подтверждающие доходы за период с дата по дата. Из указанной справки не следует, какой доход был получен заявителем в ноябре и декабре 2018 года. Кроме того, указанная справка свидетельствует об отсутствии дохода в виде заработной платы, полученной от НКО «Башкирская республиканская коллегия адвокатов». Исходя из представленной копии заочного решения Уфимского районного суда Республики Башкортостан от дата следует, что у членов семьи имеется источник дохода в виде алиментов на содержание несовершеннолетнего Наумова И.В. Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок №... не является документом, подтверждающим зарегистрированное право. К заявлению не приложены документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности заявителя или членов его семьи объектов налогообложения: транспортных средств, недвижимости.
Судом установлено, что дата за вх.№... в Администрацию сельского поселения поступило посредством почтового отправления заявление Наумова В.В. с просьбой поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий по адресу регистрации: адрес приложением незаверенной в установленном порядке копии паспорта, копия выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, копия письма прокуратуры Уфимского района от дата №..., не заверенная копия заочного решения мирового судьи судебного участка №1 по Уфимскому району РБ от 21 февраля 2011 года по делу №2-42/11.
На заявление истца ответчиком направлен ответ от дата за исх.№... о том, что для постановки на учет истцу необходимо обратиться с заявлением в комиссию по признанию граждан малоимущими в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Авдонский сельсовет MP Уфимский район Республики Башкортостан, и с указанием режима работы администрации. Также было разъяснено, что при себе необходимо иметь оригинал документа, удостоверяющего личность и документы, необходимые для предоставления в соответствии с законом.
Суд указал, что Администрация сельского поселения Авдонский сельсовет не отказывала Наумову В.В. в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В обжалуемом ответе истцу был разъяснен порядок подачи заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, поскольку Наумовым В.В. нарушен административный порядок подачи такого заявления, заявление подано не по утвержденной Административным регламентом форме. Заявление Наумова В.В. рассмотрено по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 02 мая 2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», заявителю дан ответ в предусмотренный законом срок.
Установив вышеуказанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о том, что ответ от дата за исх.№... нельзя признать отказом в том смысле, какой вкладывает в него законодатель, поскольку рекомендация органа местного самоуправления не может каким-либо образом нарушать права, свободы и законные интересы, либо создавать препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, выводов суда не опровергают, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, постановленное решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Уфимского районного суда Республики Башкортостан от 06 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Наумова В.В., Наумова И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий Г.Р. Кулова
Судьи Б.Ф. Масагутов
Т.А. Бураншин
Справка: судья Легковой В.В.