Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2684/2015 ~ М-2148/2015 от 13.05.2015

Дело №2-2684/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2015г. г.Смоленск

Ленинский районный суд г. Смоленска

В составе:

Председательствующего (судьи): Кудряшова А.В.

При секретаре: Зайцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску по иску Петроченкова Д.М. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об оспаривании решения, возложении обязанности по утверждению и согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и предоставлению участка земли в собственность за плату,

у с т а н о в и л:

Петроченков Д.М., уточнив требования, обратился в суд с указанным выше иском к Администрации г.Смоленска, сославшись на необоснованный отказ ответчика в согласовании схемы расположения на кадастровом плане территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, являющегося смежным с принадлежащим истцу, приобретенным у Герасименко Е.В. земельным участком с кадастровым номером <данные изъяты>, указав, что Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области ему разрешено формирование названного дополнительного участка земли, права на который он не может реализовать по причине неправомерных действий (бездействия) Администрации г.Смоленска, отказавшей ему в согласовании упомянутой схемы ввиду того, что испрашиваемый Петроченковым Д.М. участок земли расположен в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений СМУП «Горводоканал», что не является установленным законодательством основанием для отказа в предоставлении соответствующей муниципальной услуги и. кроме того, спорный участок не располагается в границах упомянутой СЗЗ, что установлено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ., которым на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность по предоставлению Герасименко Е.В. участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска.

Представитель истца Литвиненко О.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, отметив, что спорный земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1, допускающей осуществление в ней индивидуального жилищного строительства, и при наличии упомянутого выше, вступившего в законную силу судебного решения Администрация г.Смоленска обязана была согласовать схему расположения испрашиваемого Петроченковым Д.М. участка.

Представитель ответчиков Шуплякова М.М. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, сославшись на то, что спорный участок расположен в пределах санитарно-защитной зоны, которая определена нормативным актом органа местного самоуправления (Правилами землепользования и застройки г.Смоленска), положения которого имеют обязательный характер. В соответствии с данными Правилами, а также нормативно-правовыми актами, действующими в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, размещение жилой застройки в границах санитарно-защитных зон не допускается.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Исходя из положений п.п.1.3.1, 2.4, 2.8, 3.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утв. постановлением Администрации города Смоленска от 03.10.2011 №1922-адм, предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории и предусматривает внесение земельного участка в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности, согласование начальником Управления - главным архитектором города и утверждение заместителем Главы Администрации города Смоленска. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории является, в частности, несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска.

В соответствии с п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 №74, в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999г. №52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно п/п.3 п.1, п.5 ст.39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется за плату.

Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ с 01.03.2015г. введена в действие ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которой (ч.2) распоряжение расположенными на территории городского округа земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа (в г.Смоленске – Администрацией г.Смоленска (ст.ст.1, 40-41 Устава города Смоленска).

По делу установлено, что вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ. на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области возложена обязанность по предоставлению Герасименко Е.В. в собственность бесплатно земельного участка площадью от <данные изъяты> кв.м. до <данные изъяты> кв.м. для индивидуального жилищного строительства, расположенного в районе дома <адрес>.

После постановки упомянутого участка площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>, на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <данные изъяты> и оформления Герасименко Е.В. вещных прав на указанный участок, последний был продан Петроченкову Д.М. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату дополнительного, смежного с упомянутым участка площадью <данные изъяты> кв.м., в связи с чем, письмом названного уполномоченного органа от ДД.ММ.ГГГГ. Петроченкову в соответствии с разделом 2 Порядка организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утв. Постановлением Администрации Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, предложено представить в Департамент в срок до ДД.ММ.ГГГГ. утвержденную в установленном порядке схему расположения на кадастровом плане соответствующей территории испрашиваемого земельного участка, находящего в границах территориальной зоны Ж1.

Исполняя данные указания Департамента, за счет Петроченкова Д.М. ОГУП «АНЗ» подготовлена упомянутая выше схема, в согласовании которой письмом заместителя Главы администрации г.Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройству от ДД.ММ.ГГГГ. отказано со ссылкой на то, спорный земельный участок расположен в границах санитарно-защитной зоны канализационных очистных сооружений СМУП «Горводоканал».

По делу также видно, что испрашиваемый истцом земельный участок, находится в территориальной зоне Ж1 (Зона застройки индивидуальными (одноквартирными) жилыми домами коттеджного типа и жилыми домами блокированного типа), градостроительный регламент которой в качестве одного из основных видов разрешенного использования участков предусматривает осуществление ИЖС.

Исходя из положений ст.56 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. В рамках таких ограничений могут устанавливаться особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в санитарно-защитных зонах.

Санитарно-защитная зона (далее - СЗЗ) - одна из разновидностей зон с особыми условиями использования территорий (п.4 ст.1 ГрК РФ), которые отражаются в документах территориального планирования вне зависимости от того, разработаны ли проекты СЗЗ эксплуатирующей организацией или нет (п.3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, ч.5 ст.30 ГрК РФ).

В соответствии со ст.11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относится, в том числе, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель. Это подразумевает возможность органов местного самоуправления устанавливать ограничения прав на землю, упомянутые в ст.56 ЗК РФ, включая установление особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных и санитарно-защитных зонах.

Решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> утверждены Правила землепользования и застройки г.Смоленска, которые являются нормативным правовым актом органа местного самоуправления и обязательны для органов государственной власти (в части соблюдения градостроительных регламентов), органов городского самоуправления, граждан и юридических лиц, должностных лиц, осуществляющих и контролирующих градостроительную деятельность и земельные отношения на территории города, а также судебных органов как основание для разрешения споров по вопросам землепользования и застройки (ст.ст.1, 3 Правил).

Правила землепользования и застройки г.Смоленска, утвержденные в соответствии с п.8 ст.1, п.3 ч.3 ст.8 ГрК РФ, относят спорный земельный участок к санитарно-защитной зоне канализационных очистных сооружений СМУП «Горводоканал».

В силу ст.57 названных Правил на территории санитарных, защитных и санитарно-защитных зон (СЗЗ) в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливается специальный режим использования земельных участков и объектов капитального строительства. Содержание указанного режима определено в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 - санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в составе требований к использованию, организации и благоустройству СЗЗ. В соответствии с указанным режимом вводится следующее ограничение - на территории СЗЗ не допускается размещение жилой застройки, включая отдельные жилые дома (п.5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Соответствие Правил землепользования и застройки г.Смоленска действующему законодательству в части определения границы санитарно-защитной зоны городских биологических очистных сооружений для семи производственных площадок, расположенных по ул.Мало-Краснофлотской г.Смоленска и принадлежащих СМУП «Горводоканал», подтверждено вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г.Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ., которым установлено, что названный нормативно-правовой акт издан надлежащим органом в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, а размер санитарно-защитной зоны городских биологических очистных сооружений соответствует установленным требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

При таких обстоятельствах, поскольку спорный земельный участок испрашивается Петроченковым Д.М. дополнительно (для последующего присоединения) к уже принадлежащему ему участку земли, видом разрешенного использования которого является «индивидуальное жилищное строительство» и этот спорный участок находится в границах СЗЗ, в которых использование земельных участков в указанных целях не допускается, данный участок не отвечает требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Правил землепользования и застройки города Смоленска, устанавливающим соответствующие ограничения, в связи с чем, оснований для согласования упомянутой схемы у органа местного самоуправления не имелось, как не имеется у Администрации г.Смоленска и оснований для предоставления спорного участка Петроченкову за плату.

Сам факт наличия вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда г.Смоленска от 09.11.2012г. при установленных обстоятельствах не указывает на безусловную обязанность Администрации г.Смоленска по согласованию названной схемы и предоставлению испрашиваемого участка истцу.

К тому же, данным судебным актом установлен факт ненахождения в границах нормативной СЗЗ иного земельного участка – участка, которому впоследствии был присвоен кадастровый номер <данные изъяты>. При этом, суд при рассмотрении дела, в котором участвовало Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска, исходил из недоказанности соответствующего обстоятельства. Предметом настоящего спора является иной земельный участок, в связи с чем, вопреки доводам представителя истца, судебное решение от ДД.ММ.ГГГГ. имеет преюдициальное значение лишь относительно наличия ограничений в отношении участка с кадастровым номером <данные изъяты> и не предрешает выводы о наличии либо отсутствии таких ограничений в отношении спорного (дополнительного) участка, что подлежит установлению в рамках настоящего судебного разбирательства.

Кроме того, как следует из объяснений представителя ответчиков и материалов упомянутого гражданского дела, в районе ул<адрес> нормативно (Правилами землепользования и застройки г.Смоленска) определены несколько санитарно-защитных зон от различных вредных производственных объектов и схема границ СЗЗ канализационных очистных сооружений СМУП «Горводоканал», в которую входит испрашиваемый Петроченковым Д.М. участок, в суд при рассмотрении упомянутого гражданского дела не представлялась и не исследовалась (гражданское дело 2-3416/12, том 1 244, том 2 л.д.10, 14).

Доводы представителя Петроченкова о расположении вблизи спорного земельного участка индивидуальных жилых домов, правового значения для разрешения настоящего гражданского дела не имеют, поскольку обоснованность осуществления в упомянутой СЗЗ строительства таких домов третьими лицами предметом настоящего судебного разбирательства не является.

При таком положении, суд отказывает в удовлетворении заявленных исковых требований.

р е ш и л :

Исковые требования Петроченкова Д.М. к Администрации г.Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации г.Смоленска об оспаривании решения, возложении обязанности по утверждению и согласованию схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории и предоставлению участка земли в собственность за плату оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение одного месяца.

Председательствующий А.В.Кудряшов

2-2684/2015 ~ М-2148/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Петроченков Дмитрий Михайлович
Ответчики
Администрация г. Смоленска
Суд
Ленинский районный суд г. Смоленска
Судья
Кудряшов А.В.
Дело на странице суда
leninsky--sml.sudrf.ru
13.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2015Передача материалов судье
18.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.05.2015Судебное заседание
09.06.2015Судебное заседание
15.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.09.2015Дело оформлено
28.09.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее