Строка 22
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
18 февраля 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием истца Ениной Л.П., ее представителя, допущенного к участию в деле по ходатайству истца, Брагина А.Н.,
представителя ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующей на основании доверенности Сафоновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ениной ФИО18, Ениной ФИО19, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кудиновой Л.И., Енина ФИО20, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ениной В.С., Петрова ФИО21 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Петровой А.Е., к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенные жилые помещения,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности переселить в другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма. Обосновывая заявленные исковые требования, указывают, что Енина Л.П. является нанимателем <адрес> также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Енина Т.А., Енин С.А., Кудинова Л.И., Енина В.С. Петров Е.А. является нанимателем <адрес>, также в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает ФИО8 Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу, однако ответчиком до настоящего времени переселение граждан не осуществлено, в связи с чем истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением, просят обязать ответчика предоставить Петрову Е.А. на состав семьи <данные изъяты> вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, в границах <адрес>, общей площадью не менее 15, 6 кв.м., в том числе жилой – 15, 6 кв.м.; обязать ответчика предоставить Ениной Л.П. на состав семьи <данные изъяты> вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, в границах <адрес>, общей площадью не менее 44, 5 кв.м., в том числе жилой – 28, 8 кв.м.
В судебном заседании истец Енина Л.П., ее представитель, допущенный к участию в деле по ходатайству истца Брагин А.Н., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить.
Истец Енина Т.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кудиновой Л.И., в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просит дело рассматривать в ее отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Истец Енин С.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ениной В.С., в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Истец Петров Е.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Петровой А.Е., в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Сафонова А.Ю., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее Кодекса) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии со ст. 15 Кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению №.
Как установлено в судебном заседании Енина Л.П. на основании договора социального найма является нанимателем <адрес>, также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Енина Т.А., Енин С.А., Кудинова Л.И., Енина В.С. Петров Е.А. на основании договора социального найма является нанимателем <адрес>, также в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает ФИО8 Указанные квартиры находятся в муниципальной собственности.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания установлено, что согласно результатам детального (инструментального) обследования строительных конструкций и совокупности дефектов и повреждений техническое состояние строительных конструкций в соответствии с положением № «Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» в целом следует оценить как аварийное Принято решение о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности разрушения.
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени переселение истцов из <адрес> ответчиком не произведено.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований и возражений.
Судом установлено, что истцы проживает длительное время в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, чем грубо нарушается их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.
Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещения, в которых проживают истцы, представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния, поэтому предоставление иных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям, взамен непригодных для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока отселения, который, по мнению ответчика, не наступил, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика незамедлительно предоставить истцам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку помещения, не соответствующие санитарным и техническим правилам и нормам, не могут быть отнесены к категории жилых.
Более того, как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, Администрацией города произведено частичное отселение жильцов из указанного дома.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Суд учитывает также, что отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах предоставление жилых помещений истцам должно быть произведено немедленно.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представителем администрации городского округа город Воронеж не было представлено суду документов в подтверждение своих возражений по иску и доводов для отказа в удовлетворении исковых требований, также не было представлено доказательств конкретных действий органа местного самоуправления для реализации вышеуказанного постановления.
Доводы администрации городского округа город Воронеж о том, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлениями о признании их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращались, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого помещения в связи с признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Довод ответчика о том, что не установлено, что помещение, которое занимает истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния суд не принимает во внимание, поскольку данный довод противоречит представленным письменным доказательствам. В материалах дела имеется заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение утверждено постановлением Администрации городского округа город Воронеж. Таким образом, жилые помещения в <адрес> признаны непригодными для проживания уполномоченным органом в установленном действующим законодательством порядке.
Доводы истцов о непригодности жилых помещений для проживания и что проживание в занимаемых истцами квартирах угрожает их жизни и здоровью, подтверждаются также фотографиями помещений в жилом <адрес> приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
Ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что жилые помещения, занимаемые истцами, не являются аварийными и проживание в них истцов не представляет опасность для их жизни и здоровья.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает исковые требования истцов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом согласно требованиям действующего жилищного законодательства, ответчик обязан предоставить истцам вне очереди в границах городского округа <адрес> по договору социального найма благоустроенные, отвечающие санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, жилые помещения равнозначные по общей площади занимаемым истцами жилым помещениям.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ениной ФИО22, Ениной ФИО23, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кудиновой Л.И., Енина ФИО24, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ениной В.С., Петрова ФИО25, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Петровой А.Е., к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенные жилые помещения – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Ениной ФИО26 на состав семьи <данные изъяты>: Енина ФИО27, Енин ФИО28, Енина ФИО29, Кудинова ФИО30, Енина ФИО31 вне очереди в границах городского округа <адрес> по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, жилое помещение равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес> состоящему из 2 комнат жилой площадью 30, 4 кв.м., общей площадью 44, 5 кв.м.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Петрову ФИО32 на состав семьи <данные изъяты> человека: Петров ФИО33, ФИО8 вне очереди в границах городского округа г. Воронеж по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, жилое помещение равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес> состоящему из 1 комнаты жилой площадью 15, 6 кв.м., общей площадью 15, 6 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия судом настоящего решения в окончательной форме.
Судья Багрянская В.Ю.
Строка 22
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
18 февраля 2016 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Багрянской В.Ю.,
при секретаре Шестаковой М.Р.,
с участием истца Ениной Л.П., ее представителя, допущенного к участию в деле по ходатайству истца, Брагина А.Н.,
представителя ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующей на основании доверенности Сафоновой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ениной ФИО18, Ениной ФИО19, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кудиновой Л.И., Енина ФИО20, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ениной В.С., Петрова ФИО21 действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Петровой А.Е., к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенные жилые помещения,
у с т а н о в и л :
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности переселить в другие благоустроенные жилые помещения по договору социального найма. Обосновывая заявленные исковые требования, указывают, что Енина Л.П. является нанимателем <адрес> также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Енина Т.А., Енин С.А., Кудинова Л.И., Енина В.С. Петров Е.А. является нанимателем <адрес>, также в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает ФИО8 Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение городской межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу, однако ответчиком до настоящего времени переселение граждан не осуществлено, в связи с чем истцы обратились в суд с настоящим исковым заявлением, просят обязать ответчика предоставить Петрову Е.А. на состав семьи <данные изъяты> вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, в границах <адрес>, общей площадью не менее 15, 6 кв.м., в том числе жилой – 15, 6 кв.м.; обязать ответчика предоставить Ениной Л.П. на состав семьи <данные изъяты> вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, в границах <адрес>, общей площадью не менее 44, 5 кв.м., в том числе жилой – 28, 8 кв.м.
В судебном заседании истец Енина Л.П., ее представитель, допущенный к участию в деле по ходатайству истца Брагин А.Н., в судебном заседании заявленные исковые требования поддержали, просят суд их удовлетворить.
Истец Енина Т.А., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кудиновой Л.И., в судебное заседание не явилась, о слушании дела извещена надлежащим образом, просит дело рассматривать в ее отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Истец Енин С.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ениной В.С., в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Истец Петров Е.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Петровой А.Е., в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просит дело рассматривать в его отсутствие, о чем в материалах дела имеется заявление.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Воронеж, действующая на основании доверенности Сафонова А.Ю., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении. Суду представлены письменные возражения относительно заявленных исковых требований.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 2 Жилищного кодекса РФ (далее Кодекса) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
В соответствии со ст. 15 Кодекса жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению №.
Как установлено в судебном заседании Енина Л.П. на основании договора социального найма является нанимателем <адрес>, также в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают Енина Т.А., Енин С.А., Кудинова Л.И., Енина В.С. Петров Е.А. на основании договора социального найма является нанимателем <адрес>, также в указанном жилом помещении зарегистрирована и проживает ФИО8 Указанные квартиры находятся в муниципальной собственности.
Заключением городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания установлено, что согласно результатам детального (инструментального) обследования строительных конструкций и совокупности дефектов и повреждений техническое состояние строительных конструкций в соответствии с положением № «Правил обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» в целом следует оценить как аварийное Принято решение о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу вследствие имеющихся деформаций фундаментов, стен, несущих конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности разрушения.
Постановлением администрации городского округа <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
До настоящего времени переселение истцов из <адрес> ответчиком не произведено.
В соответствии с п.п. 1, 3 ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно ст. 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания заявленных исковых требований и возражений.
Судом установлено, что истцы проживает длительное время в доме, признанным аварийным и подлежащим сносу, чем грубо нарушается их право на жилище в муниципальном жилищном фонде, создается угроза для безопасности жизни и здоровья и нарушаются Конституционные права.
Согласно п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
При рассмотрении данного дела судом установлено, что помещения, в которых проживают истцы, представляют опасность для жизни и здоровья человека по причине их аварийного состояния, поэтому предоставление иных жилых помещений, отвечающих санитарным и техническим требованиям, взамен непригодных для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока отселения, который, по мнению ответчика, не наступил, поэтому суд считает необходимым обязать ответчика незамедлительно предоставить истцам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, поскольку помещения, не соответствующие санитарным и техническим правилам и нормам, не могут быть отнесены к категории жилых.
Более того, как установлено судом и не оспаривалось ответчиком, Администрацией города произведено частичное отселение жильцов из указанного дома.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», внеочередной характер обеспечения другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливает исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильем с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. Другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 Жилищного кодекса Российской Федерации), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Суд учитывает также, что отсутствие у органа местного самоуправления по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления малоимущим гражданам, состоящим на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений, не может служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Таким образом, при изложенных обстоятельствах предоставление жилых помещений истцам должно быть произведено немедленно.
Предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Представителем администрации городского округа город Воронеж не было представлено суду документов в подтверждение своих возражений по иску и доводов для отказа в удовлетворении исковых требований, также не было представлено доказательств конкретных действий органа местного самоуправления для реализации вышеуказанного постановления.
Доводы администрации городского округа город Воронеж о том, что истцы не состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, с заявлениями о признании их малоимущими в целях постановки на учет и предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в управление жилищных отношений администрации городского округа город Воронеж не обращались, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого помещения в связи с признанием занимаемого им жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Довод ответчика о том, что не установлено, что помещение, которое занимает истец, представляет опасность для жизни и здоровья по причине аварийного состояния суд не принимает во внимание, поскольку данный довод противоречит представленным письменным доказательствам. В материалах дела имеется заключение городской межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ о признании аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение утверждено постановлением Администрации городского округа город Воронеж. Таким образом, жилые помещения в <адрес> признаны непригодными для проживания уполномоченным органом в установленном действующим законодательством порядке.
Доводы истцов о непригодности жилых помещений для проживания и что проживание в занимаемых истцами квартирах угрожает их жизни и здоровью, подтверждаются также фотографиями помещений в жилом <адрес> приобщенными к материалам настоящего гражданского дела.
Ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, подтверждающих, что жилые помещения, занимаемые истцами, не являются аварийными и проживание в них истцов не представляет опасность для их жизни и здоровья.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает исковые требования истцов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом согласно требованиям действующего жилищного законодательства, ответчик обязан предоставить истцам вне очереди в границах городского округа <адрес> по договору социального найма благоустроенные, отвечающие санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, жилые помещения равнозначные по общей площади занимаемым истцами жилым помещениям.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194 – 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Ениной ФИО22, Ениной ФИО23, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Кудиновой Л.И., Енина ФИО24, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Ениной В.С., Петрова ФИО25, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Петровой А.Е., к Администрации городского округа город Воронеж о возложении обязанности предоставить вне очереди благоустроенные жилые помещения – удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Ениной ФИО26 на состав семьи <данные изъяты>: Енина ФИО27, Енин ФИО28, Енина ФИО29, Кудинова ФИО30, Енина ФИО31 вне очереди в границах городского округа <адрес> по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, жилое помещение равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес> состоящему из 2 комнат жилой площадью 30, 4 кв.м., общей площадью 44, 5 кв.м.
Обязать Администрацию городского округа город Воронеж предоставить Петрову ФИО32 на состав семьи <данные изъяты> человека: Петров ФИО33, ФИО8 вне очереди в границах городского округа г. Воронеж по договору социального найма благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям применительно к городскому округу <адрес>, жилое помещение равнозначное по общей площади занимаемому жилому помещению по адресу: <адрес> состоящему из 1 комнаты жилой площадью 15, 6 кв.м., общей площадью 15, 6 кв.м.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия судом настоящего решения в окончательной форме.
Судья Багрянская В.Ю.