Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 декабря 2010 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего: Сергеева Ю.С.
при секретаре: Скобелиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романовой П.М. к администрации Минусинского района о признании решения жилищной комиссии администрации Минусинского района об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении,
У С Т А Н О В И Л:
истица обратилась в суд с иском к администрации Минусинского района с требованиями о признании решения жилищной комиссии администрации Минусинского района об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, свои требования мотивировала тем, что является ветераном Великой Отечественной Войны (далее по тексту ВОВ), ветераном труда, вдовой участника ВОВ, репрессированной, проживает в с. Тесь Минусинского района. В 2005 году после смерти мужа истица стала проживать в доме одна. Жилой дом ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположен по адресу: с<адрес> стал разрушаться, пошли трещины в фундаменте, прогнили нижние бревна стен, в подполье замерз картофель, стал провисать потолок дома, оконные рамы и блоки требовали замены, стала отваливаться штукатурка, перекосилась печь, перестала работать водопроводная колонка из-за порыва трубы, в связи с чем, истица в апреле ДД.ММ.ГГГГ года продала свой дом и переехала жить к своей дочери. В мае ДД.ММ.ГГГГ года истица решила, что сможет проживать отдельно и приобрела жилой дом по <адрес>, который по мнению истицы был лучше того дома, в котором она проживала ранее по адресу: <адрес>. Построен дом был в ДД.ММ.ГГГГ году, был теплее и имел исправную водопроводную колонку, хотя и имел износ оконных и дверных блоков, просаженный фундамент, частично пораженные гнилью стены. При решении вопроса о выделении истице, как вдове участника и ветерану ВОВ квартиры было проведено обследование последнего жилья истицы – дома <адрес>, который был признан непригодным для проживания, после чего был обследован жилой дом <адрес>, в котором истица проживала ранее и данный жилой дом также был признан непригодным для проживания. В октябре ДД.ММ.ГГГГ года истица получила уведомление администрации Минусинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого узнала о том, что ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилье по причине «намеренного ухудшения жилищных условий». Истица не согласна с решением жилищной комиссии администрации Минусинского района, так как, продавая в апреле ДД.ММ.ГГГГ года свой дом по ул. <адрес>, не знала, что в 07 мая 2008 года выйдет Указ Президента РФ № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ» и не имела никакого умысла.
В судебное заседание истица не явилась, в суд предоставила заявление о рассмотрении дела в её отсутствии с участием её представителя по доверенности.
Представитель истицы по доверенности (л.д. 10) Ксензик Г.М. суду пояснила, что исковые требования Романовой П.М. поддерживает в полном объеме и просит суд признать решение жилищной комиссии администрации Минусинского района об отказе в постановке на учет Романовой П.М. в качестве нуждающейся в жилом помещении незаконным и обязать ответчика поставить на учет Романову П.М. в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Представитель ответчика по доверенности (л.д. 29) Валиулина Р.Ф. суду пояснила, что с исковыми требованиями администрация Минусинского района не согласна в полном объеме, так как истица, по мнению ответчика, намеренно ухудшила свои жилищные условия тем, что в апреле ДД.ММ.ГГГГ года продала жилой <адрес>. Действительно, на момент проверки технического состояния, как указанного жилого дома по ул. <адрес> так и дома <адрес> – месте настоящего жительства истицы, эти жилые помещения были признаны непригодными для проживания, однако истицей не было предоставлено в комиссию ни одного документа, свидетельствующего, что состояние проданного ею жилого дома на момент отчуждения (в ДД.ММ.ГГГГ году) позволяло бы сделать вывод о его непригодности для проживания, поэтому с учетом того, что жилой дом <адрес> непригоден для проживания в ДД.ММ.ГГГГ году, а дом <адрес> мог быть пригоден для проживания в ДД.ММ.ГГГГ году комиссия пришла к обоснованному решению, что Романова П.М., продала жилой дом в лучшем состоянии, а приобрела дом в худшем состоянии, поэтому оснований для постановки истицы на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.
Допрошенные в качестве свидетелей Петрова О.А. и Пуговкина О.П. суду пояснили, что проживают по соседству с истицей, неоднократно бывали у истицы в гостях по адресу ул. <адрес>. Свидетель Петрова О.А в новом доме по адресу: с. <адрес> значительно теплее, есть холодная вода, а в доме, который Романова П.М. продала, окна были старые и перекошенные, стены гнилые, печь покосившаяся.
Допрошенные в качестве свидетеля заместитель главы администрации Тесинского сельсовета Долганина Л.А., суду пояснила, что жилой дом <адрес> находится в плачевном состоянии, что сама свидетель могла наблюдать, так как неоднократно была внутри этого дома - стены и пол гнилые, печь практически развалилась, после продажи этого дома истицей новые хозяева сразу сделали дому капитальный ремонт – поставили пластиковые окна, обшили дом, переложили печь, однако несмотря на это дом при осмотре жилищной комиссией был признан аварийным.
Допрошенный в качестве свидетеля глава администрации Тесинского сельсовета Зотов А.А., суду пояснил, что жилой дом, проданный истицей по адресу с. <адрес> намного в более худшем состоянии, чем приобретенный истицей жилой дом <адрес>, так как в приобретенном доме истицей нормальная печь, которой можно дом натопить, дом повыше и год его постройки более поздний, чем дом по ул. <адрес>. Новые хозяева дома <адрес> провели там ремонт, и, не смотря на это, жилой дом признан жилищной комиссией непригодным для проживания.
Выслушав стороны, свидетелей, исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования Романовой П.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 ЖК категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с ч. 4 ст. 52 ЖК РФ документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки:
- обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
В силу ст. 23.2 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 14, 16 и 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании пп. «а» ст. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" Правительству Российской Федерации постановлено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.
На основании ст. 2 и 3 Закона Красноярского края № 10-4386 от 18.02.2010 года "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. При этом норма общей площади жилья, учитываемая при определении объема средств на приобретение ветерану жилого помещения в собственность либо при расчете размера единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, составляет 36 квадратных метров общей площади жилья.
Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном Красноярского края № 10-4386 от 18.02.2010 года.
В силу ст. 5 Закона Красноярского края № 18-4751 от 23 мая 2006 года "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, при наличии документов, указанных в ст. 6 Закона, подтверждающих право состоять на учете.
Судом установлено, что истица, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 35) является вдовой участника ВОВ и ветераном ВОВ (л.д. 11).
ДД.ММ.ГГГГ года истица продала принадлежащий ей жилой дом 5 <адрес> (л.д. 18).
Жилая площадь дома <адрес>, согласно техническому паспорту составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 16).
ДД.ММ.ГГГГ года истица приобрела жилой дом <адрес> (л.д. 19).
Жила площадь дома <адрес>, согласно техническому паспорту, составляет <данные изъяты> кв.м. (л.д. 20 оборот).
Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года № № (л.д. 21) и заключения № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 22) дом <адрес> ветхий и не пригоден для проживания.
Согласно акту обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года № № (л.д. 23) и заключения № № от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 24) дом 5 <адрес> ветхий и не пригоден для проживания.
Согласно выписки из ф.л.с. (л.д. 39), справки о составе семьи (л.д. 45) истица проживает в доме <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно заявлению (л.д. 36) истица обратилась к ответчику ДД.ММ.ГГГГ года и просила принять её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно решения от ДД.ММ.ГГГГ года № № жилищной комиссии администрации Минусинского района (л.д. 37) Романовой П.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей по адресу: <адрес>, отказано в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, так как Романовой П.М. совершены действия, повлекшие намеренное ухудшение жилищных условий – ДД.ММ.ГГГГ года был продан дом <адрес>, который у комиссии не имеется оснований признать непригодным для проживания на момент его продажи.
Суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, считает, решение жилищной комиссии администрации Минусинского района от ДД.ММ.ГГГГ года № № незаконным, поскольку оно основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, регламентирующего правовые гарантии социальной защиты участников ВОВ в Российской Федерации, в том числе и вопросы постановки на учет участников ВОВ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрены правовые гарантии социальной защиты участников ВОВ в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" участники ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз не зависимо от имущественного положения.
Аналогичные меры социальной поддержки предусматривает Закон края № 10-4386 от 18.02.2010 года "О порядке обеспечения жильем в Красноярском крае ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", согласно ст. 4 которого меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность.
Романова П.М. вправеполучить меры социальной поддержки по обеспечению жильем, как участник ВОВ, так как жилой дом, в котором она живет в настоящее время, признан в установленном порядке непригодным для проживания, следовательно, подлежит постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, суд считает, что вывод комиссии о намеренном ухудшении заявителем своих жилищных условий не основан на фактических обстоятельствах дела. В судебном заседании установлено, что истица, продав жилой дом, приобрела другой, большей жилой площади, что расценивается судом как избранный истицей способ улучшить свои жилищные условия. Оба дома комиссионно были признаны непригодными к проживанию на момент обращения истицы с указанным заявлением в орган местного самоуправления. Судом не могут быть приняты доводы стороны ответчика об умышленном ухудшении истицей своих жилищных условий, так как эти выводы строятся на предположениях того, что жилой дом <адрес> мог быть пригодным для проживания в ДД.ММ.ГГГГ году (на момент продажи), однако на момент подачи заявления Романовой П.М. о постановке на учет имеются доказательства обратного – жилой дом ветхий и для проживания не пригоден, чему не была дана надлежащая оценка комиссией при принятии решения об отказе в принятии истицы на учет.
Таким образом, суд считает необходимым требования Романовой П.И. удовлетворить – признать незаконным решения жилищной комиссии администрации Минусинского района об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязать поставить Романову П.И. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Романовой Прасковьи Михайловны удовлетворить.
Решение жилищной комиссии администрации Минусинского района № № от ДД.ММ.ГГГГ года признать незаконным.
Обязать администрацию Минусинского района Красноярского края принять на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении Романову П.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающую по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.
Председательствующий:
Мотивированный текст решения суда изготовлен 06 декабря 2010 года