Дело № 2-400/2021г
(24RS0028-01-2020-004403-02)
Р Е Ш Е Н И Е
и м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
02 марта 2021г Кировский районный суд г. Красноярска в составе: председательствующего судьи Майоровой О.А.
с участием помощника прокурора Кировского района г. Красноярск Логиновой А.Ю.,
представителя истца – МО г. Красноярск в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска, третьего лица (МКУ «Управление капитального строительства») – Сидоровой К.А.,
представителя ответчицы Кочкиной А.А. – Скворцова В.В.,
при секретаре Лейхтлинг Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Кочкиной А.А. , Короткому В.С. о принудительном выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности,
у с т а н о в и л
МО «Город Красноярск» в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска обратилось в суд с иском к Кочкиной А.А., Короткому В.С. о принудительном выкупе жилого помещения для муниципальных нужд, прекращении права собственности, выселении, признании права собственности, указывая на то, что многоквартирный жилой дом <данные изъяты> на основании заключения № 193 от 14.02.2014г признан аварийным, включен в перечень домов, подлежащих сносу и расселению в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярскому крае» на 2019-2025 годы, а земельный участок, на котором расположен дом, был признан подлежащим изъятию для муниципальных нужд. Собственником квартиры <данные изъяты> в вышеуказанном доме является Кочкина А.А., в котором также на регистрационном учете состоит Короткий В.С. 18.10.2019г ответчикам было направлено требование о сносе дома в срок до 01.02.2020г. С целью определения размера возмещения за изымаемое имущество ООО «ИнвестОценкаАудит» на основании заявления МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» была произведена оценка спорной квартиры, рыночная стоимость которой по состоянию на 30.07.2020г составила 1.718.037 руб (в том числе убытки, связанные с переселением, в размере 196.020 руб 20 коп). 13.08.2020г истец обратился к Кочкиной А.А. с предложением заключить соглашение о выплате возмещения за изымаемое имущество в размере 1.718.037 руб, однако, от заключения указанного соглашения последняя отказалась. Учитывая вышеизложенные обстоятельства, истец просит изъять для муниципальных нужд у Кочкиной А.А. квартиру <данные изъяты>, определить размер возмещения в сумме 1.718.037 руб, прекратить право собственности Кочкиной А.А. в отношении указанной квартиры, выселить и снять с регистрационного учета Кочкину А.А., Короткого В.С. из указанного жилого помещения, признать за МО «Город Красноярск» право собственности на квартиру № 2 по ул. Монтажников 20 в г. Красноярске.
В судебном заседании представитель истца – Сидорова К.А. (она же является представителем третьего лица - МКУ г. Красноярска «УКС»), действующая на основании доверенностей, поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, по изложенным в исковом заявлении основаниям, пояснила, что обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных аварийными, осуществляется путем выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, стоимость которого была определена в размере 1.717.037 руб.
Представитель ответчицы Кочкиной А.А. – Скворцов В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования истца признал частично, пояснил, что ответчица не согласна с суммой возмещения, предложенной истцом в качестве выкупа за жилое помещение, согласна с размером возмещения, определенного заключением судебной экспертизы (1.964.827 руб 60 коп).
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, ответчики Кочкина А.А., Короткий В.С. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, о причине своей неявки в суд не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступало (представитель третьего лица, ответчица просили рассмотреть дело в их отсутствие). В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся ответчиков и представителя третьего лица.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчицы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагающего необходимым удовлетворить иск, находит заявленные исковые требования законными, обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Согласно ч. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме, в том числе рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации, изложенным в Обзоре судебной практики за третий квартал 2012 года, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2012г, при определении выкупной цены жилого помещения, установленной частью 7 статьи 32 ЖК РФ, следует учитывать, что собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности может принадлежать земельный участок (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004г "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" № 189-ФЗ).
Из содержания положений части 2 статьи 16 Федерального закона № 189-ФЗ следует, что право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, возникает у собственников помещений в таком доме со дня проведения государственного кадастрового учета.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ), в Постановлении от 28.05.2010г № 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в Федеральном законе от 29.12.2004г № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16 данного Закона).
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Часть 7 статьи 32 ЖК РФ, конкретизирующая положения статей 35 (часть 3) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища и принудительного отчуждения имущества для государственных нужд без предварительного и равноценного возмещения, закрепляет порядок определения размера возмещения, предусматривающий включение в него как рыночной стоимости жилого помещения и доли в праве общей собственности на общее имущество, в том числе доли на земельный участок, так и всех убытков, причиненных собственнику жилого помещения его изъятием (Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018г № 1771-О).
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014г, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме, в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007г № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп. При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Кочкина А.А. на основании договора купли-продажи от 02.02.1996г является собственником жилого помещения общей площадью 40,0 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты> право собственности зарегистрировано в Управлении Росреестра по Красноярскому краю в установленном законом порядке.
Согласно выписке из домовой книги от 27.02.2020г, выданной ООО УК «Иннокентьевский», на регистрационном учете в указанном жилом помещении с 16.04.2001г состоит Кочкина А.А., с 10.03.2003г – ее сын Короткий В.С. <данные изъяты>
Многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты> на основании заключения межведомственной комиссии <данные изъяты> от 14.02.2014г, назначенной постановлением администрации г. Красноярска от 21.05.2010г № 210, признан аварийным и подлежащим сносу (ухудшение в связи с физическим износом 68% в процессе эксплуатации). Указанный многоквартирный дом внесен в перечень аварийных домов, подлежащих сносу и расселению в рамках реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Красноярского края 29.03.2019г.
18.10.2019г Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска в адрес Кочкиной А.А. было направлено уведомление - требование о сносе дома в срок до 01.02.2020г.
Поскольку снос дома ими в установленный срок не был осуществлен, распоряжением Администрации г. Красноярска от 13.05.2020г № 54-арх принято решение об изъятии земельных участков и жилых помещений, в том числе жилого помещения <данные изъяты>, расположенного на земельном участке <данные изъяты>, для муниципальных нужд. Соответствующее уведомление 19.05.2020г было направлено в адрес Кочкиной А.А., факт получения которого подтверждается соответствующим почтовым уведомлением.
По заданию администрации МКУ г. Красноярска «Управление капитального строительства» ООО "ИнвестОценкаАудит» подготовило отчет об оценке <данные изъяты> от 05.08.2020г, согласно которому рыночная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты> по состоянию на 30.07.2020г, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД, стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок, убытков, причиненных собственнику при изъятии жилого помещения, составила 1.718.037 руб.
13.08.2020г МО «Город Красноярск» подготовило соответствующий проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд путем выплаты возмещения, полученный Кочкиной А.А. 17.08.2020г, однако, от подписания указанного соглашения на предложенных условиях 20.10.2020г она отказалась, ссылаясь на несогласие с размером выкупной цены.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований МО «Город Красноярск», суд исходит из следующего.
Постановлением Правительства Красноярского края от 29.03.2019г № 144-п утверждена региональная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Красноярском крае на 2019-2025 годы», задачами которой являются строительство, в том числе участие в долевом строительстве многоквартирных домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, в том числе строительство, а также участие в долевом строительстве домов, перечисленных в п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц), для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, в том числе у лиц, не являющихся застройщиками домов, для последующего предоставления жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда; выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со ст. 32 ЖК РФ.
<данные изъяты> включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017г, являющийся приложением к вышеуказанной программе.
Определением суда от 22.12.2020г по делу была назначена оценочная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам ООО ЦНЭ «Профи». Согласно заключению эксперта ООО ЦНЭ «Профи» от 22.01.2021г, рыночная стоимость квартиры <данные изъяты> общей площадью 40 кв.м., расположенной по адресу: <данные изъяты>, с учетом стоимости доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок, стоимости убытков, составила 1.964.827 руб 60 коп, из которых: рыночная стоимость жилого помещения – 1.537.705 руб 60 коп, рыночная стоимость доли в праве общей долевой собственности на общее имущество, включая долю в праве общей долевой собственности на земельный участок – 256.253 руб 60 коп, рыночная стоимость убытков, причиненных собственнику в связи с изъятием жилого помещения для муниципальных нужд – 170.868 руб 40 коп. Оснований не доверять указанному заключению эксперта, вопреки доводам представителя истца, который не заявлял ходатайства о проведении повторной (дополнительной) экспертизы, не имеется, поскольку оно подготовлено в соответствии с требованиями законодательства, в рамках поставленных сторонами вопросов, экспертом, обладающим достаточной квалификацией и опытом работы, имеющим соответствующее образование и необходимую подготовку, а потому указанное заключение суд находит допустимым и достаточным доказательством, отвечающим требованиям ст. 86 ГПК РФ, обосновывающим заявленные истцом исковые требования.
Таким образом, суд находит, что Кочкина А.А. как собственник жилого помещения, признанного аварийным и включенного в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право на его выкуп по указанной в заключении эксперта стоимости, она реализовала свои конституционные права путем выбора способа обеспечения своих прав путем выплаты ей выкупной цены взамен изымаемого жилого помещения, ответчики подлежат выселению из занимаемого жилого помещения после выплаты собственнику выкупной цены, снятию с регистрационного учета, право же МО «Город Красноярск» на жилое помещение, признанное аварийным, подлежит признанию.
Вместе с тем суд считает излишне заявленным требование МО «Город Красноярск» о прекращении права собственности Кочкиной А.А. на жилое помещение, признанное аварийным, поскольку прекращение права собственности презюмируется в силу положений ст. 279 ГК РФ, а потому указание на это в решении суда является излишним.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
Изъять для муниципальных нужд у Кочкиной А.А. жилое помещение, расположенное по адресу: <данные изъяты> путем выкупа, определив выкупную цену в сумме 1.964.827 рублей 60 копеек.
Выселить и снять с регистрационного учета Кочкину А.А. , Короткого В.С. из жилого помещения, расположенного по адресу: <данные изъяты>, после выплаты выкупной цены за жилое помещение.
Признать право собственности на жилое помещение по адресу: <данные изъяты> за муниципальным образованием «Город Красноярск».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Красноярска в течение 1 месяца со дня изготовления полного текста решения (16 час 00 мин 10.03.2021г).
Председательствующий Майорова О.А.