Судья Гавура О.В. Дело №2-943/2020
(первая инстанция)
№33-1713/2020
(апелляционная инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 июня 2020 года
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей СулеймА. А.С., Устинова О.И.,
при секретаре Осколович Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе по докладу судьи СулеймА. А.С. апелляционную жалобу истца Черетских О. А. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 февраля 2020 года по гражданскому делу по иску Черетских О. А. к Военному комиссариату города Севастополя о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛА:
В январе 2020 года истец Черетских О.А. обратился в суд, просил установить размер пенсии с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30 процентов, которая соответствует выслуге от 20 до 25 лет с момента снижения размера пенсионных выплат, с мая 2016 года, обязать ответчика Военный комиссариат города Севастополя произвести перерасчет пенсии с учетом изменения индекса потребительских цен, компенсировать моральный вред в размере 50 000 рублей.
Требования иска мотивированы тем, что ответчиком незаконно в 2016 году уменьшен размер пенсии, при расчете выслуги лет для исчисления надбавки не учтен период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 февраля 2020 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Черетских О.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение, исковые требования удовлетворить. Указывает, что судом первой инстанции не установлено неправильное начисление истцу пенсии при ее назначении в 1995 году. Пенсия назначена истцу в соответствии с законодательством Российской Федерации, выслуга лет для определения процентной надбавки исчислена в соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года «О некоторых мерах, связанных с исполнением закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», согласно которому бесспорно подлежит зачету в выслугу лет период службы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 02 года 10 месяцев 12 дней, что в совокупности с учтенной ответчиком выслугой 17 лет 02 месяцев 22 дня дает в сумме 20 лет 29 дней и соответствует надбавке в размере 30%. При принятии решения районный суд руководствовался нормами законов, принятых после назначения истцу пенсии и не подлежащих применению при исчислении размера пенсии истца.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Черетских О.А. апелляционную жалобу поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Военного комиссариата города Севастополя Деменцевич В.С., действующий на основании доверенности, возражал против доводов апелляционной жалобы, просил отказать в ее удовлетворении.
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, усматривает основания к отмене судебного решения, исходя из следующего.
Районным судом установлено и следует из материалов дела, что Черетских О.А. на основании приказа Министра обороны Украины от ДД.ММ.ГГГГ № истец был уволен из Вооруженных сил Украины в запас.
Согласно данным послужного списка личного дела Черетских О.А. проходил военную службу в Вооруженных Сила Союза СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что в общей сумме составляет 13 лет 06 месяцев 19 дней в календарном исчислении.
Срок прохождения службы в Вооруженных Силах Украины в общем порядке составляет 03 года 06 месяцев 24 дня в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом льготного исчисления выслуга лет на пенсию Черетских О.А. составила 24 года 05 месяцев 20 дней, в том числе 17 лет 01 месяц 13 дней, льготная – 07 лет 04 месяцев 07 дней.
После прибытия Черетских О.А. в город Севастополь на постоянное место жительства в результате проверки пенсионного дела военным комиссариатом города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ размер процентной надбавки за выслугу лет истцу был снижен с 30 до 25 процентов соответствующих окладов денежного содержания, учитываемых при исчислении пенсии, что соответствует выслуге истца в размере 17 лет 01 месяц 13 дней.
Разрешая возникший спор, и отказывая в удовлетворении исковых требований Черетскому О.А. о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии для определения процентной надбавки с учетом службы в Украине, суд исходил из того, что законных оснований для возложения на ответчика такой обязанности не имеется.
Судебная коллегия с такими выводами районного суда согласиться не может, поскольку они сделаны при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела и неправильным применением норм материального права.
Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств определен Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 указанного Соглашения в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.
Согласно пункту 2 статьи 2 Соглашения размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.
Таким образом, Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15 мая 1992 года, определен общий порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также порядок зачтения в общую выслугу лет для назначения пенсий и не рассматривается вопрос определения процентной надбавки за выслугу лет для исчисления пенсий.
По смыслу пункта 2 статьи 2 Соглашения процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств-участников, на территории которых проживает военнослужащий, и в таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.
В своем консультативном заключении №01-1/2-09 от 09 декабря 2009 года Экономический Суд Содружества Независимых Государств однозначно заключил, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Соглашения от 15 мая 1992 года по нормам законодательства государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие.
Установление денежного довольствия военнослужащих и отдельных выплат военнослужащим с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, выполняемых задач, а также условий и порядка прохождения ими военной службы регламентируется положениями Федерального закона Российской Федерации от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
В соответствии с пунктом 13 статьи 2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в 25 процентом размере – при выслуге от 15 до 20 лет; 30 процентов - при выслуге от 20 до 25 лет.
Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки, указанной в части 13 настоящей статьи, определяются Правительством Российской Федерации (часть 14 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 07 ноября 2011 года №306-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 года №1074, военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении, в том числе, периоды:
б) военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств - участников Содружества Независимых Государств;
в) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств - участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);
д) военной службы граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Черетских О.А. проходил военную службу в Вооруженных Силах Союза ССР, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - в Вооруженных Силах Украины, откуда уволен в запас в связи с сокращением штатов.
Из материалов дела усматривается, что Черетских О.А. является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно сведениям, предоставленным УМВД России по городу Севастополю по запросу Севастопольского городского суда, Черетских О.А. документирован паспортом гражданина Российской Федерации, выданным ДД.ММ.ГГГГ, является гражданином Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года №1948-1 «О гражданстве Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, Военным комиссариатом города Севастополя при расчете ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет учтен период военной службы в календарном исчислении с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 17 лет 01 месяц 13 дней, и ежемесячная надбавка установлена в размере 25%.
При расчете ежемесячной надбавки ответчиком исключен период военной службы истца в Вооруженных Силах Украины с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года №4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное Законом Российской Федерации, только до окончания переходного периода (т.е. 31 декабря 1994 года).
Данное регулирование связано с установлением статьей 62 Закона Российской Федерации от 11 февраля 1993 года №4455-I «О воинской обязанности и военной службе» переходного периода, в течение которого гражданин Российской Федерации, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законодательством Российской Федерации.
Указанный переходный период в силу статьи 56 данного Закона Российской Федерации и пункта 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 года №4457-I «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» был установлен до 31 декабря 1994 года. При этом в соответствии с пунктом 5 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 19 мая 1993 года №4983-I «О некоторых мерах, связанных с исполнением Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе» граждане Российской Федерации, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР и СНГ до принятия этих воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и заключившие контракт о прохождении военной службы в национальных армиях государств - республик бывшего СССР, сохраняли правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, до 31 декабря 1999 года при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих двусторонних межгосударственных договоров. В случае несоблюдения закрепленных в данном Постановлении условий правовое положение указанных лиц, предусмотренное законами Российской Федерации, сохранялось только до 31 декабря 1994 года.
Разрешая заявленные исковые требования истца, районный суд указанные положения законодательства не учел, в то же время, из них следует вывод о том, что истец, являвшийся гражданином Российской Федерации и проходивший военную службу в ВС Украины до 31 декабря 1994 года, сохранял правовое положение военнослужащего, предусмотренное законами Российской Федерации, в том числе, при исчислении выслуги лет.
Учитывая изложенное, период военной службы в Украине с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежит учету при расчете ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет истцу, которая в совокупности с данным периодом превысит 20 лет, что соответствует надбавке за выслугу лет в размере 30%.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет пенсии истца с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%. Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 февраля 2020 года подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы Черетских О.А. с вынесением нового решения о частичном удовлетворении исковых требований.
С учетом изложенного, имеются законные основания для возложения на ответчика обязанности по пересчету размера пенсии истца с учетом процентной надбавки за выслугу лет в размере 30%.
Согласно статье 43 и части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсии лицам, проходившим военную службу, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих; для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклады по должности, воинскому или специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия; пенсии, подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий.
Таким образом, перерасчет пенсии должен быть произведен ответчиком с учетом соответствующей индексации.
Отказывая в удовлетворении требования истца об установлении истцу размера пенсии с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30%, судебная коллегия исходит из отсутствия полномочий у суда по установлению размера пенсии, поскольку суд пенсионным органом не является, а является органом, разрешающим спор. Кроме того, данное требование фактически сводится к несогласию истца с размером пенсии, установленной ответчиком, в связи с чем может быть реализовано путем понуждения ответчика к перерасчету пенсии с учетом соответствующей надбавки.
Требование Черетских О.А. о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежит, поскольку в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда (физические или нравственные страдания), в случае, причинения ему таковых действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, либо в других случаях, предусмотренных законом.
В данном гражданском деле истец не доказал, что ему причинены физические либо нравственные страдания, а Законами, на которые истец ссылался в обоснование исковых требований, не предусмотрена компенсация морального вреда.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 февраля 2020 года отменить, апелляционную жалобу истца Черетских О. А. удовлетворить.
Принять по делу новее решение.
Исковые требования Черетских О. А. к Военному комиссариату города Севастополя удовлетворить частично.
Обязать Военный комиссариат города Севастополя произвести перерасчет пенсии Черетских О. А. с 01 мая 2016 года с учетом надбавки за выслугу лет в размере 30% с учетом индексации.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке.
Председательствующий судья: Ж.В. Григорова
Судьи: А.С. СулеймА.
О.И. Устинов