РЕШЕНИЕ
гор.Лесной Свердловской области 01 июля 2014 года
Судья городского суда города Лесного Свердловской области Саркисян Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Азановой К.И.
с участием:
лица, привлекаемого к административной ответственности, Сухова С.В., его защитника Плевако Е.А.,
представителя ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» по пожарному надзору Абрамукова А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Сухова С.В. на постановление № 23 государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» по пожарному надзору от 06 мая 2014 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ в отношении должностного лица Сухова С.В., начальника цеха ***
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» по пожарному надзору Соколовой Т.И. начальник цеха *** подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 7 000 рублей за то, что должностным лицом были нарушены требования пожарной безопасности, выразившиеся в следующем: использование пожарной техники для хозяйственных нужд или для выполнения производственных задач - на пожарных гидрантах установлены пожарные колонки, чем нарушены требования ст. 4 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании», п.З ст. 4, ст.5, п. 1, п. 2 ст. 127 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ); п. 1.7 ГОСТ 12.4.009-83* «Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 10 октября 1983 г. N 4882, за что предусмотрена административная ответственность частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Действия должностного лица квалифицированы по ч.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с этим, Сухов С.В. обжаловал постановление государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» по пожарному надзору в суд и просит его отменить, указав на то, что установка пожарных колонок на пожарные гидранты совершена только с учетом крайней необходимости – для обеспечения питьевой водой жителей близлежащим домов.
В судебное заседание Сухов С.В., а также его защитник поддержали доводы жалобы, просят постановление отменить, производство по делу прекратить. Сухов С.В. пояснил суду, что цех *** как подразделение, ответственное за техническое обслуживание и обеспечение работоспособности пожарных гидрантов, расположенных на территории ГО «Город Лесной», на наружных сетях водопровода, находящихся на балансе ***. Он, как начальник цеха ***, является ответственным лицом за качественное и своевременное выполнение строительно-монтажных работ по замене сетей наружного водопровода. В декабре 2013 года на водопроводе по адресу *** произошла авария, для устранения которой требовалось время. Для обеспечения жителей близлежащих домов питьевой водой было принято решения о временном использовании пожарных гидрантах, на которые были установлены пожарные колонки. В настоящее время по водопроводе на перекрестке ул. *** проезд работы закончены, на *** работы по замене водопровода не закончены, пожарные колонки до настоящего времени установлены на пожарных гидрантах, но это никоим образом не может отразиться на использовании пожарного гидранта, так как можно подключить пожарные рукава и использовать при пожаротушении. Считает, что действовал в состоянии крайней необходимости, в связи с чем в его действиях нет состава правонарушения, просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
Выслушав доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, государственного инспектора по пожарному надзору Абрамукова А.В., возражавшего по существу жалобы, исследовав представленные материалы, суд пришел к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2).
Статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (ч. 1).
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности (ч. 2).
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона (ч. 3).
В соответствии требований ст. 126, п. 1, п. 2 ст. 127 Федерального закона от 22.07.2008г. № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ):
- пожарное оборудование (пожарные гидранты, гидрант-колонки, колонки, напорные и всасывающие рукава, стволы, гидроэлеваторы и всасывающие сетки, рукавные разветвления, соединительные головки, ручные пожарные лестницы) должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих веществ к месту пожара с требуемым расходом и рабочим давлением, необходимым для тушения пожара в соответствии с тактикой тушения пожаров, а также проникновения личного состава подразделений пожарной охраны в помещения зданий и сооружений.
- п. 1. Пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
- п. 2. Пожарные колонки должны обеспечивать возможность открывания (закрывания) подземных гидрантов и присоединения пожарных рукавов для отбора воды из водопроводных сетей и ее подачи на цели пожаротушения.
В соответствии требований п. 1.7 ГОСТ 12.4.009-83* «Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание», утвержденного постановлением Госстандарта СССР от 10 октября 1983 г. N 4882, «пожарная техника должна применяться только для борьбы с пожаром. Использование пожарной техники для хозяйственных нужд или для выполнения производственных задач запрещается».
Согласно приложения 1 одним из видов пожарной техники является пожарное оборудование водопроводных сетей (пожарные клапаны, пожарные подземные гидранты, гидрант - колонки).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3-8 настоящей статьи.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.4 КоАП РФ, являются общественные отношения по обеспечению защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, а объективная сторона состоит в нарушении требований пожарной безопасности.
Обязательным условиям привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ является установление признака противоправности деяния, то есть факта нарушение нормативно закрепленного требования пожарной безопасности.
Как следует из протокола об административном правонарушении № 23 от 29.04.2014 г. в г. Лесной 27 апреля 2014 года 13 часов 30 минут на перекрестке ул. ***, Сухов С.В., являясь начальником цеха *** - подразделения, ответственного за техническое обслуживание и обеспечение работоспособности пожарных гидрантов, расположенных на территории ГО «Город Лесной», на наружных сетях водопровода, находящихся на балансе *** допустил использование пожарной техники для хозяйственных нужд или для выполнения производственных задач: на пожарных гидрантах установлены пожарные колонки. Данный факт – использование пожарной техники для хозяйственных нужд (обеспечение жителей водой) не оспаривается и самим Суховым С.В., а также подтверждается материалами дела: представленными фотографиями, рапортом об обнаружении факта использования пожарных гидрантах с установкой на них пожарных колонок с заполненными пожарными рукавами для отбора воды из водопроводных сетей наружного водопровода и ее подачи для хозяйственных нужд.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности послужили основанием для вынесения постановления о привлечении начальника цеха *** к административной ответственности. Его действия правильно квалифицированы по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, поскольку указанные в протоколе нарушения образуют состав данного административного правонарушения.
Действия Сухова С.В. не подпадают и под понятие крайней необходимости по смыслу, придаваемому в статье 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Довод жалобы в этой части основан на неверном толковании закона.
Статьей 2.7 КоАП РФ установлено, что не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности препятствуют своевременному предотвращению воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременной эвакуации и спасению людей на случай пожара, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч. 1 КоАП РФ соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ. Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, не установлено.
Между тем, при назначении должностному лицу не учтены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение данного административного правонарушения, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, в связи с чем, суд полагает возможным снизить размер административного штрафа до 2000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.2-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
Постановление государственного инспектора ФГКУ «Специальное управление ФПС № 6 МЧС России» по пожарному надзору о привлечении Сухова С.В. к административной ответственности по ст.20.4 ч.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, снизить размер административного штрафа до 2000 руб., жалобу Сухова С.В. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях - в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения через городской суд города Лесного Свердловского области.
Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано помимо лиц, указанных в части 1 статьи 30.1 КоАП РФ, должностным лицом, вынесшим такое постановление.
Текст решения изготовлен в совещательной комнате с помощью технических средств
Судья Саркисян Т.В.