Дело №2-6402/13 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2013 года г. Махачкала
Федеральный суд Советского района г. Махачкала в составе:
председательствующего Алимирзоева З.А.,
при секретаре Саидахмедовой Р.К.,
с участием представителя истца Юсупова З.А., представителя Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по РД Кахаева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Юсуповой ФИО8 к Министерству Финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по РД о возмещении материального ущерба, причиненного стихийным бедствием,
У С Т А Н О В И Л:Юсупова А. М. обратилась в суд с иском к Министерству Финансов РФ в лице УФК по РД о возмещении материального ущерба, причиненного стихийным бедствием в размере <данные изъяты>, а также сумму в размере <данные изъяты>, потраченные на услуги представителя, ссылаясь на то, что выделенное ему домостроение было принято рабочей комиссией по приемке законченного строительством здания.
В сентябре 2009 года в результате сильных ливневых дождей, которые выпали на территории Республики Дагестан, в частности в с. Новолак Новолакского района, мое домостроение было потоплено. Тогда же, для подтверждения факта повреждений жилого дома и получения в последующем полагающейся компенсации, я и другие пострадавшие нашего района обратились в Администрацию Новолакского района и исполнительные органы Республики Дагестан. Однако по настоящее время данная компенсация истцу не выплачена и когда это произойдет, не известно. Он живет со своей семьей в полуразрушенном доме, который требует полного восстановления, однако у истца нет денежных средств для его восстановления. После этого обращения, согласно распоряжение Главы МО «Новолакский район» №14 от 29.09.2009г. образована комиссия для определения ущерба. Данная комиссия, после выезда на место жительство пострадавших, подтвердила факт повреждения их жилых домов и обещала собрать необходимые документы и произвести выплаты компенсаций по ущербу, причиненного стихийным бедствием. Но до сегодняшнего дня, каких либо действий по выплатам компенсаций не произвели.
На наши неоднократные коллективные обращения в различные инстанции исполнительной власти РД, а именно в Администрацию МО с.Тухчар Новолакского района от 06.09.2012, в Администрацию МО Новолакского района от 29.05.2012 г., Главное управление МЧС РФ по Республике Дагестан от 08.08.2012, Председателю Правительства РД от 29.09.2009 г. о выплате компенсаций не привели к успеху, данные органы не спешили исполнять свои обязательства по выплатам пострадавшим материальной компенсации, причиненного стихийным бедствием.
Список жителей на получение единовременной материальной помощи, пострадавших в результате стихийного бедствия, мы получили после обращения в суд с жалобой на бездействия администрации МО «Новолакский район. Решением новолакского районного суда от 19 июля 2011 года, решено обязать администрацию МО «Новолакский район предоставить заверенные копии документов, составленных при обследований домостроений, пострадавших в результате наводнения 2009году.
Для подтверждения факта повреждения моего домостроения я обратилась в Дагестанскую строительную и независимую экспертную компанию ЗАО «ДЭСК», которая согласно Акта экспертного исследования за № от ДД.ММ.ГГГГ пришла к выводу, что степень повреждения моего жилого дома, расположенного <адрес> составляет 48%. Техническое состояние строительных конструкций исследуемого объекта, а именно фундамента, стен, крыши, перекрытия, а также инженерного оборудования удовлетворительное. Конструктивные элементы в целом пригодные для эксплуатации, но требуется некоторый капитальный ремонт, наиболее целесообразный для этой стадии. Стоимость ремонтно-восстановительных работ образовавшихся в результате затопления исследуемого жилого дома литер «А», расположенного в <адрес>, принадлежащего на праве собственности Юсуповой А.М., составляет <данные изъяты>.
Полагает, что своими действиями Администрация Новолакского района РД нарушила его конституционное право на жилище, поскольку, при отсутствии достаточных средств, данный вопрос должен был быть разрешен на уровне Правительства РД, чего сделано не было.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Юсупов З.А., действующий на основании доверенности, иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель Управления федерального казначейства по РД по доверенности Кахаев М.А., действующий на основании доверенности, иск не признал и пояснил, что в соответствии со ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности установлен в три года и применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении срока. По данной категории дел специальных сроков законодательством не предусмотрено. Из чего следует, что заявителем пропущен срок исковой давности, что является основанием для отказа в удовлетворении требований.
В исключительных случаях, когда суд признает уважительной причину пропуска срока исковой давности по обстоятельствам, связанным с личностью истца (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность), нарушенное право гражданина подлежит защите. Причины пропуска срока исковой давности могут признаваться уважительными, если они имели место в последние шесть месяцев срока давности, а если этот срок равен шести месяцам или менее шести месяцев – в течение срока давности.
В силу указанных статей, а также ст.152 ГПК РФ и разъяснений Постановления Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности» истечение срока исковой давности, пропущенного без уважительных причин, является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
События, которые описываются в заявлении истца происходили в сентябре 2009 г. и соответственно с этого дня прошло более трех лет.
В связи, с чем заявляет ходатайство о применении сроков исковой давности.
Также в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 750 (ред. от 17.08.2010) "О порядке выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" (вместе с "Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций последствий стихийных бедствий"), федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при недостаточности бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете и бюджетах субъектов Российской Федерации для ликвидации чрезвычайных ситуаций, не позднее одного месяца с даты возникновения чрезвычайной ситуации могут обращаться в Правительство Российской Федерации с просьбой о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
При обращении должны быть указаны данные о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
По поручению Председателя Правительства Российской Федерации или одного из заместителей Председателя Правительства Российской Федерации Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассматривает в 3-месячный срок с даты подписания этого поручения вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопроса о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий не позднее одного месяца с даты подписания поручения, документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований, в том числе при необходимости заключение Министерства регионального развития РФ (или его территориального органа) по объектам (зданиям и сооружениям), имеющим повреждения основных несущих конструкций.
Перечень и правила оформления обосновывающих документов устанавливаются совместным актом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства финансов РФ.
По результатам совместного с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями рассмотрения обосновывающих документов Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий вносит в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения.
В случае непредставления обосновывающих документов в установленный срок вопрос о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации не рассматривается и по представлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий контроль за исполнением поручения прекращается в порядке, установленном Регламентом Правительства РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. N 260.
Основанием для выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайной ситуации является решение Правительства Российской Федерации, в котором указываются общая сумма выделяемых бюджетных ассигнований и их распределение по проводимым мероприятиям. При выделении бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение неотложных аварийно-восстановительных работ на объектах, в решении Правительства Российской Федерации указывается распределение бюджетных ассигнований по объектам.
Истец не был включен своевременно в список, представленный для оказания материальной помощи Администрацией Новолакского и Кумторкалинского районов РД, из чего следует, что Правительство РФ, Министерство Финансов РФ не могло разрешить вопрос об оказании помощи истцу.
В Постановлении Правительства РФ N 750 от 13.10.2008 четко указано, что Министерство финансов РФ осуществляет перечисление средств из резервного фонда для пострадавших не позднее месяца со дня принятия Правительством РФ соответствующего решения.
Министерство Финансов РФ все денежные средства, выделенные согласно указанным распоряжениям Правительства РФ перечислило на счета администраций городов и районов для дальнейшего распределения их на блокированные счета пострадавших по спискам, утвержденным ранее. Следовательно, вины Министерства финансов РФ в не получении истцом денежных средств нет, в связи, с чем просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд признает иск Юсуповой А.М. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждения его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с Положением о порядке переселения лакского населения Новолакского района на новое место жительства, утвержденным Постановлением Совета Министров РД № 28 от 17 февраля 1993 г. N 28 (в ред. Постановлений Правительства РД от 16.07.2004 N 177, от 24.12.2009 N 465,от 23.11.2010 N 427, от 20.04.2011 N 118) переселение жителей лакской национальности Новолакского района осуществляется во исполнение постановления III съезда народных депутатов ДССР "О практических мерах по выполнению решений съездов народных депутатов Дагестанской ССР и реализации Закона РСФСР "О реабилитации репрессированных народов".
Организацию процесса переселения и решение других вопросов, связанных с этим процессом, Правительство Республики Дагестан возлагает на Управление Правительства Республики Дагестан по вопросам переселения и реабилитации репрессированных народов (далее - Управление) (п. 1.2 в ред. Постановления Правительства РД от 23.11.2010 N 427).
Переселение проводится поэтапно семьями и населенными пунктами в соответствии с графиком, утвержденным Управлением по согласованию с администрацией муниципального образования «Новолакский район».
Согласно гл. 4 и 7 Положения о порядке и условиях расчетов за оставляемые жилые дома, строения, многолетние насаждения, а также финансирования строительства жилья и его передачи в собственность лакскому населению, переселяемому из Новолакского района на новое место жительства, утвержденного постановлением Правительства РД от 19 марта 2007 г. №74 финансирование строительства жилья по договору строительного подряда осуществляется на основании утвержденных комиссией списков и в соответствии с договором строительного подряда, заключаемым между заказчиком-застройщиком и подрядной организацией, определенной на конкурсной основе.
Приемка законченного строительством жилья осуществляется приемочной комиссией, образуемой заказчиком – застройщиком.
Лицам лакской национальности Новолакского района жилые дома, построенные на новом месте жительства предоставляются в собственность безвозмездно. Основаниями для предоставления в собственность жилых домов, построенных для переселившихся граждан являются выписка из решения комиссии о переселении на новое место жительства, акт приемки завершенного строительством жилого дома приемочной комиссией.
Согласно справке филиала ГУП «Дагтехинвентаризация» по Новолакскому району Юсуповой ФИО8 принадлежит жилой дом на праве собственности в <адрес> переселенческого района.
Из протокола заседания КЧС МО «Новолакский район» от 28.09.2009 г. следует, что в результате продолжительных ливневых дождей (паводка) с 06 по 07 сентября 2009 г. жилые дома в с.Тухчар и в с.Новолакское затоплены. Пострадало имущество и приусадебные участки. В домах, подвергшихся затоплению, конструктивных разрушений и трещин нет. Со временем возможны осадки фундаментов несущих конструкции и перегородок. Есть опасность обвала сараев, построенных из самана. Нанесен ущерб объектам жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы. Случившееся является ситуацией чрезвычайного природного характера.
29.09.2009г. главой МО «Новолакский район» составлено донесение Председателю Правительства РД о последствиях ливневых дождей, прошедших 21-29 сентября 2009г., указано, что в с. Новолакское подтоплено 26 домов, в селении Тухчар -112 домов, в с. Дучи – 190 домов, в с. Новокули – 6 домов; общая сумма ущерба определена в размере 16500000 руб.
Распоряжением главы МО «Новолакский район» от 29.09.2009г. образована комиссия для определения ущерба, нанесенного домостроениям в с.Тухчар, с.Новолакское, с.Дучи в результате сильных ливневых дождей, прошедших с 20 по 29 сентября 2009года.
Постановлением Главы МО «Новолакский район» от 01.10.2009 г. главам сельских муниципальных образований совместно с комиссиями по ЧС сел поручено подготовить списки пострадавших жителей и представить в отдел ГОЧС.
Согласно Акту экспертного исследования № от ДД.ММ.ГГГГ обследован жилой дом Юсуповой А.М. в <адрес>, на момент осмотра была установлена степень повреждения исследуемого дома, которая составила 48%. Техническое состояние строительных конструкций исследуемого объекта, а именно: фундамента, стен, крыши, перекрытия, а также инженерного оборудования удовлетворительное. Конструктивные элементы в целом пригодные для эксплуатации, но требуется некоторый капитальный ремонт, наиболее целесообразный для этой стадии. Стоимость ремонтно-восстановительных работ образовавшихся в результате затопления исследуемого жилого дома литер «А», расположенного в <адрес>, принадлежащего на праве собственности Юсуповой А.М., составляет <данные изъяты>.
Акт экспертного исследования суд признает обоснованным, достоверным и принимает его за основу при вынесении решения суда по делу.
Согласно ст.18 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 года (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 N 129-ФЗ,от 22.08.2004 N 122-ФЗ,, от 28.12.2010 N 412-ФЗ,от 29.12.2010 N 442-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
В части заявленного ответчиком ходатайства о применении срока исковой давности, суд приходит к мнению, что оно не подлежит удовлетворению в связи с тем, что жители пострадавших домов, а в том числе и Юсупова А.М. неоднократно обращались в различные инстанции исполнительной власти РД и РФ, а именно в Администрацию МО с. Новокули Новолакского района от 06.08.2012г., в Администрацию МО Новолакского района от 29.05.2009г., Главное управление МЧС РФ по Республике Дагестан от 08.08.2012г., Председателю Правительства РД от 29.09.2009г. о выплате компенсаций. Однако по настоящее время данные обращения не привели к успеху и указанные органы не исполнили свои обязательства по выплатам пострадавшим материальной компенсации, причиненного стихийным бедствием. В связи с чем, срок исковой давности необходимо считать с момента последнего обращения граждан в исполнительные органы Республики Дагестан и Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец оплатил представителю за оказанные ему юридические услуги <данные изъяты>.
Из материалов дела видно, что представителем было составлено исковое заявление, представитель участвовал в судебном заседании и с учетом характера и объема, оказанных истцу юридических услуг, суд считает возможным взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>, что соответствует требованиям разумности и справедливости.
При изложенных обстоятельствах иск Юсуповой А.М. подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Юсуповой ФИО8 - удовлетворить.
Взыскать с Министерства Финансов РФ – за счет средств Казны РФ в пользу Юсуповой ФИО8 ущерб, причиненный повреждением жилого дома, в размере <данные изъяты>, расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД через Советский районный суд г. Махачкалы в течение месяца со дня вынесения.
Федеральный Судья: подпись
ВЕРНО
Судья З.А. Алимирзоев
Решение отпечатано в совещательной комнате.