Дело №2а-486/2024 УИД 77RS0023-02-2024-001131-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
адрес 05 марта 2024 года
Савеловский районный суд адрес в составе председательствующего судьи Мещеряковой Н.В., при секретаре фио, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-486/2024 по административному иску Романовой Софьи Владимировны Савеловскому ОСП ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес, заинтересованное лицо ООО «Феникс», о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
Административный истец Романова С.В. обратилась в суд с административным иском к Савеловскому ОСП ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес о признании бездействия, выразившегося в непринятии предусмотренных законом действий по поступившему исполнительному листу, обязать устранить допущенные нарушения.
Определением Савеловского районного суда адрес от 25.01.2024 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «Феникс».
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании решения мирового судьи судебного участка № 29 адрес по делу № 2-872/29/23 Романовой С.В. выдан исполнительный лист серии ВС № 100492729 от 21.07.2023 о взыскании с ООО «Феникс» сумма в порядке поворота исполнения судебного приказа. 15.09.2023 исполнительный лист направлен в Савеловский ОСП ГУФССП России по адрес, 21.11.2023 в указанный отдел направлено заявление о возбуждении исполнительного производства. 30.09.2023 истец обратилась с жалобой на бездействие должностных лиц через официальный сайт ФССП России, ответа не поступило. До настоящего времени какие-либо действия по поступившему исполнительному документу должностными лицами не приняты: исполнительный лист не принят к производству, не возвращен заявителю, процессуального решения по поступившему исполнительному документу не принято, требования, содержащиеся в исполнительном документе, должником не исполнены, информация о ходе исполнительного производства и совершенных исполнительных действиях отсутствует, что послужило поводом для обращения в суд с административным иском.
Административный истец Романова С.В. в судебное заседание не явилась, извещена судом о дате, времени и месте судебного заседания.
Представители административных ответчиков Савеловский ОСП ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, возражений по иску не представили.
Представитель заинтересованного лица ООО «Феникс» в судебное заседание не явился, извещен судом о дате, времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не уведомил, ходатайств не поступало.
Дело рассмотрено судом в отсутствие надлежаще извещенных административного истца, представителей административных ответчиков, заинтересованного лица по правилам ч. 2 ст. 150 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Из части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных КАС РФ и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено в судебном заседании и подтверждено письменными материалами дела, определением мирового судьи судебного участка № 29 адрес по гражданскому делу № 2-872/29/2023 удовлетворено заявление Романовой С.В. о повороте исполнения судебного приказа от 18.04.2023, с ООО «Феникс» в пользу Романовой С.В. взыскано сумма в порядке поворота исполнения судебного приказа мирового судьи судебного участка № 29 адрес от 18.04.2023 по делу № 2-872/29/2023.
Романовой С.В. 14.08.2023 выдан исполнительный лист серии ВС № 100492729.
Исполнительный лист 18.09.2023 направлен в Савеловский ОСП ГУФССП России по адрес и получен 25.09.2023.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Савеловского ОСП ГУФССП России по адрес фио от 15.11.2023 в возбуждении исполнительного производства на основании исполнительного листа серии ВС № 100492729 отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве», так как исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя.
Копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства, исполнительный лист направлены Романовой С.В. 15.11.2023 по адресу регистрации, почтовое отправление принято в отделении связи 29.11.2023 и 04.01.2024 возвращено отправителю за истечением срока хранения.
Заявление о возбуждении исполнительного производства направлено Романовой С.В. в адрес Савеловского ОСП ГУФССП России по адрес 23.11.2023.
Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве), задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В силу статьи 4 Закона об исполнительном производстве исполнительное производство осуществляется на принципах: законности; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, в том числе сохранения заработной платы и иных доходов должника-гражданина ежемесячно в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства должника-гражданина для соответствующей социально-демографической группы населения, если величина указанного прожиточного минимума превышает величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации); соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно частям 1, 7, 8, 17 статьи 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, а также информации о вступившем в силу судебном акте о взыскании задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации в отношении физического лица, направленной налоговым органом и содержащей требование о взыскании с этого физического лица задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации, в форме электронного документа, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Постановление о возбуждении исполнительного производства выносится в трехдневный срок со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю либо со дня получения из Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах информации о неуплате в установленный законодательством Российской Федерации срок денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации, а в случае отсутствия в исполнительном документе одного из идентификаторов должника исполнительный документ возвращается в орган, его выдавший, для оформления надлежащим образом, о чем уведомляется взыскатель. Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Из пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» следует, что Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя, или указанное заявление не подписано взыскателем (его представителем), за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя, или указанное заявление не соответствует требованиям, предусмотренным частью 2.2 статьи 30 настоящего Федерального закона.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Для удовлетворения требований административного истца недостаточно одного только установления нарушения законодательства, такое нарушение должно приводить к нарушению его прав. В то же время, решение о признании бездействия незаконным своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Административное процессуальное законодательство исходит из того, что в условиях, когда отсутствует способ восстановления прав, либо когда такие права восстановлены до принятия решения судом, основания для удовлетворения отсутствуют.
Суд учитывает, что административный истец, обратившись в суд с иском, заявил требования о признании незаконным бездействия Савеловского ОСП ГУФССП России по адрес, выразившегося в непринятии предусмотренных законом действий по поступившему исполнительному листу, обязать устранить допущенные нарушения.
На момент рассмотрения административного дела нарушений прав и законных интересов административного истца не допущено, так как 15.11.2023 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, копия постановления с приложением исполнительного листа направлены взыскателю.
При этом суд учитывает, что административным истцом не отрицалось, что первоначально к исполнительному документу заявление о возбуждении исполнительного производства не прилагалось, направлено в Савеловский ОСП ГУФССП России по адрес отдельно от исполнительного документа только 23.11.2023, то есть уже после вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства.
При этом административный истец не обжалует отказ в возбуждении исполнительного производства и отсутствие ответа на жалобу от 30.09.2023.
Кроме того, к административному исковому заявлению в нарушение статьи 62 КАС РФ не приложено доказательств, подтверждающих направление указанной жалобы через официальный сайт ФССП России.
Вынесение постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с нарушением установленного законом срока не свидетельствует о незаконности действий административных ответчиков, поскольку для удовлетворения данного требования, допущенное судебным приставом-исполнителем нарушение в бесспорном отношении к самому административному истцу должно приводить к нарушению его прав, чего в данном случае не допущено, в связи с чем в силу приведенных норм законодательства суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ,
решил:
в удовлетворении административного иска Романовой Софьи Владимировны Савеловскому ОСП ГУФССП России по адрес, ГУФССП России по адрес, заинтересованное лицо ООО «Феникс», о признании бездействия незаконным, обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Савеловский районный суд адрес в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Мещерякова
Мотивированное решение изготовлено 05.03.2024.