Председательствующий: Дело №33а-1642/2020
судья Демина Н.В.
(1-я инст. №2а-77/2020)
УИД 75RS0010-01-2020-000088-16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Чита 13 мая 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Каверина С.А.,
судей Бурака М.Н., Пичуева В.В.,
при секретаре судебного заседания Солодухиной Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Забайкальского района Забайкальского края Юрьева В.В., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации городского поселения «Забайкальское», Муниципальному автономному некоммерческому учреждению «Благоустройство» (далее - МАНУ «Благоустройство») о признании бездействия незаконным, обязании обеспечить 7-суточный неснижаемый нормативный запас топлива на малой котельной п.Забайкальск в течение отопительного сезона 2019-2020 годов,
по апелляционной жалобе представителя административного ответчика администрации городского поселения «Забайкальское» Гомбоевой Б.Б.,
на решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2020 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление прокурора Забайкальского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Забайкальское» по обеспечению 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, №.
Признать незаконным бездействие МАНУ «Благоустройство» по обеспечению 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: п.Забайкальск. ул.Нагорная, №.
Обязать администрацию городского поселения «Забайкальское» профинансировать доставку топлива на котельную, расположенную по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, №, для обеспечения 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива в течение всего отопительного сезона 2019-2020 г.г.
Обязать МАНУ «Благоустройство» обеспечить наличие 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, №.
Взыскать с МАНУ «Благоустройство» государственную пошлину в размере 300 рублей в доход местного бюджета».
Заслушав доклад судьи Каверина С.А. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
21 января 2020 года заместитель прокурора Забайкальского района Забайкальского края Юрьев В.В., действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным административным исковым заявлением, в котором, указывая на результаты проведенной прокуратурой района проверки соблюдения жилищных прав граждан в период отопительного сезона 2019-2020 г.г., а также с учетом уточнения заявленных требований, просил суд:
- признать незаконным бездействие администрации городского поселения «Забайкальское» и МАНУ «Благоустройство» по обеспечению 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной пгт.Забайкальск, по ул.Нагорная, №
- обязать администрацию городского поселения «Забайкальское» профинансировать доставку топлива на котельную, расположенную по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, №, для обеспечения 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива в течение всего отопительного сезона 2019-2020 г.г.;
- обязать МАНУ «Благоустройство» обеспечить наличие 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, № в течение всего отопительного сезона 2019-2020 г.г.
В случае удовлетворения заявленных требований, административный истец просил обратить решение суда к немедленному исполнению. (т.1, л.д.4-8, 167)
Судом постановлено приведенное выше решение. (т.1, л.д.241-246)
Определением Забайкальского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2020 года указанное выше решение суда, в части обязания администрации городского поселения «Забайкальское» профинансировать доставку топлива на котельную, расположенную по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, №, для обеспечения 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива в течение всего отопительного сезона 2019-2020 г.г., в части обязания МАНУ «Благоустройство» обеспечить наличие 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, №, обращено к немедленному исполнению. (л.д.247-248)
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика администрации городского поселения «Забайкальское» - по доверенности Гомбоева Б.Б., выражает несогласие с решением районного суда в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения «Забайкальское» по обеспечению 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива (далее – ННЗТ) на котельной, расположенной по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, №, при этом, указывает, что судом не проверен довод апеллянта о том, что МАНУ «Благоустройство» передаются недостоверные сведения о количестве израсходованного за сутки угля, что котлы, имеющиеся в МАНУ «Благоустройство», не могут потреблять указываемое количество угля по своим техническим характеристикам, что в результате сверки с МАНУ «Благоустройство» выявлен факт не указания в журнале расхода угля на малой котельной топлива в количестве 20 тонн на протяжении января 2020 года, что, в свою очередь, повлияло на сведения об обеспеченности малой котельной неснижаемым нормативным запасом топлива. Полагает, что данный факт является существенным и влияющим на принятие судом решения. Ссылаясь на нормы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просит решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2020 года, в части признания незаконным бездействия администрации городского поселения «Забайкальское» по обеспечению 7-суточного неснижаемого нормативного запаса топлива на котельной, расположенной по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, № отменить. (т.2, л.д.12-16)
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем МАНУ «Благоустройство» - по доверенности Макаровым А.В., а также помощником прокурора Забайкальского района Забайкальского края Бадмажаповой Б.З., поданы письменные возражения. (т.2, л.д.24-25, 29-31)
В заседании суда апелляционной инстанции глава администрации городского поселения «Забайкальское» Ермолин О.Г., действующий на основании прав по должности, доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители прокуратуры Забайкальского района Забайкальского края, а также административного ответчика МАНУ «Благоустройство», в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительных причинах неявки не сообщили, ходатайство об отложении судебного заседания не заявили.
Прокурор отдела прокуратуры Забайкальского края Вецина Т.А., указывая на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В соответствии с ч.2 ст.306, ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав позицию участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии ч.1 ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы, являются высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии со ст.46 (ч.ч.1 и 2) Конституции Российской Федерации, ч.1 ст.218 КАС РФ, решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч.2 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
На основании ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из представленных материалов и установлено судом первой инстанции, администрации городского поселения «Забайкальское» на праве муниципальной собственности принадлежит малая котельная по адресу: п.Забайкальск, ул.Нагорная, д.№ которой отапливаются многоквартирные жилые дома, а также административные здания. Распоряжением администрации поселения № от 12 июля 2013 года указанная малая котельная передана в оперативное управление МАНУ «Благоустройство». (л.д.9-14)
16 сентября 2019 года администрацией городского поселения «Забайкальское» заключен договор с ООО «ППГХО - Услуги» на приобретение угля в количестве 240 тонн; способ доставки - транспортом покупателя (п.3 спецификации № 1 к договору поставки). (л.д.18-22)
09 января 2020 года администрация городского поселения «Забайкальское» заключила договор с ООО «ППГХО-Услуги» на приобретение угля в количестве 240 тонн на тех же условиях. (т.1, л.д.154-156)
Согласно п.1.5 Устава МАНУ «Благоустройство», финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется в первую очередь за счет средств бюджета городского поселения «Забайкальское» и средств, полученных от иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и городского поселения «Забайкальское». (т.1, л.д.24)
Пунктом 2.2 Устава МАНУ «Благоустройство» предусмотрено, что одним из основных видов деятельности учреждения является осуществление передачи, распределение и сбыт тепловой энергии в виде подачи горячей воды и горячего водоснабжения потребителям. (т.1, л.д.25)
Из письменного заявления директора МАНУ «Благоустройство» Кулакова О.Г. от 12 декабря 2019 года следует, что запас твердого топлива на отчетный период составлял 28 тонн; самостоятельной возможности по вывозу угля не имеется, так как у автомобиля КАМАЗ-55111, государственный номер Е114СЕ, при совершении рейса (перевозка угля) для котельной МАНУ «Благоустройство» 06 декабря 2019 года в г.Краснокаменск в ООО «ППГХО-Усугли» произошла поломка двигателя. Собственных средств для найма автомобильного транспорта не имеется по причине блокировки счета и кассы. Администрация городского поселения «Забайкальское» отказывается доставлять уголь на малую котельную МАНУ «Благоустройство». В ответ на заявку (исх.№), переданную в администрацию городского поселения «Забайкальское» на выделение денежных средств или закупки запасных частей для КАМАЗ-55111, государственный номер Е114СЕ, администрация городского поселения «Забайкальское» требует восстановить КАМАЗ-55111 за свой счет. (т.1, л.д.82)
10 декабря 2019 года МАНУ «Благоустройство» в адрес городского поселения «Забайкальское» была направлена заявка на выделение денежных средств для приобретения автозапчастей для автомобиля КАМАЗ, поскольку самостоятельной возможности не имеется, поскольку счет и касса организации заблокированы. (л.д. 83)
Письмом администрации городского поселения «Забайкальское» от 12 декабря 2019 года в адрес МАНУ «Благоустройство» сообщается, что арест кассы МАНУ «Благоустройство» ограничен на 50%, что дает возможность использовать денежные средства для работы предприятия, в том числе, для ремонта техники. (т.1, л.д.84)
09 января 2020 года администрация городского поселения «Забайкальское» и ООО «ППГХО - Услуги» заключили договор купли-продажи угля №, по которому ООО «ППГХО-Услуги» обязуется передать в собственность администрации городского поселения «Забайкальское» потребительский бурый уголь, а администрация городского поселения «Забайкальское» обязуется оплатить и принять потребительский бурый уголь разреза «Уртуйский» на условиях, оговоренных настоящим договором. (т.1, л.д.138-141)
Из письменного заявления директора МАНУ «Благоустройство» Кулакова О.Г. от 13 января 2020 года следует, что уголь, поставленный администрацией городского поселения «Забайкальское» в объеме 120 тонн, очень низкого качества вследствие чего происходит перерасход угля, поступают регулярные жалобы от жильцов и организаций о низкой температуре в жилых помещениях. (т.1, л.д.126)
17 января 2020 года администрация городского поселения «Забайкальское» и ООО «Стройинвест+» заключили договор №1 купли-продажи угля, по которому ООО «Стройинвест+» (продавец) обязуется осуществить поставку на склад администрации городского поселения «Забайкальское» (покупателя) и передать в собственность администрации городского поселения «Забайкальское» (покупателю), а покупатель обязуется оплатить и принять каменный уголь разреза «Черемховский» и бурый уголь с разреза «Уртуйский», всего в количестве 120 тонн. (т.1, л.д.180) Обязательства по договору были выполнены, уголь доставлен на малую котельную п.Забайкальск, однако, данный уголь низкого качества, что повлекло за собой повышение суточного расхода угля, жалобы со стороны потребителей о несоблюдении температурного режима. Указанное было доведено до сведения главы администрации письмами руководителя МАМУ «Благоустройство» и требованием прокурора Забайкальского района Забайкальского края от 20 января 2020 года №11-550в-2019, вместе с тем, данная информация при расчете запаса угля принята не была.
11 февраля 2020 года администрация городского поселения «Забайкальское» и индивидуальный предприниматель Исаев А.Ю. заключили договор №01/2020, по которому исполнитель обязуется доставлять бурый потребительский уголь с Уртуйского разреза (г.Краснокаменск), либо приобретенный у других организаций в объемах, в сроки и в пункты, в соответствии с согласованными исполнителем заявками заказчика. (т.1, л.д.200) Однако при заключении договора не был урегулирован вопрос о сроках доставки топлива.
Исследовав материалы дела, представленные сторонами доказательства, изучив действующее законодательство в области теплоснабжения, в том числе, постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, приказ Минэнерго России от 24 марта 2003 года №115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», Приказ Минэнерго России от 10 августа 2012 года №377 «О порядке определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя, нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии..», а также в сфере деятельности органов местного самоуправления, п.1.5, 2.2 Устава МАНУ «Благоустройство», суд первой инстанции пришел к выводу о том, что администрацией городского поселения «Забайкальское» не были предприняты исчерпывающие меры по обеспечению неснижаемого запаса топлива (угля) на малой котельной по ул.Нагорная, д.№, п.Забайкальск, в период отопительного сезона 2019-2020 г.г., в связи с этим существует реальная угроза нарушения прав неопределенного круга лиц на представление коммунальных услуг надлежащего качества, а также возможность срыва отопительного сезона, в связи с чем, удовлетворил заявленные прокурором требования административного иска.
Судебная коллегия находит верным данный вывод суда первой инстанции, поскольку он основан на правильном толковании и применении норм материального права.
Так, в силу положений п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится, в частности, организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о неверном определении судом юридически значимых обстоятельств по делу, основаны на неправильном толковании норм права и основанием для отмены правильного по существу судебного решения в апелляционном порядке не являются.
Указание стороны административного ответчика на то обстоятельство, что работниками МАНУ «Благоустройство» предоставлялись недостоверные сведения о расходе и остатке угля на котельной, не может явиться основанием для отказа в удовлетворении административного иска прокурора в обжалуемой части судебного решения, так как не освобождает административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей в области теплоснабжения потребителей на территории указанного выше поселения.
Другие доводы жалобы не являются основанием отмены состоявшегося по делу судебного акта и отказа в удовлетворении требований административного иска в рассматриваемой части.
В целом, позиция представителя административного ответчика при рассмотрении жалобы не может быть принята во внимание, поскольку направлена на переоценку собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с которой судебная коллегия не усматривает; являлась предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не содержит в себе обстоятельств, которые влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда.
Выводы суда первой инстанции основаны на нормах действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств, в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам ст.84 КАС РФ. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, которые бы привели или могли бы привести к неправильному разрешению дела, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Забайкальского районного суда Забайкальского края от 17 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика администрации городского поселения «Забайкальское» Гомбоевой Б.Б. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: