Дело № 2-1456/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 19 сентября 2017 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Смагиной Н.Н.,
при секретаре Кузнецовой Л.А.,
с участием:
истца Рязановой А.М.,
представителя ответчика - Администрации МО «Город Можга» Пашковой А.Н., действующей на основании доверенности №2192.1 от 29.05.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рязановой Альбины Маратовны к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения,
у с т а н о в и л:
Рязанова А.М. обратилась в суд с иском к Министерству образования и науки УР, которым просила обязать ответчика предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не менее 18 кв.м. и не более 36 кв.м. на территории г.Можги УР; обязать Администрацию МО «Город Можга» заключить с ней договор найма специализированного жилого помещения.
Исковое заявление мотивировано тем, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что ее родители - мать Н.А.М. решением Можгинского городского суда УР от 04.11.2004 лишена родительских прав, отец- Н.М.Ш. был осужден по приговору Можгинского городского суда УР от 27.12.2007 к наказанию в виде лишения свободы, освободился в 2014 году. В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе, на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении 18 лет, по выбору как по месту жительства, месту пребывания, месту работы. В настоящее время истец проживает в <***> Собственником данной квартиры является ее бабушка Н.А.Г.. В квартире она проживает с супругом и двумя малолетними детьми. Нанимателем жилого помещения по договору социального найма, собственником истец не является. Согласно уведомлению Министерства образования и науки УР 24.06.2013 Рязанова А.М. включена в республиканский список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Однако, до настоящего времени жилым помещением не обеспечена, чем нарушаются права истца.
В судебном заседании истец Рязанова А.М. иск поддержала, просит его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что дд.мм.гггг вышла замуж, имеет двух дочерей А.А.А., дд.мм.гггг года рождения и У.У.У., дд.мм.гггг года рождения. Семья с мая 2017 года проживает в квартире, принадлежащей ее бабушке, до этого они квартиру снимали. Кроме них, в этой квартире живет ее отец, с которым отношения не складываются, он их просит освободить квартиру. Какого –либо жилья в собственности не имеет, договор социального найма с ней не заключался.
Представитель ответчика- Министерства образования и науки УР в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. Поддерживает доводы, ранее приведенные в возражениях на иск.
В отзыве на исковое заявление указано, что Министерство образования и науки УР исковые требования не признает в силу следующего. С 01.01.2013 вступил в силу Федеральный закон от 29.02.2012 №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей». В связи с этим, законодательство в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, существенно изменилось. В соответствии с ч.5 ст.7 Закона УР от 14.03.2013 № 8-РЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» жилые помещения детям-сиротам предоставляется из специализированной жилищного фонда Удмуртской Республики безвозмездно, однократно и на условиях договора найма специализированного жилого помещения. В соответствии со ст. 6 Закона УР №8-РЗ дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Органом государственной власти УР, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки УР. Решения о включении лиц в список принимаются в хронологическом порядке поступления в уполномоченный орган вышеуказанных документов.
Согласно Уведомлению Министерства от 24.06.2013 №3 Нугуманова (Рязанова) А.М. была включена в республиканский список детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике. Далее уполномоченным органом будет принято решение о предоставлении жилого помещения Рязановой А.М.. При этом, ст. 7 Закона УР №8-РЗ не установлен срок, в течение которого уполномоченный орган обязан принять решение о предоставлении жилого помещения. В Удмуртской Республике специализированный жилищный фонд для детей-сирот находится в стадии формирования.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя ответчика- Министерства образования и науки УР.
Представитель ответчика-администрации МО «Город Можга» Пашкова А.Н. в судебном заседании иск не признает, считает, что администрацией права истца не нарушены, поскольку уполномоченным органом по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей – сирот в Удмуртской Республике является Министерство образования и науки УР.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика-администрации МО «Город Можга», изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Рязанова (до регистрации брака-Нугуманова) Альбина Маратовна, дд.мм.гггг года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Н.А.М. решением Можгинского городского суда УР от 04.11.2004 года лишена родительских прав в отношении истца, отец Н.М.Ш. приговором Можгинского городского суда УР от 27.12.2007 был осужден по ч.1 ст. 105, ч.1 ст. 111 УК РФ к 7 годам лишения свободы.
В соответствии постановлениями администрации г. Можги от 03.11.2007 №1106 и от 04.08.2010 №1212 над несовершеннолетней Нугумановой А.М. были установлены опека и попечительство.
Согласно копиям свидетельств о заключении брака, о рождении, истец дд.мм.гггг заключила брак с Р.Д.И., на иждивении имеет двух малолетних дочерей А.А.А., дд.мм.гггг года рождения и У.У.У., дд.мм.гггг.
В соответствии с информацией, предоставленной Можгинским филиалом ГУП «Удмурттехинвентаризация», Рязанова (Нугуманова) А.М. на территории г. Можги и Можгинского района зарегистрированного недвижимого имущества не имеет.
Согласно уведомлению от 24.06.2013 №3 Министерство образования и науки УР включило Нугуманову (Рязанову) А.М. в республиканский список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
Истец Рязанова А.М. с 10.04. 2007 года имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <***>
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Закона.
В соответствии со ст.1 Закона УР №8-РЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту - Закон УР №8-РЗ), органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, является Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
Согласно ст. 2 Закона № 8-РЗ право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с настоящим Законом имеют следующие лица, чье место жительства расположено на территории Удмуртской Республики: 1) дети-сироты, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений; 2) дети-сироты, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом.
В соответствии со ст.3 Закона УР №8-РЗ лица, указанные в статье 2 настоящего Закона, обеспечиваются жилыми помещениями в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по норме, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого расположен населенный пункт. При этом площадь жилого помещения не может быть менее 18 квадратных метров и не может быть более 36 квадратных метров на одно лицо из детей-сирот.
Жилые помещения, предусмотренные настоящей частью, предоставляются на территории Удмуртской Республики из состава специализированного жилищного фонда Удмуртской Республики по договорам найма специализированного жилого помещения, заключаемым в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
В соответствии со ст.3 ч. 2 Закона № 8-РЗ указанные лица обеспечиваются жилыми помещениями по их выбору:
1) по месту их первичного выявления и (или) устройства на территории Удмуртской Республики под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) по месту окончания их пребывания на территории Удмуртской Республики в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по месту завершения их обучения на территории Удмуртской Республики в образовательных организациях профессионального образования;
3) по месту их основного места работы на территории Удмуртской Республики по окончании пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания населения, учреждении системы здравоохранения и ином учреждении, созданном в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательной организации профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях;
4) по месту нахождения на территории Удмуртской Республики ранее занимаемого ими жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих возвращению детей-сирот в ранее занимаемые жилые помещения (наличии обстоятельств, при которых проживание в ранее занимаемом жилом помещении признается невозможным в порядке, установленном настоящим Законом);
5) по месту их постоянного жительства.
В соответствии со ст.6 Закона УР № 8-РЗ дети-сироты, которые не имеют закрепленного жилого помещения, а также дети-сироты, в отношении которых орган опеки и попечительства в Удмуртской Республике принял решение о невозможности их возвращения в ранее занимаемые жилые помещения, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Удмуртской Республике.
В соответствии со ст.7 Закона УР №8-РЗ жилое помещение предоставляется лицу, указанному в статье 2 настоящего Закона и включенному в Список.
Материалами дела установлено, что Рязанова А.М. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достигла возраста 18 лет, не является нанимателем либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, не имеет закрепленного жилого помещения, в установленном законом порядке она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Рязанова А.М. имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 18 кв.м., но не более 36 кв.м.
Право истца на предоставление жилого помещения в г. Можге, т.е. по месту жительства подтверждено материалами дела.
Доводы представителя ответчика о том, что дети-сироты обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с республиканским списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также, что Законом Удмуртской Республики не установлен срок, в течение которого должно быть предоставлено жилое помещение, являются несостоятельными.
Обязанность по предоставлению жилого помещения возникает у ответчика при наступлении соответствующих условий: наступление возраста, установленного законом, либо по окончании срока пребывания лиц указанной категории в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях. При этом ни ст. 8 от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного закона не устанавливают очередность в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, соответствующей категории граждан. Содержащееся в п.3 ст.8 вышеназванного федерального закона указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью. В данном случае установление законом Удмуртской Республики порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка. По своей сути формирование данного списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категории лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.
Учитывая изложенное, исковое заявление Рязановой А.М. к Министерству образования и науки УР о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения подлежит удовлетворению.
Также Рязановой А.М. заявлен иск к Администрации МО «Город Можга» о заключении договора найма специализированного жилого помещения.
При разрешении данного требования суд руководствуется Законом УР №8-РЗ, которым установлен уполномоченный орган государственной власти УР по вопросам обеспечения жилыми помещениями детей-сирот – Министерство образования и науки Удмуртской Республики.
В соответствии со ст.9,10 указанного Закона муниципальное образование «Город Можга» наделено отдельными государственными полномочиями, в том числе, по заключению договоров найма специализированного жилого помещения и договора социального найма жилого помещения в отношении жилых помещений, предоставленных указанным лицам в соответствии с Законом УР.
При этом, полномочиями по предоставлению жилых помещений детям-сиротам ответчик не наделен.
Поскольку заключение договора найма специализированного жилого помещения возможно только после его предоставления, а в администрацию МО «Город Можга» истица с просьбой о заключении с ней договора найма не обращалась, и ей не было в этом отказано, следовательно, иск Рязановой А.М. к администрации МО «Город Можга» о заключении договора социального найма специализированного жилого помещения надлежит оставить без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Рязановой Альбины Маратовны к Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Администрации муниципального образования «Город Можга» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Удмуртской Республики предоставить в пользование Рязановой Альбине Маратовне по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное, применительно к условиям города Можги, жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, площадью не менее 18 квадратных метров и не более 36 квадратных метров на территории города Можги Удмуртской Республики.
Иск Рязановой А.М. к Администрации муниципального образования «Город Можга» о понуждении заключить договор найма специализированного жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд УР.
Решение в окончательной форме вынесено 25 сентября 2017 года.
Председательствующий судья- Н.Н. Смагина