Дело №2-582/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 апреля 2015 года
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Макаровой К.М.
при секретаре Барашковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фомченковой Т.А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области, Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Смоленской области», Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученной суммы денежной компенсации,
установил:
Фомченкова Т.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области, Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Смоленской области (далее по тексту - ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Смоленской области») о перерасчете суммы в возмещение вреда здоровью и установлении к выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> с последующей индексацией, взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д.2-4).
В обоснование иска Фомченкова Т.А. указала, что на основании судебных решений как инвалид 2 группы по последствиям военной травмы является получателем сумм в возмещение вреда здоровью, выплата которых производится не в полном объеме. Ответчик уклоняется от перерасчета суммы в возмещение вреда здоровью, необоснованно требуя представления справки о стойкой утрате трудоспобности.
Фомченкова Т. А. в порядке ст.39 ГПК РФ заявила требования к Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области об установлении к выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> с последующей индексацией, взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (л.д.90-91).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования было привлечено ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Истец Фомченкова Т.А. и ее представитель Седлецкий С.В. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий, Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области Фомин А.В. исковые требования не признал, указав, что истец, являясь получателем сумм в возмещение вреда здоровью на основании судебного решения, может перейти на выплату денежной компенсации в возмещение вреда здоровью при условии представления справки об установлении стойкой утраты трудоспособности. Однако данное условие истцом не было выполнено, что препятствует начислению ей денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в новом порядке.
Представитель ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Смоленской области» в судебное заседание не явился, представив письменные возражения на иск, в котором указал, что учреждение не является субъектом спорных правоотношений (л.д.55-57).
Представитель ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Смоленской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Балбышкин А.А. по существу иска пояснил, что по действующему законодательству вопрос об установлении стойкой утраты трудоспособности действующим либо бывшим сотрудникам различных ведомств рассматривается при их обращении, однако Фомченкова Т.А. с таким заявлением не обращалась.
Представитель ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Смоленской области» в судебное заседание не явился.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 8 ФЗ N 69-ФЗ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" (в редакции действующей до вступления в силу ФЗ N 283 от 30.12.2012 года) сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространялись гарантии социальной защиты, установленные для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел РФ, в том числе, положения Закона "О милиции", действовавшего до 1 марта 2011 года, впоследствии отдельных положений Федерального закона "О полиции", Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 805.
В соответствии с частью 5 ст. 12 ФЗ от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.
В редакции Федерального закона от 28.06.2014 N 197-ФЗ указанная выше норма устанавливает, что в случае причинения сотруднику в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в учреждениях и органах и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в учреждениях и органах за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием в судебном порядке выплаченных сумм компенсации с виновных лиц. Порядок определения стойкой утраты трудоспособности сотрудника определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 указанной статьи размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 5 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу части 10 указанной статьи правила выплаты единовременных пособий, указанных в частях 2 и 4 настоящей статьи, а также ежемесячной денежной компенсации, указанной в части 5 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 23 апреля 2013 г. N 280, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 июля 2013 г., утверждены Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей (далее - Правила).
Правила определяют порядок выплаты сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (ежемесячной денежной компенсации в случае причинения им в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы и повлекших стойкую утрату трудоспособности.
Подпунктом "а" пункта 29 Правил предусмотрено, что для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации сотруднику на рассмотрение комиссии по социальным выплатам представляются письменное заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, о выплате ежемесячной денежной компенсации на имя руководителя органа, учреждения, в котором гражданин Российской Федерации проходил службу, с приложением копии выписки из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы, документов об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности и их причине.
Из содержания данной нормы следует, что выплата сотруднику, получившему увечье или иное повреждение здоровья в связи с выполнением служебных обязанностей, ежемесячной денежной компенсации поставлена федеральным законодателем в зависимость от возможности дальнейшего прохождения им службы и наличия стойкой утраты трудоспособности.
Судом установлено, что Фомченкова Т.А. проходила службу в органах внутренних, приказом УГПС УВД Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № была уволена со службы по п. "з" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 23 декабря 1992 года N 42092-1 (по ограниченному состоянию здоровья). Фомченковой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ была назначена пенсия по выслуге лет.
Истцу ДД.ММ.ГГГГ впервые была установлена инвалидность третьей группы с формулировкой "военная травма". Фомченковой Т.А. с ДД.ММ.ГГГГ была установлена вторая группа инвалидности вследствие военной травмы, согласно заключению судебно-медицинской экспертизы определено 80% утраты профессиональной трудоспособности, с ДД.ММ.ГГГГ была установлена вторая группа инвалидности вследствие военной травмы бессрочно (л.д.5). Истцу назначена и выплачивается пенсия по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
С момента установления инвалидности вступившими в законную силу судебными постановлениями истцу ежегодно взыскивались ежемесячные суммы в возмещение вреда здоровью, обязанность по возмещению вреда здоровью истца возложена на Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий (л.д.22-31).
Согласно письменному сообщению Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ № выплата ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, начиная с ДД.ММ.ГГГГ производится в сумме <данные изъяты> в соответствии с апелляционным определением Промышленного районного суда г.Смоленска (л.д.6).
Заявление Фомченковой Т.А. о перерасчете ежемесячной денежной компенсации было оставлено без удовлетворения письменным сообщением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.7-8).
Отказ в перерасчете ежемесячной денежной компенсации сделан со ссылкой на Правила осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам и работникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы или членам их семей.
Определение стойкой утраты трудоспособности и представление соответствующего документа о стойкой утрате трудоспособности, как основания в соответствии Правилами для перерасчета денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, не соблюдены истцом Фомченковой Т.А.
Постановлением Правительства РФ от 17.07.2014 N 672 были утверждены Правила определения стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации".
Настоящие Правила устанавливают порядок определения федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы стойкой утраты трудоспособности сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации.
Фомченкова Т.А. в порядке, установленном указанными Правилами в учреждения медико-социальной экспертизы не обращалась, в связи с чем не лишена права реализовать свое право на определение степени стойкой утраты трудоспособности, для последующего обращения за назначением платежей в возмещение вреда здоровью.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
решил:
в иске Фомченковой Т.А. к Главному управлению Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий по Смоленской области, Федеральному казенному учреждению «Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Смоленской области», Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидаций последствий стихийных бедствий о перерасчете денежной компенсации в возмещение вреда здоровью, взыскании недополученной суммы денежной компенсации отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г.Смоленска в течение 1 месяца.
Председательствующий К.М.Макарова