Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1327/2018 ~ М-1096/2018 от 11.05.2018

                     

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2018 года                         город Нижний Тагил

Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего Зевайкиной Н.А.,

при секретаре судебного заседания Гуриной Т.А.,

с участием: представителя истца Панфилова А.С.- Тимофеевой Е.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области гор. Нижний Тагил и Пригородному району - Чарской М.А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № 2-1327/2018 по иску Панфилова А. С. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району о возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Панфилов А.С. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Нижний Тагил и Пригородному району, в котором просит возложить на ответчика обязанность принять на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области, включив Панфилова А.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области.

В обоснование исковых требований указано, что Панфилов А.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. до достижения возраста 23-х лет имел статус лица, из категории детей, оставшихся без попечения родителей по следующим основаниям. Панфилова Л.Г. решением Апатинского районного суда Мурманской области лишена родительских прав в отношении истца (умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти 1-ДП №). Отец - Панфилов С. А. также лишен родительских прав в судебном порядке. На основании постановления Администрации города Апатиты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № истец был помещен на полное государственное обеспечение в Интернат № Мурманской области. Указанным постановлением за ним закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> Постановлением Главы администрации Николо-Павловского сельского совета Пригородного района Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном назначена Шурова С.В., с которой до 1996 года Панфилов А.С. проживал по адресу: <адрес>. С 1996 вместе с опекуном переехал по адресу: <адрес>. С момента передачи его под опеку Шуровой СВ. в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе Мурманской области больше не помещался. Согласно ответа Администрации города Апатиты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ о результатах рассмотрения обращения его сестры - Тимофеевой Е.Ю. по имеющимся архивным сведениям учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей № города Апатиты он имел статус лица из категории детей, оставшихся без попечения родителей. Также из информации Администрации города Апатиты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> муниципальной собственностью не является. Указанное жилое помещение было предоставлено его матери - Панфиловой Л. Г. в 1994 году на основании ордера, откуда последняя снята с регистрации ДД.ММ.ГГГГ году. Истец снят с регистрации ДД.ММ.ГГГГ в связи с направлением в школу-интернат №. В 1998 году жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> предоставлено иным лицам. Таким образом, в период с 1992 по 1996 год истец находился в Интернате № города Апатиты Мурманской области на полном государственном обеспечении, затем передан под опеку Шуровой С.В. С 1998 года жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, которое было за закреплено на основании постановления Администрации города Апатиты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ №. передано другим лицам. В указанный период времени я являлся несовершеннолетним, мне было 16 лет, однако вопрос о защите моих жилищных прав ни интернатом №, ни опекуном не решался. На учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области я не состоял в связи с наличием закрепленного жилья по указанному адресу, которое фактически с 1998 года было предоставлено другим лицам, в связи с чем указанное закрепление носило формальный характер и п.2 постановления Администрации города Апатиты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № подлежал отмене. Именно из-за наличия закрепленного жилого помещения на территории <адрес> Панфилов А.С. своевременно не был включен в список граждан из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ранее, до достижения 23-х лет обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий я не имел возможности из-за отсутствия юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвоката. О том, что сотрудники Интерната № и опекун должны были оказать мне содействие в сборе необходимых документов для постановки на учет нуждающихся, не знал.

Истец Панфилов А.С. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием представителя Тимофеевой Е.Ю.

Представитель истца Панфилова А.С.- Тимофеева Е.Ю. действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании поддержала основание и предмет исковых требований по доводам изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области Управления социальной политики Министерство социальной политики Свердловской области г.Нижний Тагил и Пригородному району Чарская М.А. просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Представитель третьего лица - Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. В письменном отзыве представитель – Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» указал, что в соответствии с преамбулой Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, Панфилов А.С. не относится к категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста (в настоящий момент ему 36 лет). Предоставление жилого помещения лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении. Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилыми помещениями должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения социальной поддержки. Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре практики рассмотрения судами дело, связанных с обеспечением детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот м детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, разъяснено, что к уважительным причинам несвоевременной постановки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, могут быть отнесены: ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав данной категории граждан в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались данные граждане; незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет; состояние здоровья детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении; установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов. Истцом не названо объективных и исключительных причин, препятствовавших ему обратиться в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением по договору найма, в период его возраста с 18 до 23 лет.

Представитель третьего лица - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие, направил в суд письменный отзыв, в котором просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, в связи с тем, что Панфилов А.С. в соответствующее Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области не обращался, в настоящий момент истцу исполнилось 36 лет, следовательно, утратил право для постановки на учет для целей предоставления жилых помещений.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, огласив позиции не явившихся представителей третьих лиц, исследовав и оценив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», к детям-сиротам относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;

к детям, оставшимся без попечения родителей относятся лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке;

к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно статье 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции от 29.02.2012 года, вступившего в законную силу 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации. Договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок не более чем один раз.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 года за № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены уполномоченные исполнительные органы государственной власти Свердловской области:

1) Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области:

по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области "Фонд жилищного строительства";

по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области:

по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области;

3) Министерство социальной политики Свердловской области:

по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области;

по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Приобретение и содержание жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств областного бюджета, выделяемых государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства" в установленном порядке.

Согласно копии свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Ленинского района города Нижний Тагил, составлена запись акта № от ДД.ММ.ГГГГ о рождении Панфилова А. С., в качестве родителей указаны: отец- Панфилов С. А., мать-Панфилова Л. Г..

Судом установлено, что решением Апатинского районного суда Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ Панфилова Л.Г. и Панфилов С.А. лишены родительских прав в отношении Панфилова А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Тимофеевой Е., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Панфилова Л.Г умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти 1-ДП №).

На основании постановления Администрации города Апатиты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ № Панфилов А.С. был помещен на полное государственное обеспечение в Интернат № Мурманской области. Указанным постановлением за ним закреплено право на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Постановлением Главы администрации Николо-Павловского сельского совета Пригородного района Свердловской области № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном Панфилова А.С. назначена Шурова С.В.

Из информации Администрации города Апатиты Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> в реестре муниципальной собственности не учитывается. Указанное жилое помещение было предоставлено Панфиловой Л.Г. в 1994 году на основании ордера. По сведениям архивной справки Панфилова Л.Г. снята с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, Панфилов А.С. снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ в школу-интернат №. В 1998 году жилое помещение по указанному адресу предоставлено иным лицам. Жилой дом <адрес> аварийным или подлежащим сносу не признавался.

Согласно справке Горноуральского городского округа Николо-Павловской территориальной администрации от ДД.ММ.ГГГГ № Панфилов А.С. зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>.

В судебном заседании не оспаривалось стороной ответчика, что Панфилов А.С. относился к лицам из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ истец достиг возраста 18 лет, а ДД.ММ.ГГГГ возраста 23 лет.

Из пояснений представителя истца следует, что до достижения 23-х лет обратиться с соответствующим заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец не имел возможности из-за отсутствия юридического образования и денежных средств на оплату услуг адвоката. О том, что сотрудники Интерната № и опекун должны были оказать ему содействие в сборе необходимых документов для постановки на учет нуждающихся, Панфилов А.С. не знал.

Из ответа Управления социальной политики по городу Нижний Тагил и Пригородному району от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в Управлении на учете детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей и лиц из числа для целей предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда Панфилов А.С. не состоит. Письменных обращений в адрес Управления по вопросу постановки на учет от Панфилова А.С., либо иных лиц, действующих в его интересах не поступало.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в Управление с письменным заявлением о постановке на учет для целей предоставления специализированного жилого помещения не обращался.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (п. п. 1 - 3, 6 - 9), в редакции, действовавшей на момент рассмотрения дела, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В связи с изменениями Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, из которой исключен п. 2 ч. 2 названной статьи.

Указанная норма ранее предусматривала предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

На момент наступления совершеннолетия истца действовали положения Жилищного кодекса РСФСР, которые регулировали порядок и процедуру принятия граждан на учет, нуждающихся в жилых помещениях, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 2 ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (п. 3 ст. 60).

Вместе с тем, ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.

Статьей 33 Жилищного кодекса РСФСР было предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки (ч. 2).

Таким образом, действующее до 01 марта 2005 года жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе и в группе граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В соответствии со ст. 1 вышеназванного Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам, которые в соответствии с данным законом имеют право на дополнительные гарантии по социальной поддержке относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также те, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Как следует из преамбулы указанного Закона, а также из вышеприведенной ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Из анализа вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее социального статуса и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Из ответа прокурора Ленинского района города Нижний Тагил Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ №ж-2018 на имя Панфилова А.С. следует, что впервые с письменным заявлением о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области истец обратился в марте 201ё8 года в аппарат президента РФ, откуда получен ответ о том, что заявление перенаправлено для рассмотрения в Правительство мурманской области. Письменного обращения от Панфилова А.С. ив Управление не поступало.

23-летнего возраста истец достиг в 2005 году. На протяжении длительного времени, то есть более 13 лет, истец свое право на обеспечение жильем не реализовал, доказательств наличия уважительных причин, препятствующих своевременному обращению с таким заявлением, суду не представил, как и не представил доказательств более раннего обращения о постановке на учет и отказа в такой постановке.

Доводы стороны истца о том, что Панфилов А.С. не имел возможности реализовать указанное право на постановку на учет, в связи с отсутствием у него юридического образования и отсутствия денежных средств для оплаты услуг юриста, а так же об отсутствии информирования органами опеки и попечительства истца, как уважительной причины пропуска срока обращения с заявлением о постановке на учет суд не принимает, как основанные на неправильном толковании закона. Указанная причина не может быть признана уважительной, поскольку обязанность обратиться до достижения возраста 23 лет в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет лежит на истце.

Право состоять на учете ограничено достижением 23-летнего возраста, то есть после прекращения опеки в силу достижения истцом совершеннолетия, на протяжении оставшихся 5 лет до достижения 23-летнего возраста истец не был лишен возможности самостоятельно реализовать свои права и обратиться в установленном законом порядке в уполномоченный орган по вопросу постановки его на учет для получения жилья, однако данного права не реализовал.

Иных причин, которые можно посчитать уважительными, в том числе в соответствии с Обзором практики рассмотрения судами дел, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 20 ноября 2013 года, как то: незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, состояние здоровья, которое объективно не позволяло встать на учет, попытки встать на учет нуждающихся были, но отказано в связи с отсутствием необходимых документов, истцом не представлено.

Учитывая изложенное, поскольку истцом не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие у него объективных и исключительных причин, препятствовавших своевременному обращению в компетентный орган по вопросу постановки его на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 12, 194-198, 320, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06 ░░░░ 2018 ░░░░.

░░░░░ -                        ░.░.░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-1327/2018 ~ М-1096/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Панфилов Александр Сергеевич
Ответчики
Управление социальной политики
Другие
ГКУ "Фонд жилищного строительства"
Тимофеева Екатерина Юрьевна
Министерство строительства и развития инфраструктуры СО
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Зевайкина Н.А.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
11.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.05.2018Передача материалов судье
14.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2018Судебное заседание
03.07.2018Судебное заседание
06.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.08.2021Дело оформлено
02.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее