Решение по делу № 3а-638/2019 от 16.08.2019

Дело № 3а-638/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воронеж                                                                                  27 декабря 2019 г.

Воронежский областной суд в составе председательствующего Привалова А.А., при секретаре Тягнирядно Я.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» к правительству Воронежской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости,

установил:

административный истец в лице директора Какалия П.М. обратился в суд с названным выше административным иском, указывая, что                ООО «Стройсервис» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью            806.1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Ссылаясь на то, что административный истец обязан уплачивать налог на имущество исходя из кадастровой стоимости, определенной по состоянию на 12 октября 2017 г. в размере 28 784 500,94 руб., которая значительно превышает размер рыночной стоимости на дату оценки, просит установить в отношении спорного объекта недвижимости кадастровую стоимость в размере рыночной стоимости, установленной в отчете оценщика                ООО «Проф-Оценка» от 10 июня 2019 г. в размере 14 290 000 руб.

В качестве заинтересованного лица на стороне административных ответчиков привлечена администрация городского округа город Воронеж.

До рассмотрения дела по существу административный истец направил в суд уточненное административное исковое заявление, в котором просил установить кадастровую стоимость объекта недвижимости равной рыночной в размере, определенном в заключении судебной экспертизы.

Административный истец, представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

На основании ч. 4 ст. 247 КАС РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

         Согласно п. 1 ст. 401, п. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, принадлежащих физическим лицам, определяется исходя из их кадастровой стоимости.

         Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности (п. 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО № 4)», утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 22 октября 2010 года № 508).

         Таким образом, действующими нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости объекта недвижимости либо в результате проведения государственной кадастровой оценки, либо путем установления его рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого объекта недвижимости.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

В силу положений статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Постановлением правительства Воронежской области от 27.12.2012 г. № 1247 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Воронежской области, в том числе их удельные показатели кадастровой стоимости.

         Заявленное в настоящем деле требование по существу имеет своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости объекта недвижимости на его рыночную стоимость. При этом сами по себе достоверность кадастровой стоимости объекта недвижимости и законность нормативного акта об утверждении кадастровой стоимости предметом оспаривания в этом случае не являются.

Из материалов дела следует, что ООО «Стройсервис» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 806.1 кв.м., расположенное по адресу:              <адрес>.

Право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 23 июня 2005 года, о чем сделана запись регистрации (л.д. 12-16).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28.05.2019 <адрес> кадастровая стоимость нежилого помещения определена по состоянию на 12.10.2017 в размере 28 784 500,94 руб. (л.д. 17).

В подтверждение доводов к административному исковому заявлению приложен отчет от 10.06.2019 , выполненный оценщиком ООО «Проф-оценка» Павловой Л.Т., являющейся членом некоммерческого партнерства «Саморегулируемая межрегиональная ассоциация специалистов-оценщиков» (л.д. 18-77).

Указанным отчетом рыночная стоимость земельного участка определена по состоянию на 12 октября 2017 г. в размере 14 290 000 руб. с учетом НДС.

Согласно абзацам тридцать седьмому и тридцать восьмому статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности решение об отклонении заявления о пересмотре кадастровой стоимости, а также бездействие Комиссии, выразившееся в нерассмотрении заявления о пересмотре кадастровой стоимости в установленный законом срок, являются для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления условием для обращения в суд с требованием о пересмотре кадастровой стоимости и не могут быть предметом оспаривания при рассмотрении заявлений о пересмотре кадастровой стоимости.

         ООО «Стройсервис» с соблюдением требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности 27 июня 2019 г. обратилось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Воронежской области (далее - Комиссия) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка.

         Решением Комиссии от 23 июля 2019 г. № 196 заявление отклонено. Основанием для отказа, как указано в решении Комиссии, стало то, что отличие рыночной стоимости объекта недвижимости от кадастровой стоимости составляет более 30 процентов, а именно 50%, оформление и содержание отчета об оценке не соответствует требованиям статьи 11 Закона об оценочной деятельности, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральными стандартами оценки (л.д. 79-81).

Принимая во внимание разъяснения Верховного Суда Российской Федерации о том, что установление судом кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости (в целях исчисления налога на имущество организаций и без их реализации) в размере, равном их рыночной стоимости с учетом НДС, не является правомерным и на законе не основано, в то время как в представленном административным истцом отчете рыночная стоимость объекта недвижимости определена с учетом НДС, судом с целью получения надлежащих доказательств о достоверной величине рыночной стоимости объекта недвижимости по делу назначена судебная экспертиза на предмет определения рыночной стоимости объекта оценки.

Производство экспертизы поручено экспертам ФБУ Воронежский РЦСЭ Минюста России. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

В соответствии с заключением эксперта от 29.11.2019 рыночная стоимость объекта недвижимости по состоянию на дату определения кадастровой стоимости составляет 18 144 546 руб. (л.д. 127-142).

Заключение судебной экспертизы никем не оспаривалось, составлено лицом, обладающим правом на проведение судебных экспертиз в данной области, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, содержит подробное описание проведенного исследования, его выводы, и на основании этого исследования даны ответы на поставленные вопросы. Эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.

        Оценив заключение эксперта по правилам, установленным в статье 84 КАС РФ, суд соглашается с изложенными в нем выводами.

Достоверность данных, содержащихся в заключении эксперта лицами, участвующими в деле, не оспорена, какие-либо доводы, свидетельствующие о несоответствии указанного заключения эксперта установленным требованиям лицами, участвующими в деле, не приведены.

       Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объектов недвижимости

Учитывая изложенное, а также то, что участвующие в деле лица не представили доказательств несоответствия заключения эксперта действующему законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки, суд считает, что кадастровую стоимость объекта недвижимости надлежит установить в размере, определенном в данном заключении.

При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объектов недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению заявленные административные исковые требования, поскольку рыночная стоимость объектов недвижимости установлена экспертом на дату определения их кадастровой стоимости с учетом внесенных органом кадастрового учета исправлений технических ошибок сведений, касающихся дат определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 28 ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Поскольку административный истец обратился в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 27 июня 2019 г., данную дату следует считать датой подачи заявления.

В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.

Установление судом рыночной стоимости объекта недвижимости является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

        Сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что на основании части 4 статьи 38 КАС РФ административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной являются государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости, и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке. По делам о пересмотре кадастровой стоимости объектов, указанных в статье 24.19 Закона об оценочной деятельности, административным ответчиком является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

В силу положений ст. 24.19 Закона об оценочной деятельности при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности (часть 1).

       По данному делу кадастровая стоимость объекта недвижимости определена федеральным государственным бюджетным учреждением «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Воронежской области по состоянию на 12.10.2017.

Административным истцом в качестве административного ответчика по делу указано, в том числе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, которое в силу изложенной выше правовой позиции надлежащим ответчиком по делу не является, поэтому в удовлетворении иска к данному ответчику должно быть отказано.

     На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 180, 249 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Стройсервис» об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 806.1 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 12 октября 2017 г. в размере                18 144 546 (восемнадцать миллионов сто сорок четыре тысячи пятьсот сорок шесть) рублей.

Датой подачи заявления считать 27 июня 2019 г.

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «Стройсервис» в части требований об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Воронежский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                            А.А. Привалов

Мотивированное решение составлено 30 декабря 2019 г.

3а-638/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "СтройСервис"
Ответчики
ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Воронежской области
Правительство Воронежской области
Управление Росреестра по Воронежской области
Другие
Деева Мария Сергеевна
Деева М.С.
Администрация городского округа город Воронеж
Суд
Воронежский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vrn.sudrf.ru
16.08.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.08.2019[Адм.] Передача материалов судье
19.08.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
19.08.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.10.2019[Адм.] Судебное заседание
27.12.2019[Адм.] Производство по делу возобновлено
27.12.2019[Адм.] Судебное заседание
27.12.2019[Адм.] Судебное заседание
30.12.2019[Адм.] Изучение поступившего ходатайства/заявления
30.12.2019[Адм.] Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.12.2019[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.01.2020[Адм.] Судебное заседание
22.07.2020Регистрация административного искового заявления
22.07.2020Передача материалов судье
22.07.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.07.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.07.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2020Судебное заседание
04.02.2020Производство по делу возобновлено
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.02.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
04.02.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
04.02.2020Судебное заседание
04.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее