У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Судья Дементьев
Н.Н.
Дело № 33а-1245/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
30 марта 2021 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Лифановой З.А.,
судей Смирновой
Е.В., Васильевой Е.В.,
при секретаре
Расторгуевой Л.О.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции
Федеральной налоговой службы №7 по Ульяновской области на решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 13 января 2021 года по
делу №2а-2391/2020, по которому постановлено:
в удовлетворении
административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой
службы №7 по Ульяновской области к Воробьеву
Сергею Васильевичу о взыскании задолженность
по страховым взносам на обязательное
пенсионное страхование в фиксированном размере: налог в размере 29 354
руб. за период 2019 г., пени в размере 55,04 руб. за период с 01.01.2020 по
09.01.2020; страховым взносам на обязательное медицинское страхование
работающего населения в фиксированном размере: налог в размере 6884 руб.за период 2019 г. , пени
в размере 12,91 руб. за период с 01.01.2020 по 09.01.2020, а всего на общую сумму 36 305,95
руб.- отказать.
Заслушав доклад судьи Лифановой З.А., пояснения Воробьева С.В.,
полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС № 7 по Ульяновской области обратилась в суд с
административным исковым заявлением к Воробьеву С.В. о взыскании задолженности по
страховым взносам.
В обоснование заявленных требований указала, что Воробьев С.В. является
плательщиком страховых взносов, поскольку с 04.04.2017 он зарегистрирован в
качестве арбитражного управляющего. За расчетный период с 01.01.2019 по
11.12.2019 административный ответчик должен был заплатить страховые взносы на обязательное
пенсионное страхование (ОПС) в
фиксированном размере – 29 354 руб., страховые взносы на обязательное
медицинское страхование (ОМС) в
фиксированном размере – 6884 руб.
В связи с тем, что в
установленные налоговым законодательством сроки административный ответчик
оплату не произвел, ему начислены пени
по страховым взносам на ОМС в фиксированном размере за период с 01.01.2020 по
09.01.2020 - 12,91 руб.; пени по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за период с 01.01.2020 по 09.01.2020 - 55,04
руб., направлено требование №91 от 10.01.2020.
Определением мирового судьи судебного участка Старомайнского района
Чердаклинского судебного района Ульяновской области от 05.06.2020 судебный
приказ от 29.05.2020 о взыскании с Воробьева С.В. задолженности по страховым
взносам и пеням был отменен.
Инспекция просила взыскать с Воробьева С.В. задолженность по страховым
взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 29 354 руб. за 2019 год и пени – 55,04
руб. за период с 01.01.2020 по
09.01.2020; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское
страхование в размере 6884 руб. за 2019 год и пени – 12,91 руб. за период с 01.01.2020 по 09.01.2020, всего
36 305,95 руб.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное
выше решение.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС № 7 по Ульяновской области
не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое
решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что
суд первой инстанции сделал ошибочный вывод об уплате административным
ответчиком задолженности по страховым взносам на ОПС и ОМС за 2019 по
требованию об уплате №91 от 10.01.2020. Поясняет, что 25.06.2019 Воробьевым
С.В. была оплачена задолженность по страховым взносам за 2017 и 2018 годы,
которая содержится в требованиях об уплате №23373 от 25.04.2019, №23782 от
06.05.2019.
В возражениях на апелляционную жалобу Воробьев
С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС № 7 по Ульяновской области
– без удовлетворения.
В отзыве на возражения Воробьева С.В.
Межрайонная ИФНС России №7 по
Ульяновской области утверждает, что
в случае поступления платежей без указания дополнительной информации, необходимой
для идентификации назначения платежа, оплата налога зачисляется в счет
погашения предшествующей задолженности в
соответствии с Приказом Минфина России от 12.11.2013 №107н «Об утверждении
порядка указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных
средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ».
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, возражений относительно нее, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ст.286
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за
уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным
исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты
установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется
задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об
уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или
пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным
законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и
п.1 статьи 23 НК
РФ обязывают каждого платить законно
установленные налоги и сборы.
Административное
исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть
предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового
производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об
отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст.48
НК РФ).
Как установлено
судом и следует из материалов дела,
Воробьев С.В. с 04.04.2017 зарегистрирован в качестве арбитражного управляющего
и в соответствии с п.1 пп.1 ст.49 НК РФ является плательщиком страховых
взносов.
За период 2019 года
размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном
размере, уплачиваемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, составил 29 354
руб., размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование в
фиксированном размере, уплачиваемых в ФФОМС за 2019 год, составил 6884 руб.
МИФНС №7 по
Ульяновской области в адрес Воробьева С.В. направлено требование №91 об уплате
недоимки по страховым взносам, пени по состоянию на 10.01. 2020 со сроком
исполнения до 18.02.2020.
Судебным приказом
мирового судьи судебного участка
Старомайнского района Чердаклинского судебного района Ульяновской
области от 29.05.2020 с Воробьева С.В. взыскана указанная сумма задолженности.
Определением
мирового судьи того же судебного участка от 05.06.2020 судебный приказ отменен
в связи с поступившими от Воробьева С.В. возражениями.
В установленный
законом срок налоговый орган обратился в суд
с рассматриваемым иском.
Отказывая в
удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции
исходил из того, что имеющаяся задолженность была ответчиком погашена. В
качестве подтверждающих документов судом были
приняты во внимание платежные документы - чеки-ордеры от 25.06.2019 за №№4973, 4974, 4975, 4976, 4977, 4978, 4979,
4980 на общую сумму 64
629,84 руб., а также погашение задолженности в размере 919, 57 руб. по
требованию №144785 от 24.07.2019.
С такими выводами
районного суда судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Обращаясь в суд с
настоящим иском о взыскании задолженности по страховым взносам за 2019 год, налоговый
орган в качестве основания иска указал
неисполнение административным ответчиком требования №91 от 10.01.2020 со сроком
исполнения 18.02.2020. Данное требование ранее явилось и основанием для
вынесения мировым судьей судебного приказа от 29.05.2020 по делу №2а-861/2020.
В соответствии с
абз.2 п.2 ст.432 НК РФ суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются
плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не
предусмотрено настоящей статьей.
Таким образом,
Воробьев С.В., являющийся плательщиком страховых взносов, должен был уплатить
их за 2019 год в срок до 31.12.2019.
Вместе с тем
указанная обязанность Воробьевым С.В. не была исполнена, в связи с чем ему были
начислены пени и 10.01.2020 было выставлено требование №91 со сроком исполнения
18.02.2020.
Как видно из
карточки расчетов с бюджетом по налоговым обязательствам Воробьева С.В. по
состоянию на 26.01.2021 за ним числится задолженность по уплате страховых
взносов за 2019 и 2020 годы на общую сумму 84 618 руб.58 коп., из которых 29
354 руб. - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в
фиксированном размере, уплачиваемые в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, 6884
руб. – страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном
размере, уплачиваемые в ФФОМС за 2019 год.
Принятые судом во
внимание платежные документы не принимаются судебной коллегией в качестве
таковых, поскольку являются документами, подтверждающими уплату задолженности
за иные периоды и по иным требованиям: №23373 от 25.04.2019 и №23782 от
06.05.2019.
Так, согласно
требованию №23373 от 25.04.2019 (л.д.80) Воробьеву С.В. предлагалось до
04.06.2019 оплатить задолженность по страховым взносам за 2017 год с
установленным законом сроком уплаты 09.01.2018 в размере 27 990 руб. (на ОПС
23 400 руб. и ОМС – 4590 руб.), пени 3285, 78 руб. (2746,95 руб. и 538,83
руб. соответственно).
По требованию №23782
от 06.05.2019 (л.д.82) Воробьеву С.В. предлагалось до 17.06.2019 оплатить
задолженность по страховым взносам за 2018 год с установленным законом сроком
уплаты 09.01.2019 в размере 32
385 руб. (на ОПС 26 545 руб. и ОМС – 5840 руб.), пени 970,48 руб. (795,47 руб. и 175,01 руб. соответственно).
Данные суммы точно
соответствуют суммам, уплаченным административным ответчиком 25.06.2019, по
чекам-ордерам: №4977 (ОМС за 2017 год – 4590 руб.), №4979 (пени за 2017 год –
538,83 руб.), №4978
(ОПС за 2017 год – 23 400 руб.), №4980 (пени за 2017 год – 2746,95 руб.),
№4973 (ОМС за 2018 год – 5840 руб.), №4975 (пени за 2018 год – 175,01 руб.), №4974 (ОПС за
2018 год – 26 545 руб.), №4976 (пени за 2018 год - 795,47 руб.)
(л.д.л.д.33-35)
Довод возражений
административного ответчика о том, что данные платежные документы подтверждают
оплату взносов за 2019 год, являются несостоятельными, поскольку за период 2019
года размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в
фиксированном размере, уплачиваемых в ПФ РФ на выплату страховой пенсии, составлял
29 354 руб., а размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование
в фиксированном размере, уплачиваемых в ФФОМС за 2019 год, - 6884 руб., то есть
в отличном размере от сумм, указанных в квитанции.
Кроме того, сумма
пени по взносам за 2019 год не могла быть начислена по состоянию на 25.06.2019,
поскольку срок уплаты – до 31.12.2019 – на указанную дату еще не наступил.
Квитанции от
30.07.2019 и 11.10.2019 (л.д. 46-48) также не могут служить подтверждением по
уплате страховых взносов за 2019 год, поскольку не содержат необходимых
реквизитов, позволяющих отнести их к таковым.
В силу пп.3 п.3 ст.45
НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со
дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации, организацию
федеральной почтовой связи либо в многофункциональный центр предоставления
государственных и муниципальных услуг наличных денежных средств для их
перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального
казначейства.
Неисполнение
обязанности по уплате налога является основанием для применения мер
принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных
настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Согласно п. 7 ст. 45
НК РФ поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации
заполняется в соответствии с правилами, установленными Министерством финансов
Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Приказом Минфина
России от 12.11.2013 № 107н утверждены Правила указания информации,
идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату
налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации,
администрируемых налоговыми органами (далее - Правила), которые
распространяются, в том числе, на налогоплательщиков и плательщиков сборов,
страховых взносов и иных платежей, налоговых агентов, налоговые органы,
законных и уполномоченных представителей налогоплательщика, плательщика сборов,
страховых взносов и иных лиц, исполняющих в соответствии с законодательством
Российской Федерации обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную
систему Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что в
реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств указывается значение
основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
«ТП» - платежи текущего года; «ЗД» - добровольное погашение задолженности по
истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования
налогового органа об уплате налогов (сборов, страховых взносов); «ТР» -
погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов
(сборов, страховых взносов) и т.д.
В случае указания в
реквизите «106» распоряжения о переводе денежных средств значения ноль («0»)
налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж
самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше
оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
Пункт 8 Правил
устанавливает, что в реквизите «107» распоряжения о переводе денежных средств
указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков,
восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными
знаками и заполняются
точкой («.»).
Показатель используется для указания
периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты уплаты налогового
платежа, установленной законодательством о налогах и сборах.
Налогоплательщик
несет обязанность по своевременному перечислению в соответствующий бюджет
законно начисленных ему налогов с указанием информации, идентифицирующей
платеж, позволяющей налоговому органу правильно определить принадлежность
платежа к тому или иному налоговому периоду.
Из представленных
административным ответчиком квитанций (чеков-ордеров от 25.06.2019, 30.07.2019
и 11.10.2019 следует, что в них отсутствует информация, идентифицирующая данные
платежи, позволяющая налоговому органу правильно определить принадлежность
платежа к тому или иному налоговому периоду и бюджетную систему Российской
Федерации. В частности, в названных
документах не заполнены реквизиты «106», указано значение ноль («0»), предусматривающие
значение основания платежа.
В этой связи при
наличии в КРСБ сведений о наличии у Воробьева С.В. непогашенной недоимки произведенные
налогоплательщиком платежи налоговым органом были направлены на погашение иных
налоговых периодов, не относящихся к предмету административного спора, что не
противоречит вышеприведенному п.7 Правил.
Следовательно,
предъявленная ко взысканию задолженность по страховым взносам и пени за 2019
год административным ответчиком погашена не была, надлежащих доказательств,
подтверждающих обратное, в материалах административного дела не имеется.
При таких
обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось оснований для отказа в
удовлетворении административных исковых требований налогового органа.
Недоказанность
установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для
административного дела, а также несоответствие выводов суда первой инстанции,
изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, в силу ст.310 КАС РФ являются основанием для
отмены решения суда в апелляционном порядке.
Принимая во внимание
изложенное, решение районного суда подлежит отмене с принятием по делу нового
решения об удовлетворении административного иска в полном объеме.
Также в соответствии с ч. 1 ст.114
КАС РФ, пп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного
бюджета подлежит взысканию госпошлина: (36 305, 95 руб. – 20 000 руб.) х
3% + 800 руб. = 489 руб.18 коп. + 800 руб. =
1289 руб.18 коп.
Что касается доводов административного
ответчика относительно представления административным истцом новых
доказательств, а именно требований №23373 от 25.04.2019 и №23782 от 06.05.2019,
которые не были представлены в суд первой инстанции, то они не являлись
основанием настоящего административного иска и были приложены к апелляционной жалобе
исключительно в опровержение доводов административного ответчика и выводов суда
первой инстанции.
Доказывание по
административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и
равноправия сторон при активной роли суда
(п. 7 ст. 6,
ст. 14
КАС РФ).
Поскольку нормы КАС
РФ не содержат запрета на представление и истребование новых доказательств в
суд апелляционной инстанции, а дело подлежит проверке в полном объеме, исходя из
положений ст.308 КАС РФ, то суд второй инстанции обязан принять предусмотренных
Кодексом
меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по
административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе
доказательств в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63,
ч.ч.8,
12 ст.226,
ч. 1 ст. 306
Кодекса).
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 13 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░,
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░, *** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ***, ░░░░░░░░░░░░ ░░
░░░░░░: ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░,
***, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ №7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░: ░░
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 29 354 ░░░. ░░ ░░░░░░ 2019 ░., ░░░░ ░ ░░░░░░░
55,04 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2020 ░░ 09.01.2020; ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6884
░░░. ░░ ░░░░░░ 2019 ░., ░░░░ ░ ░░░░░░░ 12,91 ░░░. ░░ ░░░░░░ ░ 01.01.2020 ░░
09.01.2020, ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ 36 305, 95 ░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 400
░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░
░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 35 ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░