РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2016 г. г.Смоленск
Ленинский районный суд г.Смоленска
в составе:
председательствующего (судьи) Киселева К.И.
при секретаре Монастырской И.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кель О.И. к открытому акционерному обществу «Железнодорожная торговая компания» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Кель О.И., уточнив требования, обратилась в суд с иском к ОАО «Железнодорожная торговая компания» (ОАО «ЖТК») о взыскании заработной платы с учетом ее индексации и надбавки за сложность и напряженность в общей сумме <данные изъяты>.; пособия по временной нетрудоспособности в размере <данные изъяты>.; отпускных в размере <данные изъяты> компенсации за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>.; процентов за несвоевременную выплату денежных средств в сумме <данные изъяты>.; компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> судебных расходов.
Отмечает, что в период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ОАО «Железнодорожная торговая компания». При увольнении ответчиком не был разрешен вопрос о выплате причитающихся истице денежных средств в полном объеме.
В судебном заседании истица и ее представитель Евграфова Т.Н. поддержали уточненные требования.
Представитель ответчика Живуцкий С.Ю. отметил необоснованность заявленных требований, указал на пропуск истицей срока исковой давности.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 15 Трудового Кодекса РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
На основании ст.21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата - это вознаграждение за труд, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
В силу ст. 84.1 ТК РФ в день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Согласно ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
На основании ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии с положениями ст. 183 ТК РФ при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
В ходе судебного заседания установлено, что Кель О.И. в период с ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в ОАО «Железнодорожная торговая компания» в должности <данные изъяты>
В соответствии с трудовым договором № 22, заключенным между сторонами спора ДД.ММ.ГГГГ г., истице был установлен должностной оклад в размере <данные изъяты> (л.д.8-9). ДД.ММ.ГГГГ ее должностной оклад был повышен до <данные изъяты>
При поступлении на работу Кель О.И. работодателю были представлены трудовая книжка, заявление о приеме, копия свидетельства о рождении ребенка, справка с места учебы ребенка, справка о состоянии здоровья, копия паспорта, копия СНИЛС, копия ИНН, справка 2-НДФЛ за период ДД.ММ.ГГГГ с предыдущего места работы.
На основании приказа директора Московского филиала ОАО «ЖТК» № от ДД.ММ.ГГГГ г. истице была установлена надбавка за сложность и напряженность работы к заработной плате в размере <данные изъяты> от должностного оклада (л.д.13).
В период с ДД.ММ.ГГГГ. Кель О.И. в связи с временной нетрудоспособностью находилась на больничном.
ДД.ММ.ГГГГ. истице был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск - до ДД.ММ.ГГГГ.
Пребывая в отпуске, Кель О.И. написала заявление об увольнении по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ
На основании приказа руководителя Смоленского ТПО Московского филиала ОАО «ЖТК» с истицей расторгнут трудовой договор с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.10).
При увольнении Кель О.И. были выплачены отпускные в сумме <данные изъяты>., компенсация за неиспользованный отпуск (<данные изъяты> в размере <данные изъяты>., пособие по временной нетрудоспособности в сумме <данные изъяты>
Из представленных материалов и объяснений истицы следует, что в период с июля по ДД.ММ.ГГГГ г. работодатель не производил ей выплату надбавки за сложность и напряженность работы в размере <данные изъяты> от должностного оклада; в период с ДД.ММ.ГГГГ не индексировал заработную плату в соответствии с положениями коллективного договора; в связи с чем, также не произвел в полном объеме выплату отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, пособия по временной нетрудоспособности при увольнении.
Статья 56 ГПК Российской Федерации устанавливает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации" обязанность по доказыванию отсутствия неправомерных действий в рамках трудовых отношений лежит на работодателе.
В силу положений ст. 136 ТК РФ бремя доказывания обстоятельств своевременности и полноты расчета с сотрудником при его увольнении лежит на работодателе.
При разбирательстве дела ответчик не представил убедительных доказательств, опровергающих доводы истицы о необоснованности бездействия работодателя по выплате в ее пользу надбавки в размере <данные изъяты> от должностного оклада за сложность и напряженность работы.
Соответствующая надбавка была установлена Кель О.И. на основании приказа <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. и выплачивалась в период до ДД.ММ.ГГГГ
Из объяснений истицы, относящихся к числу доказательств гражданского процесса в соответствии с положениями ст. 68 ГПК РФ, следует, что руководство организации в период, предшествующий увольнению Кель О.И., мотивировало невыплату соответствующих денежных средств превышением фонда заработной платы, предполагая произвести доплату в ДД.ММ.ГГГГ г. Однако и при увольнении истицы ответчиком выплата надбавки за период с ДД.ММ.ГГГГ произведена не была.
Из ответа Государственной инспекции труда в Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ г. Кель О.И. стало известно о приказе <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. об отмене доплаты за сложность с ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.12,14).
Приведенные обстоятельства ОАО «ЖТК» не опровергнуты. Копия приказа, содержащего сведения о причинах отмены установленной Кель О.И. надбавки, а также сведения об ознакомлении истицей с указанным документом, в материалы дела не представлена.
Относительно приобщенного к делу приказа от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.14), суд отмечает следующее.
Предъявление Кель О.И. иска, содержащего указание на незаконность лишения ее указанной выше надбавки, предполагает ее несогласие и с локальным актом, послужившим основанием для прекращения выплаты указанных денежных средств. Представленный же ответчиком приказ № от ДД.ММ.ГГГГ по своей сути является абсолютно немотивированным, до сведения Кель О.И. информация о его издании в установленном трудовым правом порядке в принципе не доводилась. Произвольное же лишение работника части изначально оговоренного заработка является не основанным на законе действием. В этой связи суд отражает в настоящем решении указание на неправомерность отмеченного приказа и приходит к выводу о необоснованности прекращения работодателем выплаты истице надбавки.
Согласно п. 4.1.7 коллективного договора ОАО «ЖТК» на ДД.ММ.ГГГГ работодатель обязуется индексировать ежеквартально во втором месяце квартала, следующего за отчетным периодом, заработную плату работников организации на основании данных Федеральной службы государственной статистики о росте цен на потребительские товары и услуги (л.д.18).
Вместе с тем, в период с ДД.ММ.ГГГГ в нарушение положений коллективного договора индексация заработной платы Кель О.И. ежеквартально не производилась (за весь период работы истицы – индексация была произведена единожды в ДД.ММ.ГГГГ
При таком положении, суд полагает необходимым взыскать в пользу Кель О.И. недоплаченную заработную плату с учетом индексации и надбавки за сложность и напряженность работы в общей сумме <данные изъяты>. согласно расчетам, представленным истицей, правильность которых ответчиком не опровергнута.
Ссылки ответчика на дополнительное соглашение № к коллективному договору ОАО «ЖТК», в котором <данные изъяты> изложен в иной редакции, устанавливающей обязанность индексации заработной платы работников общества в соответствии с локальным нормативным актом ОАО «ЖТК», принятым с учетом мотивированного мнения выборного органа ППО РОСПРОФЖЕЛ ОАО «ЖТК», в период с ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны судом заслуживающими внимания, поскольку соответствующий локальный акт, регламентирующего иной порядок индексации при рассмотрении дела не был представлен. К тому же, описанное выше дополнительное соглашение <данные изъяты> к коллективному договору ОАО «ЖТК» было принято в период последующий увольнению истицы с работы, вследствие чего не может распространяться на трудовые отношения с ней.
Одновременно при расчете отпускных работодатель не учел невыплаченную Кель О.И. надбавку за сложность и напряженность, выплатив лишь <данные изъяты>., при том, что выплате подлежали денежные средства в сумме <данные изъяты>. ((<данные изъяты> (сумма фактического заработка Кель О.И. за ДД.ММ.ГГГГ + <данные изъяты>. (сумма фактического заработка Кель О.И. за ДД.ММ.ГГГГ / <данные изъяты> / ДД.ММ.ГГГГ календарных дня * ДД.ММ.ГГГГ положенного отпуска)). В этой связи, суд взыскивает <данные изъяты> (<данные изъяты>) с ОАО «ЖТК» в пользу истицы в счет недоплаченной суммы отпускных.
С учетом изложенного, суд в порядке ст.127 ТК РФ взыскивает с ответчика в пользу Кель О.И. также недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск, рассчитанную исходя из средней заработной платы (индексированной), с учетом ранее выплаченных денежных средств, в сумме <данные изъяты> ((<данные изъяты>. (сумма заработка истицы за период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ.) /<данные изъяты>) – <данные изъяты>
Обоснованными находит суд и требования Кель О.И. о перерасчете пособия по временной нетрудоспособности, исходя из данных о сумме ее дохода за ДД.ММ.ГГГГ. Размер недоплаченного пособия по временной нетрудоспособности, подлежащий выплате в пользу истицы, равен <данные изъяты>. <данные изъяты>. (заработная плата истицы ДД.ММ.ГГГГ.) / ДД.ММ.ГГГГ) – <данные изъяты>.)).
При этом ссылки ответчика на то обстоятельство, что истица с вопросом о пересчете пособия к работодателю не обращалась, не имеют правоопределяющего значения, при том, что ответчик, признавая за Кель О.И. право на соответствующую выплату и имея необходимые данные о ее заработке за предыдущие периоды, до настоящего времени её не произвел.
Довод представителя ответчика о пропуске истицей срока давности на обращение в суд не может быть принят во внимание.
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Согласно пункту 56 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела по иску работника, трудовые отношения с которым не прекращены, о взыскании начисленной, но невыплаченной заработной платы надлежит учитывать, что заявление работодателя о пропуске работником срока на обращение в суд само по себе не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования, поскольку в указанном случае срок на обращение в суд не пропущен, так как нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику заработной платы, а тем более задержанных сумм, сохраняется в течение всего периода действия трудового договора.
Таким образом, работник вправе рассчитывать на выплату причитающейся ему суммы в течение всего срока дальнейшего исполнения трудовых обязанностей. Такие правоотношения носят длящийся характер. Соответственно, срок давности на обращение в суд исчисляется с момента, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права – в рассматриваемой ситуации при прекращении трудового договора, так как в предшествующий период до сведения Кель О.И. информация о принятии работодателем решения о прекращении выплаты части заработка не доводилась, напротив, в ее адрес поступала информация о ближайшем положительном разрешении такого вопроса, что следует из неопровергнутых объяснений Кель О.И.
Кроме того, ответчиком не представлены и доказательства своевременного вручения истице расчетных листков, содержащих сведения о причитающихся ей выплатах.
Из материалов дела усматривается, что истица уволена с занимаемой должности в ОАО «ЖТК» ДД.ММ.ГГГГ., с иском в суд она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, применительно к вышеизложенному - в пределах срока, установленного ст. 392 ТК РФ.
Согласно ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.
Учитывая, что причитающиеся Кель О.И. денежные средства работодателем в установленный законом срок выплачены не были, с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация за нарушение сроков выплаты заработной платы, компенсации за неиспользованный отпуск, отпускных, пособия по временной нетрудоспособности, начисляемая на сумму задолженности в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации исходя из 8,25% годовых, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты, всего в размере <данные изъяты>).
В соответствии со ст.237 Трудового Кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
С учетом подтверждения при разбирательстве дела фактов нарушения ответчиком охраняемых законом прав и интересов Кель О.И., судом принимается решение о взыскании с ОАО «ЖТК» в пользу истицы денежной компенсации морального вреда в сумме <данные изъяты>
В соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ в пользу Кель О.И. с учетом требований разумности и справедливости подлежат взысканию <данные изъяты>. в счет расходов по оплате услуг представителя.
На основании ст.103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме <данные изъяты>
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Взыскать с открытого акционерного общества «Железнодорожная торговая компания» в пользу Кель О.И. задолженность по заработной плате с учетом ее индексации и надбавки за сложность и напряженность в общей сумме <данные изъяты>.; пособие по временной нетрудоспособности в размере <данные изъяты> отпускные в размере <данные изъяты>.; компенсацию за неиспользованный отпуск в размере <данные изъяты>.; проценты за несвоевременную выплату денежных средств в сумме <данные изъяты>.; компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>.; расходы на оплату услуг представителя в сумме <данные изъяты> а также <данные изъяты>. государственной пошлины в доход местного бюджета.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2016г.
Судья К.И.Киселев